Битва за Арктику

3 ноября 2015

Фото: Рамиль Гатауллин
В Арктике, кажется, застыло даже время, кругом лед и тишина, как и сто, и тысячу лет назад. Лишь изредка раздается скрипучий крик чайки, а когда ледокол идет сквозь торосы, ощущение, что от грохота взламываемого льда вибрирует воздух. Но тишина здесь обманчива, за этим «белым безмолвием» как за невидимой и звуконепроницаемой ширмой идет борьба, грозящая перерасти в реальную битву за Арктику. Вернее, за то, что скрыто под ледяной шапкой Земли.

«Край ледяного ужаса», как называл Север полярный исследователь Ф. Нансен, переживает в последние годы очередное нашествие исследователей. Нам, россиянам, понятно, деваться некуда, чуть ли не треть территории страны за полярным кругом, еще адмирал С.О. Макаров говорил: «Россия — есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану», так что волей-неволей приходится осваивать. Допустим, американцам, канадцам, норвежцам, датчанам Арктика тоже не чужая, границы сюда выходят. Но помимо вышеперечисленных стран в Арктический совет входят также Швеция, Исландия и Финляндия. А в 2013 году на «приставные стульчики» наблюдателей в этой международной организации уселись еще Италия, Сингапур, Индия, Япония, Южная Корея и Китай — страны, далекие от полярного круга.
Причем китайцы действуют всё более напористо и откровенно. К примеру, когда Россия решила доказать свои права на дополнительную часть арктического шельфа — между хребтами Ломоносова и Менделеева, ученые Поднебесной тут же заявили протест: мол, усиление активности России в Арктике, в особенности полеты патрульных бомбардировщиков и установка флага на дне океана в районе Северного полюса, — это сигнал о желании единолично распоряжаться ресурсами в регионе, что с их точки зрения недопустимо. Поэтому китайцы призывают арктические государства рассмотреть интересы всего человечества в Арктике. Понятно, что демарш ученых на самом деле — это выражение мнения официального Пекина. Высказывая заботу об интересах человечества, КНР фактически заявляет о своих видах на эту часть планеты. Можно сказать, что Китай уже застолбил здесь «делянку» 12 лет назад, открыв на Шпицбергене научную станцию. По официальной легенде, ученые там изучают северное сияние, замерзшие микроорганизмы, ледники и проводят метеонаблюдения. Кроме того, Поднебесная, чьи границы находятся в тысячах километрах от суровых северных широт, уже активно формирует свой арктический флот. В нем пока лишь один ледокол «Снежный дракон», но на финских верфях достраивается еще одно такое же мощное дизельное судно. А в дни саммита БРИКС-ШОС в Уфе стало известно о желании КНР купить атомный ледокол и у России. И всё это якобы исключительно в интересах науки. Однако понятно, что это лишь прикрытие. И совершенно очевидно, что китайцы спешат в Арктику, расталкивая локтями других, не для того, чтобы быть первыми в изучении строения полярного льда и маршрутах миграции белого медведя. Нефть и газ — вот главный и самый желанный трофей будущей битвы!

«Капитан Арктика»
Согласно докладу, опубликованному британской нефтяной компанией British Petroleum, разрабатываемых сегодня запасов нефти хватит еще лет на 40. А потом останется или добывать ее здесь, в высоких широтах, или покупать топливо у тех, кто оказался проворнее. Ученые давно предполагали, что под этими льдами скрываются несметные сокровища. Но подтвердилось это предположение относительно недавно. Пока говорят, что каждый вложенный в экономику этого региона цент обещает обернуться семикратной прибылью. Поэтому неудивительно, что вокруг арктических территорий, и прежде всего российских, идет активная борьба.
По мнению американского военного аналитика Дэвида Ханта, холодная Арктика стремительно превращается в горячую точку геополитики, наступает «последняя возможность нейтрализовать военную мощь России в Арктике и выиграть эту беспрецедентную игру в перетягивании каната за обладание ресурсами в этом регионе. В арктических территориальных водах США скрыто примерно 27 миллиардов баррелей нефти и 40 триллионов кубометров газа. По мнению специалистов, это означает миллионы новых рабочих мест, миллиарды долларов дохода в госбюджет и тепло в каждом американском доме в течение как минимум 30 лет!.. США способны победить в этой энергетической войне. Настало время продемонстрировать свое превосходство и выиграть Арктику!»
Наиболее привлекательным для освоения является именно российский арктический шельф. По прогнозам Минприроды РФ, там сосредоточены 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллиона кубометров газа. Это примерно 20–25 процентов мировых запасов углеводородов. На сегодня уже выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений, по меньшей мере в 10 из них перспективность недр уже доказана. Сейчас в разработке наших природных богатств принимают участие около 50 различных зарубежных фирм и компаний, проявляя особый интерес к Штокманскому, Приразломному, Ардалинскому, Варандейскому, Ново-Портовскому и другим залежам углеводородного сырья. При этом есть проблемы с разграничением морских пространств в Чукотском и Беринговом морях с США, и в Баренцевом море с Норвегией. В последние годы там обострилась ситуация вокруг добычи рыбы и других биоресурсов. О серьезности намерений Запада сигнализирует и такой факт: страны НАТО уже несколько раз проводили военные учения у границ России.
Американцы долгое время не обращали внимания на этот регион, полагая, что у России нет ни технологий, ни свободного капитала для разработки здешних месторождений. Действительно, куда им было спешить? Ведь в начале девяностых, после того, как рухнул Советский Союз, новые российские власти фактически бросили Север вместе с теми, кто там жил и работал. Реформаторы объясняли: якобы Заполярье приносит стране одни убытки. Хотя на самом деле всё зависит от того, как поставить дело. Достаточно вспомнить историю первой в мире полярной станции «Северный полюс» во главе с легендарным Иваном Папаниным. Казалось бы, ну какой прок от дрейфующих на льдине ученых? Но организаторы догадались включить в состав экспедиции кинодокументалистов. Через год фильм об этом уникальном событии купили десятки стран, и прибыль от него перекрыла расходы на экспедицию.



«Пурга качается над Диксоном…»
В былые годы на рейде диксонского порта ждали своей очереди на разгрузку десятки кораблей, а теперь вся гавань забита льдом, и единственное ожидаемое судно — ледокол «Ямал», на котором прибыла наша экспедиция «Кара-зима-2015». В общем, Диксон — очередной умирающий поселок, очень похожий на Териберку, где снимали нашумевший фильм «Левиафан», почти с тем же набором проблем. Только одно важное отличие: из Териберки до Мурманска ходит рейсовый автобус, даже по плохой дороге это около 4 часов пути. А выбраться из Диксона можно только самолетом, который летает раз в неделю, — это по расписанию и если хорошая погода. Билет в одну сторону — от 11 тысяч рублей, для местных огромные деньги! Сам аэропорт — деревянная избушка и бетонная полоса, которую нечем чистить от снега, кабы не местные умельцы: еще в ноябре приварили к бензовозу ковш от развалившегося трактора и тем самым обеспечили безопасность полетов! Иначе Диксон был бы оторван от большой земли до июня — снег здесь долго не тает. Этой зимой в поселке случилась авария в котельной, дома два дня не топили, трубы и батареи полопались, думали уже об эвакуации, но Диксон опять спасли местные кулибины. Раньше сюда, как и вообще на Север, приезжали «за длинным рублем». Диксон был одним из ключевых портов Северного морского пути с населением в 6 тысяч человек! Сейчас здесь осталось всего 624 самых стойких диксончан. Что их удерживает в местности, где снег лежит даже в июле, летом без плотных штор не уснуть, ибо солнце не садится круглые сутки, а зимой наоборот — два месяца беспросветной темени, мороз минус 50 и ветер такой силы, что Диксон в шутку называют «краем летающих собак»? Точно не зарплаты: средний доход — чуть более 34 тысяч рублей, плотник получает около 20 тысяч, медсестра — 40 тысяч. На материке теперь можно заработать гораздо больше. Цены на продукты зашкаливают — к примеру, за килограмм яблок просят 300 рублей. Но ведь живут люди и не хотят уезжать! Говорят, Север затягивает. Но сегодня неисправимые романтики — обитатели Диксона, да и всего Заполярья, живут ожиданием ренессанса.



Заполярный ренессанс
Нет, конечно, по большому счету мы никогда отсюда и не уходили, энтузиасты — жители Диксона, Певека, Тикси и других полярных поселков, сохранили инфраструктуру Крайнего Севера. Благодаря огромному заделу, созданному во времена СССР, никто из соперников так и не смог обойти нас в исследовании Арктики. Отсюда уже пошли первые баррели нефти и кубометры газа, на очереди разработка угля: рядом с Диксоном обнаружены залежи антрацита, который можно добывать открытым способом. На очереди — возрождение Северного морского пути, предполагается, что через несколько лет поток грузов по нему раз в десять будет больше, чем даже в советские годы. А чтобы ни у кого не возникло сомнений в серьезности наших намерений, за полярным кругом вновь появились военные базы. Россия шаг за шагом возвращается в Арктику, и на этот раз, похоже, навсегда. 
Все новости