«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям», — Людвиг ван Бетховен.

7 февраля 2024

Фото: Юрий Розум
К открытию юбилейного фестиваля «Юрий Розум.50 лет на сцене»

Гала-концертом «Юрий Розум. 50 лет на сцене» блестящий пианист, народный артист России Юрий Розум откроет 22 февраля в Большом зале Московской Консерватории фестиваль, посвященный своему двойному юбилею. Лауреат самых престижных международных конкурсов, сейчас свою деятельность он связывает прежде всего с сохранением великих традиций русской фортепианной школы, и для поддержки юных талантов создал собственный Международный благотворительный фонд Юрия Розума, который находит звёздочек исполнительского искусства в самых отдалённых уголках России.


В свой день рождения 22 февраля Юрий Розум вновь выйдет на сцену Большого зала Консерватории. Накануне юбилейного вечера мы встретились с пианистом, чтобы узнать секреты одного из самых одаренных представителей современного фортепианного искусства.

- Юрий Александрович, началом своей творческой карьеры Вы считаете именно концерт, который состоялся ровно 50 лет назад в Доме Камерной музыки в Ереване. Чем он вам настолько запомнился?
- 50 лет назад, в 1974 году я был отобран с другими юными пианистами на Международный конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе, и Союзконцерт организовал нам большой тур для обыгрывания огромной программы. Поездка в Ереван началась со множества курьёзных приключений, от опоздания самолёта до аварий в гостинице. Концерт я начал как в тумане. А Ереван продвинутый город, пришли очень подготовленные слушатели. Я играл часть свой конкурсной программы для Брюсселя: Баха, сонату Моцарта, Бетховена, несколько этюдов Шопена, Листа, Рахманинова, сонату Прокофьева… Программа часа на 2, наверное. Концерт удался, завершился овациями. Это была мощнейшая встряска. Ведь для исполнителя адреналин, стресс – это как дрожжи, на которых крепнет опыт и стабилизируется артистизм. Так что профессиональную концертную деятельность я начал 50 лет назад – хотя если вспоминать, на сцене впервые оказался куда раньше…



- ваши родители, народный артист РСФСР певец Александр Розум и народная артистка России дирижёр Галина Рождественская, хотели, чтобы Вы продолжили музыкальную династию?
- музыку я любил с детства. И не ложился спать без того, чтобы вся семья – мама, папа, дедушка, бабушка и даже старая тётка, чтобы они все не выстроились и хором не спели мне мои любимые песни. Я пел вместе с ними – но отчаянно мимо нот, так что родители и не думали о моей музыкальной профессии. Но однажды, когда мне было лет 5, мамина концертмейстер обнаружила у меня абсолютный слух! И когда меня потом принимали в ЦМШ, 2 педагога в 4 руки нажимали 20 случайных клавиш – а я называл абсолютно каждую ноту! Моя первая учительница в ЦМШ Анна Даниловна Артоболевская стала первым человеком, который смог меня серьезно заинтересовать музыкой. До этого у меня была, как я говорю, «предпедагог», меня отдали к ней в дошкольную группу, и она сделала всё, чтобы я музыку возненавидел. Это была зубрежка каких-то нескольких произведений, неинтересных, не мотивирующих. Я ненавидел занятия, начал писать роман и заявил, что я музыкой заниматься не буду и в музыкальную школу не пойду Это было то трафаретное обучение, с которым я сейчас всегда борюсь, когда требуется нажатие на клавиши без объяснения того, что происходит за этими нажатиями, как строится мелодия, о чём она рассказывает, какой должен быть баланс между правой и левой рукой, как заставить эту музыку дышать, - ну в общем, какие-то вещи творческие, которые создают музыку, оживляют её, потому что без такого живого исполнения, музыка – это просто набор написанных кружочков и палочек на листе. Анне Даниловне удалось вновь увлечь меня, на первой же нашей встрече она надавала мне такое количество музыкальных произведений, к которому я, наверное, пришёл бы, оставаясь у предыдущего педагога, года через 4, через 5… Она перевернула мир, моё представление о музыкальных занятиях. Что не надо зубрить одно и тоже, а надо искать себя, находить, и то и другое пробовать, узнавать стили от Баха до современных композиторов.

- У вас был необыкновенный взлёт в начале карьеры: поступление в Московскую консерваторию «первым номером», как тогда говорили про лучших абитуриентов, первые поездки и выступления за рубежом…А как сложилась дальше ваша судьба?
- Не без сюрпризов. В 1973 году я впервые успешно выступил на международном фестивале в Хорватии, через год готовился лететь на престижный конкурс королевы Елизаветы… но меня практически сняли с самолёта – в КГБ поступили анонимки, что я стану ещё одним «невозвращенцем», мне нельзя доверять, а аргументы: я регулярно ездил исповедоваться в Троице-Сергиеву Лавру, приносил в Консерваторию запрещённые сочинения Солженицына, увлекался йогой.



В общем, мне прямо сказали, никто не станет рисковать, отправляя меня за рубеж. Но меня спасла служба в Советской Армии – там за меня поручились, отслужив, я смог выехать и завоевать победу на Международном конкурсе имени королевы Софии в Мадриде, а затем – на конкурсах в Барселоне и Монреале. После окончания консерватории и службы в армии я стал самым юным солистом Московской областной Филармонии, тут же получил звание заслуженного артиста РСФСР – а также комический титул «лучшего пианиста на худших роялях», поскольку выступать приходилось, как правило, в профилакториях, на заводах и в далёких посёлках, где часто многие клавиши у инструментов были давно «убиты». И только 10 лет спустя меня пригласили в Московскую государственную филармонию, и началась эпоха серьёзных концертов и больших залов.

- Что же Вам помогло не сломаться в таких условиях? Не секрет, на рубеже 80-90-х классическая музыка была мало кому нужна, многие музыканты бросили профессию, погубили свой талант, который не мог их элементарно прокормить.
- У меня уже была такая любовь к музыке, к исполнительству! На уровне какого-то беззаветного служения! Я уже не представлял, чтобы мог заняться чем-то другим. Ну и музыка уводит тебя от всех проблем, погружает в свой мир, даёт силы. И, конечно, очень меня отец поддерживал. Всегда говорил мне «не опускай руки, я в тебя верю. Ты всё преодолеешь», - как и теперь я повторяю своим ученикам. Он говорил мне: «Придёт твоё время, не сомневайся. У тебя особый звук, особое звучание рояля. Я с закрытыми глазами буду слушать десяток пианистов – и тебя сразу узнаю. Я же многих слышал, у тебя будет своя аудитория, свои концерты, поверь.» Хотя многие ушли тогда в бизнес, сменили профессию -мне настолько было неинтересно что-либо по сравнению с выступлениями, что даже концерт где-то в сельской школе на инструменте с западавшими клавишами был намного для меня привлекательнее, чем любая деятельность в иной сфере. Тот отзыв, та энергия, та благодарность, что идёт от слушателей… Не зря Бетховен ещё говорил: «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». Ну а насчет того, могла ли музыка элементарно прокормить… Как ни странно, платили нам тогда вполне прилично даже за концерты в далеких совхозах или колхозах. Другой вопрос, что учились в Консерватории мы всё же, мечтая о больших прославленных сценах! И ждать своего часа было тяжело…

- Но в итоге Вы покорили концертные залы буквально во всех частях света, от Европы до Австралии! Интересно, а какие концерты Вам запомнились больше всего? Возможно, поразили вас чем-то ярким, необычным?
- Самые яркие впечатления – это первые выступления в легендарных, прославленных залах мира, это как первая любовь, страница, которая остаётся в твоей жизни навсегда. Это первые выходы на сцену Большого зала консерватории. Конечно, это концерт после победы в Барселоне в знаменитом Палау де ла Музика. Это моё первое выступление в Театре «Колон», фантастическом Доме Оперы в Буэнос-Айресе. Играть в таких залах, чувствовать реакцию публики, понимая, какие гении выходили на эту сцену до тебя… Это запоминается на всю жизнь, во всяком случае, я помню каждую деталь тех концертов, как будто они были только вчера.
А были и выступления, которые запомнились какими-то курьёзами, забавными и необычными происшествиями, что случаются у каждого исполнителя. К примеру, в начале 2000-х в Оперном театре в Душанбе мы с оркестром начали исполнять знаменитый Второй концерта Сергея Рахманинова – и вдруг в зале полностью погас свет: во всей части города вырубился блок Нурекской ГЭС. Оркестр ещё несколько тактов сыграл по памяти и остановился. А дирижёр мне говорит «маэстро, если можно, поиграйте немножко. Так бывает…». Ну я начинаю играть что-то задумчивое из Чайковского, Шопена, через 10 минут уже освоился играть в полной темноте, начинаю исполнять более виртуозные произведения. Публика сидит слушает, не уходит, аплодирует. Атмосфера максимальной концентрации, что мне даже понравилось. Так я играл где-то минут 40 – думаю, пора заканчивать. И на какой-то бурной кульминации завершил своё выступление. Аплодисменты. И вдруг дают свет! И уже третьим отделением пришлось мне начать играть концерт Рахманинова.
Были и другие необычные, уникальные выступления. К примеру, в пещере вулкана Горелый на Камчатке, куда набралось несколько сот человек, проехавших из Петропавловска километров 200. Туда привезли пианино, никакая подзвучка не нужна была – там фантастическая акустика! Но температура – 11 градусов круглогодично! Поэтому мне дали тёплую куртку, и я больше часа играл свой сольный концерт. Причём чем больше я играл, тем теплее мне становилось, ближе к концу я и куртку скинул.
А самыми «жаркими» были для меня было выступления в завершении шоу «Русская мечта», которое устроил у горы Гасфорта в Севастополе байкерский клуб «Ночные волки». Меня вместе с роялем поместили на платформу на большой высоте. Громкий рок, ревут огнедышащие, олицетворяющие зло, машины. И вдруг это всё затихает, сильнейший луч на меня через всё поле – и платформа вместе со мной начинает опускаться, рояль дико трясёт, я держусь левой рукой за клавиши – а правой начинаю уже в полной тишине играть «Лунную сонату». Тихая как свет музыка льется словно звуки с небес…И когда я таким образом добрался до сцены и увидел лица слушателей… там был такой особый покой и вдохновение! Такое невероятное резкое по контрасту впечатление оставила эта идея показать столкновение борьбы, битвы – и высочайшей гармонии и отрешённости «Лунной сонаты».



- 22 февраля в Большом зале Московской Консерватории пройдёт Гала-концерт «Юрий Розум. 50 лет на сцене». Чем Вы хотели бы удивить ваших слушателей, кто выйдет в этот вечер вместе с Вами на сцену?
- С каждым выступлением на концертах в моей жизни связана какая-то история, и я хотел бы поделиться зрителями наиболее яркими из них и, возможно, дорогими лично для меня. Здесь будет и классика, и джаз, и хор, который я слушал ещё в коляске, когда мама привозила меня на репетиции, а воспоминания о папе – это выступление замечательных вокалистов Анны Аглатовой и Михаила Гужова. Будет на сцене и Симфонический оркестр Министерства обороны, с которым я играл с юных лет, и великолепный хор «Мастера хорового пения», и наиболее одаренные из стипендиатов Фонда Розума, мы же помогли встать на ноги за эти годы примерно двум тысячам талантливых юных музыкантов. Выступят и драматические артисты – Эммануил Виторган и Александр Домогаров.
Я начну концерт сольными произведениями любимого Шопена – композитора, которому я, если можно так сказать, обязан своему появлению на свет. Сто лет назад исполнение его вальсов и ноктюрнов моей бабушкой-пианисткой настолько покорило моего будущего деда, что он сразу, во время концерта, решил сделать ей предложение, даже лично не будучи с ней знаком! А закончим наш юбилейный гала Первым концертом Чайковского, с которым я побеждал на конкурсах в Мадриде и Монреале. Этот вечер станет вехой в моей жизни, это будет концерт-воспоминание, отсюда и такое разнообразие жанров, я хотел бы отразить в нём всё, что было для меня важным за эти полвека на сцене.




Поздравление от В. Р. Мединского (Помощник Президента Российской Федерации):
Уважаемый Юрий Александрович!
Примите самые искренние поздравления с 50-летием творческой деятельности и Вашим юбилеем! Полвека Вы радуете своим талантом миллионы поклонников классической музыки в России и по всему миру.
Вас знают не только как уникального пианиста-виртуоза, но и настоящего подвижника, создавшего собственную школу и Международный благотворительный фонд для поддержки новых поколений российских исполнителей. Ваши выдающиеся достижения Родина оценила по достоинству: Вы кавалер многих орденов и медалей, удостоены звания народного артиста России. Вы с юных лет сами побеждали на престижных международных конкурсах, а сейчас помогаете состояться множеству юных талантов. Вы гордость России, и не ошибусь, сказав, что каждый, кто был с Вами знаком, гордится Вашей дружбой.
Здоровья Вам и новых творческих удач!

Поздравление от А.С. Рыжинского (ректор РАМ им. Гнесиных):
Юрий Александрович Розум – это выдающийся музыкант широкой души и безграничных возможностей! Его искусство всегда направлено на вовлечение в мир прекрасного как можно большего числа людей! Исполнительская, благотворительная, педагогическая, общественная деятельность Ю.А. Розума неразрывно связаны друг с другом, превосходя все мыслимые представления о возможностях человека! Это и есть настоящее служение людям, искусству, стране!

Нина Шацкая (певица, заслуженная артистка России):
В канун юбилея Юрия Александровича Розума мне хочется сказать очень много тёплых слов о нём именно как о человеке, о его отзывчивости, его надёжности как друга. Очень редко бывает, когда в творческой среде один артист поддерживает другого. Всегда там, где Юра, там царит любовь, там творчество, там всегда очень интересные люди. Когда Юра играет на своих концертах, - он задевает самые нежные струны души. В зале слёзы обычно на глазах у публики. И мне хочется, чтобы как можно дольше мы продолжали встречаться и на концертных сцене, и за кулисами.

Даниил Крамер (пианист, народный артист России):
Я искренне Юру поздравляю и желаю всяческих благ!
Юра великолепный классический пианист, знаток, мастер своего дела. И один из тех, кого я называю форпостами, волнорезами, что противостоят цунами низкопробного ширпотреба, который обрушивается сейчас на всю планету и на страны с более прозападной цивилизацией.
Я думаю, сейчас как никогда важно, чтобы истинное искусство высочайшего класса могло противостоять тому, что вокруг происходит, а Юра один из тех, кто это реально делает. И хотел бы пожалеть, чтобы творчество Юры росло, чтобы были новые проекты, чтобы был великолепный репертуар. Ну, и самое главное – чтобы был здоров на радость нам всем.

Никас Сафронов (народный художник Российской Федерации):
Юра мой старинный товарищ, замечательный человек, невероятно талантливый, большой музыкант, он по праву заслужил звание народного артиста много лет назад. Интересный рассказчик с огромной эрудицией, с огромным интеллектом, музыкант от Бога, он поддерживает талантливых детей, открыл для этого несколько фондов. Юра с большим трепетом относится к музыке. Это человек невероятного творческого восторга ко всему – к жизни, к людям. Он труженик, сегодня выступает в Хабаровске, завтра в Алма-Ате, а после завтра уж где-то во Владивостоке… Он человек мира – и при этом большой патриот России. Он дарит радость всем, кто его знает и любит, он умеет дружить.


Анна Аглатова (солистка Большого театра):
Уже много лет мы знакомы с Юрой. Я вижу в нем совершенно простого, искреннего человека, любящего искусство, отдающего этому искусству все свое время и пространство в жизни. Своей открытостью он притягивает к себе сотни людей. И мне повезло быть его другом. С первого момента знакомства, на первом же нашем совместном концерте я поняла всю широту его души. Только человек огромного сердца может так чувствовать музыку. Я желаю моему дорогому другу долгих лет жизни и процветания! Пусть фамилия Розум звучит всегда так же гордо, как и сейчас!

Александр Соколов (ректор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского):
Замечательный музыкант, прирожденный педагог, активный общественный деятель, Юрий Розум отмечает в эти дни свой юбилей. Сам он как-то остроумно окрестил круг своих друзей и соратников «Братьями по Розуму». И мне очень приятно, что главная творческая встреча с юбиляром состоится у нас в Большом зале Московской консерватории, на сцене которого он выступал неоднократно. Его самые яркие дарования нашли своё проявление в многолетней подвижнической деятельности во главе основанного им Благотворительного фонда. От души желаю дорогому Юре долгих лет плодотворной жизни в искусстве и, конечно, доброго здоровья!

Дмитрий Дибров (журналист, телеведущий, продюсер):
Юрий Александрович Розум – это как раз посол той России, которую мы когда-то потеряли на несколько десятков лет – а вот сегодня обретаем вновь. Это Россия Чайковского и Танеева, это Россия Рубинштейна и Рахманинова, Толстого и Чехова. Вот так говорили, так вели себя и так были образованы все те люди, которые сделали нашу страну маяком мировой культуры.

Все новости