Российская Арктика в 2016 году. Смена вектора управления Северным морским путем

24 января 2017


Мы продолжаем беседу об итогах 2016 года в российской Арктике с автором нашего журнала, членом Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаилом Жуковым.

Мы продолжаем беседу об итогах 2016 года в российской Арктике, начатую в материалах «Российская Арктика в 2016 году. Развитие Мурманского транспортного узла» и «Российская Арктика в 2016 году. Развитие портов Северного морского пути» с автором нашего журнала, членом Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаилом Жуковым.

Михаил Андреевич, мы закончили нашу беседу планами рассмотреть перспективы развития Севморпути и задачам, возникающим в связи с этим перед государством.
Мы начали нашу беседу с обсуждения претензий, высказанных председателем Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, вице-премьером Правительства России Дмитрием Олеговичем Рогозиным в адрес Минтранса России и Минэкономразвития России. Это закономерный итог деятельности Минэкономразвития России, продолжившего неудачную линию Минрегиона России. Что касается Минтранса России, то он «попал под раздачу» в силу его идеологической зависимости от предписываемых к использованию экономических механизмов и алгоритмов управленческой деятельности. В этой сфере транспортники вторичны и полностью зависимы от экономических идеологов. Последние, вместо того, чтобы проводить прагматическую политику, соответствующую природе объекта управления и его специфике, упорно пытались воплощать в Арктике либеральные экономические принципы, включая принцип «меньше государства». Вот и довели дело до того, что военным приходится брать арктическую проблематику в свои руки, о чем мы говорили в прошлой беседе. Это единственный на сегодня способ сдвинуть вопросы с мертвой точки, так как военным нужен результат, а не «верность принципам революции 1991 года». И результат нужен им «уже вчера», так как все мыслимые ресурсы времени бездарно израсходованы. Общая ситуация заставляет военных действовать в режиме «бегом», что тоже не хорошо, так как увеличивает риски «ошибок вынужденной торопливости». Но у них нет другого выхода, так как гражданский инфраструктурный комплекс, на который они должны были бы опираться, во многих местах едва жив и сам нуждается в их помощи.

Иными словами, военные попали в положение крупных арктических хозяйствующих субъектов, которые чтобы существовать вынуждены брать на себя социальные и коммунальные проблемы арктических поселков, подменяя финансово недообеспеченную местную и региональную власть?
Точно так, с той лишь разницей, что военным на это денег обычно не планируют, так как чисто формально это предмет расходных обязательств муниципалитетов и субъектов федерации и военные не могут производить операции, подразумевающие ситуацию перекрестного финансирования.

Как вы видите первоочередные задачи Министерства обороны в Арктике?
Собственные специфические задачи военных мы обсуждать не будем. Но они очень зависят от состояния гражданской инфраструктуры, так как значительная часть их деятельности протекает не в удалении от гражданского населения (такие объекты тоже есть, но не они проблема), а в населенных пунктах, на объектах общего пользования, будь то пути сообщения или энергетические сети, или объекты коммунальной и социальной инфраструктуры. Военные вынуждены погружаться в эти вопросы.

Как вы это видите применительно к Севморпути?
В материале «О едином органе управления Северным морским путем» мы уже говорили о том, что за порядком вхождения судов на трассы Севморпути (но и только) следит ФГКУ «Администрация Северного морского пути» («АСМП»). Атомным ледокольным флотом управляет ФГУП «Атомфлот», входящий в госкорпорацию «Росатом», который должен заботиться о собственной рентабельности, а не о рентабельности судоходства в целом. Отсюда проблемы тарифов, которые перевозчики именуют «запретительными» даже после их либерализации, о чем мы тоже уже говорили. Дизельэлектрические ледоколы принадлежат ФГУП «Росморпорт» и трем ОАО. Портовым хозяйством заведует ФГУП «Росморпорт». За гидрометеорологическое обеспечение отвечает Росгидромет. Эти структуры также вынуждены стремиться обеспечить собственную рентабельность.

Об интегральном результате думать некому?
Руководство АСМП еще в 2012 году разработало и внесло предложение о создании единого органа управления Севморпутем — Центра управления судоходством, о чем мы уже говорили раньше. Но только сейчас под давлением Министерства обороны вопрос начал как-то решаться. Первый Арктический Консорциум, о котором мы подробно говорили в прошлый раз  — только прообраз, так как не заточен на обеспечение всего спектра задач управления, включая коммерческую компоненту внутренних и транзитных грузоперевозок.

Что препятствует созданию единого органа управления Севморпутем?
С точки зрения теоретических воззрений экономического либерализма его просто не должно быть. Минэкономразвития всегда либо открыто возражало, либо молча противилось.

А что должно быть с позиции Минэкономразвития?
Должно быть то, о чем сказал Генеральный директор Оборонлогистики Антон Филатов на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в декабре 2016 года: «Сегодня вопрос координации морских операций судов, находящихся в одной акватории, как пример, в Арктической зоне, на уровне выше капитанов самих судов за редким исключением (каналы, проливы) никто не решает». Вольница сегодня, красиво именуемая максимальной свободой экономического поведения хозяйствующих субъектов всех уровней.

Как в этих условиях можно осуществлять текущее и перспективное планирование?
Никак. В таких условиях каждый капитан судна — сам себе Госплан.

К чему это ведет?
Отсутствует синергетический эффект экономии ресурсов системы. Каждый за себя. Финансовый показатель — икона и сам Господь Бог монетаристской экономики ведет к расточительству нефинансовых ресурсов (материальных, временных, человеческих). Это не только на Севморпути. Это общее правило. Впрочем, финансовые ресурсы также экономить не очень удается. Например, планирование для каждого судна отдельно ведет к их несинхронизированному с ледоколами и загрузкой портов движению, что вызывает простои, снижает безопасность и увеличивает риски нарушения контрактов. А в результате — повышение стоимости страхования и ухудшение финансовых показателей по всей цепочке участников транспортного процесса.

Что собираются делать?
Компания «Оборонлогистика», как координатор Консорциума, разрабатывает проект создания центра управления морскими операциями в Арктической зоне, расположенного в Архангельске. Совместно с ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Консорциум определил основные функции Центра, взял на себя его оснащение и разработку программного обеспечения.

Какова основная функция Центра?
Планирование и координация морских операций с учетом фактических и прогнозируемых гидрометеорологических и ледовых условий, запланированных маршрутов движения, запланированных наземных операций как для судов, находящихся под управлением Центра, так и для сторонних судов в соответствии с поступлением заявок на их проведение.

Это все?
Нет. Центр берет на себя функции постоянного диспетчерского наблюдения и контроля, организации гидрометеорологического обеспечения, информирования и разработки рекомендаций для плавания каждого судна, планирование привлечения сил ледокольного флота, обеспечение безопасности мореплавания на трассах Севморпути, множества других важных, но частных задач. Для целей совершенствования практики планирования Центр собирается осуществлять сравнительный анализ результатов навигации различных лет с учетом динамики погодных процессов.

Какие проблемы вы видите на пути становления Центра?
Идеологические, организационно-структурные и процедурные.

Почему идеологические и почему они названы первыми?
Потому, что на сегодняшний день они — главные. Ни практика целевого или стратегического программирования, ни практика индикативного планирования не отвечают задачам Центра и методам, которым ему предстоит действовать. А на планирование директивное все еще по инерции произносят анафему.

Минэкономика будет молча противиться?
Это будет происходить уже в силу инерции, так как реально влияющий на процессы круг людей на это идеологически и эмоционально заряжен. Часть представителей этого круга способна внутренне перестроиться, так как они живут в состоянии когнитивного диссонанса. Практическим умом они понимают, что «правящая идеология» не работает на практике, так как противоречит системе причинно-следственных связей. И они понимают, что это — повторение пройденного, но уже в варианте «зеркального отражения». Но эти люди — политически лояльные технократы и они следуют политическому мейнстриму.

Необходимо декларировать новые принципы?
Изменение правил экономической жизни может происходить только через политическое решение.

Что это за принципы?
Они просты и понятны. В социальном государстве цель экономической деятельности — производство необходимых населению страны общественных благ. Общество реализует свои задачи через государство, в то время как через частые структуры реализуют свои экономические интересы конкретные персоны — частные собственники, которые могут быть и не резидентами данного государства, и не членами данного общества. Но и лишать граждан права частной инициативы в решении своих материальных проблем и задач саморазвития также неправильно. Значит и государство, и субъекты частной инициативы в правовом пространстве должны быть равноправны. Но коли интересы общества реализуются через государство, оно должно иметь некоторые преференции в определенных сферах. В практическом плане это означает, в том числе, снятие лозунга «меньше государства», которое должно быть там, где оно нужно и в том объеме, который нужен.

А как же с тезисом о принципиальной неэффективности государства?
Он ложный. И государство, и бизнес в разных ситуациях могут быть или не быть эффективными. В крупных структурах и там, и там руководят наемные менеджеры, а не собственники, но у государства больше возможностей и лучших менеджеров привлечь, и спросить с них. Было бы желание. Если его нет, если происходит «отрицательный отбор» на замещение руководящих должностей, если чиновники не отвечают за результат, что еще можно ждать? Но есть и другие примеры.

Какие?
В части хозяйствующих субъектов можно на скидку вспомнить, например, Красноярский завод цветных металлов, который в девяностые на свои налоги почти в одиночку кормил город Красноярск, в то время, как и Русал, и Норникель со многими остальными «передовиками капиталистического производства» платили налогов на порядки меньше. Среди министров можно указать Сергея Кужугетовича Шойгу.

В чем по вашему заключается феномен Шойгу?
С одной стороны ему повезло в том, что он отвечал за безопасность, но только от природных и иных стихийных источников опасности, т.е. находился вне фокуса политической борьбы и ее проекции в экономику. С другой стороны он практически мыслящий человек с сильным характером. Хорошо понимая содержание стоящих перед его ведомством задач, он решает их исходя из принципа реальности, а не из умозрительных идеологических схем. Для него нет идеологически правильных или неправильных методов. Они либо соответствуют сути задачи, либо не соответствуют. Соответственно у Шойгу все получается. Пока он руководил МЧС России, с Минэкономразвития у него особого недопонимания не было, потому что экстраординарные проблемы требуют экстраординарных методов. Я сам в период работы в Минэкономразвития в эпоху Грефа привлекался к взаимодействию с МЧС и участвовал в разработке его ведомственных целевых программ. Но теперь, решая задачи развития Арктической зоны России, Шойгу оказывается в другом положении и вынужденно взламывает систему идеологических табу. Очень надеюсь, что новый министр экономического развития отнесется к этому с пониманием.

Получается, что Шойгу имеет уникальный опыт выстраивания прагматической экономической деятельности, пусть и только в рамках своего ведомства?
Формально это можно даже назвать «китайский опыт», хотя «китайского» в нем только тот самый прагматизм, учет конкретных условий и безразличие к цвету кошки, если она ловит мышей. И опыт уникален потому, что он это делал, невзирая на идеологические табу. А другие не могли или не хотели.

Директивное планирование — главный атрибут государственного управления хозяйственной деятельностью?
Это главный атрибут управления в любой частной компании — знаю по собственному опыту. Просто частному бизнесу можно, а вот государству — ни-ни. На самом деле это один из многих инструментов управления и нужен там, где нужен. И только.

Давайте теперь про организационно-структурные проблемы на пути становления Центра?
Мы уже много говорили об этом в материале «О месте рыночных инструментов в системе управления Северным морским путем» Можно собрать в одну управленческую пирамиду различные государственные органы, но как встроить в нее бизнесструктуры? А как быть с зарубежными партнерами? Поэтому мы и пришли тогда к выводу, что интеграция выше формата консорциума работать не будет. Но внутри консорциума тоже нужно выстроить оптимальную организационную инфраструктуру, а она зависит и от состава членов консорциума, и от распределения функций между ними. Пока же можно только отметить, что круг членов консорциума будет постепенно расширяться, перечень задач — увеличиваться и структуру консорциума нужно будет периодически пересматривать, попутно совершенствуя с учетом полученного опыта.

А что с процедурными проблемами?
О них можно сказать только то, что они непременно будут. Это сфера тактического управления и тут заранее мало что можно сказать. Единственное, что я бы пока посоветовал – обратить внимание на формат штаба. Помните, мы говорили в материале «О едином органе управления Северным морским путем» о том, что с 1976 года в рамках Администрации Северного морского пути Администрации Северного морского пути функционировал Штаб морских операций на трассе СМП (ШМО). В ШМО проводились ежедневные совещания по работе флота на арктических трассах и в пунктах завоза грузов, с учетом текущей оперативной, навигационной и ледовой обстановки. Более того, существовали секторальные ШМО: в Западном секторе на острове Диксон, и в Восточном секторе в порту Певек. Это не случайно. Дело в том, что мы думаем словами, а слова своим содержанием незаметно для нашего сознания управляют ходом наших мыслей. Слово: «центр» изначально подразумевает централизованную исполнительную вертикаль. А слово: «штаб» — наоборот ориентирует сознание на коллективную выработку решений. Процедуры выработки текущих решений по функционированию Севморпути в постоянно меняющейся обстановке требуют заслушивания позиций целого ряда специалистов, опытнейших в узкоспецифических видах деятельности. Это процедуры штаба. И в МЧС, и в Министерстве обороны есть богатые традиции организации штабной деятельности и использования ее процедур для оперативной выработки решений в сложной быстро меняющейся обстановке. Целесообразно сформировать внутри Центра постоянно действующий штаб с прикрепленными к нему на постоянной основе представителями основных членов Консорциума. Вполне возможно, что потребуются и секторальные штабы, обеспечивающие оперативность выработки решений в условиях страны с 11 часовыми поясами. 26 января в Совете по Арктике и Антарктике состоится совещание по проблемам транспортного проекта Северный широтный ход. После заседания я расскажу о проекте, его проблемах и принятых решениях.
Все новости