По Томтору споров нет

4 августа 2016

Фото: Технология добычи на Томторе будет такова, что этот вахтовый поселок станет едва ли не самым крупным объектом.

Об этом месторождении написаны десятки статей авторитетных ученых и даже книги. Любое упоминание о нем моментально отражается в новостных лентах специализированных сайтов. Наконец, его полномасштабное освоение превратит Россию в одного из мировых лидеров по производству редкоземельных металлов (РЗМ).






ЭКОНОМИКА

Планетарный масштаб

Конечно, речь идет о расположенном на севере Оленекского улуса Томторском месторождении. По признанию специалистов, это объект планетарного масштаба. Достаточно сказать, что по своим подтвержденным запасам он опережает все три самых крупных месторождения — Араша в Бразилии (ниобий), Маунтин‑Пасс в США и Баюнь‑Обо в Китае (редкоземельные металлы).
Добавим, что интенсивное геологическое изучение на Томторе идет лишь на одном участке Буранный. Но уже здесь запасы пригодных для извлечения РЗМ кондиционных руд составляют 42,7 млн тонн. А ведь в каждой тонне содержится, помимо редчайшего ниобия, еще девять не менее редких элементов — иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и титан.

Сколько стоят граммы

Названия этих металлов мало о чем говорят рядовому обывателю. Вот если применить более понятные ценовые категории, то многое становится ясным даже далекому от геологии и металлургии человеку.
Сегодня добыча золота во всем мире считается рентабельной, если содержание драгоценного металла достигает хотя бы одного грамма на тонну руды. При этом извлеченный из горной массы на огромных обогатительных комбинатах грамм золота стоит примерно 30 долларов.
А в тонне руды Томторского месторождения содержится 18 полезных компонентов, общая стоимость которых по самым заниженным данным составляет порядка 10 тысяч долларов. Как говорится, почувствуйте разницу и помножьте все это на 42 млн тонн руды только с одного из трех известных участков месторождения.

Область применения

Согласно данным из открытых источников, ресурсов Томтора достаточно, чтобы обеспечить РЗМ 14 из 27 тех самых высоких технологий, развитие которых предусмотрено программой повышения конкурентоспособности российской промышленности, утвержденной президентом России Владимиром Путиным в 2012 году.
В их числе такой ценный металл, как скандий, который очень востребован в авиационной и космической отраслях. Алюминий, при добавлении трех килограммов скандия на тонну, существенно увеличивает прочность. Такие технологии широко известны, их применяют на заводах Боинга и Эйрбаса.
Кроме того, редкоземельные элементы используют в радиоэлектронике, приборостроении, атомной и химической промышленности, металлургии и, конечно, выпуске самых современных систем вооружения и военной техники.

Государственный интерес

Исходя из вышесказанного становится понятно, почему вопрос развития отечественной промышленности редкоземельных металлов на минувшей неделе был рассмотрен на специальном совещании под руководством лично президента Владимира Путина.
Открывая совещание, глава государства подчеркнул, что по объёму разведанных и подтвержденных запасов редкоземельных металлов Россия занимает второе место в мире, а их производство составляет всего два процента от мирового. «При этом мы понимаем: решение многих задач в экономике, в сфере обороноспособности связано с эффективной работой промышленности редкоземельных металлов», — заявил он.
В своем основном докладе министр промышленности РФ Денис Мантуров назвал освоение Томторского месторождения флагманским для всей отрасли и сделал основной упор на внедрение технологий с использованием РЗМ в промышленное производство. «К сожалению, в России уровень потребления редкоземельных металлов в виде конечной продукции сегодня оценивается в пределах всего 1000 тонн в год», — отметил он.
По понятным причинам другие подробности развития в полном смысле слова стратегической отрасли остались за кадром. Однако даже из усеченной информации становится абсолютно очевидным, что единственным драйвером в плане сырьевого обеспечения развития целой отрасли является именно Томтор. И по этому поводу на уровне руководства страны нет никаких споров.

 



ТЕХНОЛОГИЯ

Руда — контейнер — грузовик

Вся история добычи природных ископаемых в Якутии сопряжена с нарушениями экологии. Но уже сегодня можно сказать, что Томтор станет исключением из этого правила.

Дело в том, что природа сотворила здесь настоящее чудо. Руда по содержанию полезных компонентов не имеет аналогов в мире, поэтому нет необходимости строить посреди тундры обогатительные фабрики, которые могли бы губительно сказаться на экологии района.
Еще во время проектирования была выбрана самая безопасная технология добычи — руда будет извлекаться из недр, герметично упаковываться в специальные контейнеры и целиком вывозиться на металлургический комбинат вне территории республики, где из нее извлекут полезные компоненты.
Что касается соблюдения безопасности при транспортировке, то специалисты приводят пример, когда в середине 90‑х годов два контейнера с томторской рудой общим весом чуть более тонны упали с машины во время ледохода в реку Далдын под Удачным.
Была создана правительственная комиссия для расследования ЧП, собирались совещания, наказывались виновные и невиновные. А все закончилось тем, что после половодья контейнеры, герметично закрытые крышками с болтами, подняли, погрузили на машины и довезли до места назначения — Красноярска. Абсолютно никаких последствий для экологии не произошло, но шума было очень много.



ЭКОЛОГИЯ

У страха глаза велики

Эта пословица как нельзя точно характеризует реальную экологическую ситуацию вокруг освоения Томторского месторождения.

Как известно, одна из главных проблем для производства редкоземельных металлов заключается в том, что их извлечение из природной руды требует утилизации сопутствующих радиоактивных элементов. То есть опасность возникает именно на данном этапе.
Что касается радиоактивности самой руды, которая содержит повышенные концентрации тория и урана, то она ощущается только при непосредственном контакте, на глубинах 20–100 метров, а на поверхности фиксируется естественный радиационный фон.
В этом лично убедились активисты из числа местного населения в ходе прошедших в прошлом году в Жилинде и Оленьке общественных слушаний. Тогда специалисты компании «Восток инжиниринг» в присутствии экологов измерили дозиметрами радиационный фон непосредственно в этих населенных пунктах, а затем все вместе вылетели на участок «Буранный», где велись интенсивные геологические работы.
Каково же было удивление местных жителей да и самих геологов, когда беспристрастные приборы показали, что радиационный фон на месторождении немного меньше, чем в Жилинде и Оленьке. После такой наглядной и убедительной демонстрации экологической безопасности вопросы у наиболее беспокойной части населения отпали сами собой.
Вообще абсолютную открытость «Восток инжиниринга», когда недропользователь ничего не скрывает и показывает каждый свой шаг, можно назвать практически образцовой и достойной для подражания другим работающим в республике крупным компаниям. Ведь людям много не надо, им достаточно увидеть все своими глазами. Тогда и страха никакого не будет.


АВТОР: Федор Григорьев, газета «Якутия»
4 августа 2016 г. №87 (33170) www.gazetayakutia.ru
Все новости