"Энергетический суверенитет начинается с 5 мегаватт"

17 мая 2024

Фото: АО "ГИРЕДМЕТ"
Редакции журнала «Редкие земли» встретилась и поговорила с Халедом Нагиб, Генеральным директором и президентом Водородной ассоциации Египта.

Калед имеет более 30 лет опыта в области энергетики, нефтехимии, а в последнее время - в сфере возобновляемых источников энергии и водорода, включая инженерное строительство, эксплуатацию, управление инфраструктурой.

Калед рассказал про перспективы развития водородной энергетики, новые применения редких металлов, загадочную русскую душу:
«Наша профессиональная деятельность была связана с логистикой, нефтехимией и энергетикой. Мы провели последние 30 лет в этих областях и много работали с аммиаком на заводах по производству удобрений. Именно в тот период мы увидели большую роль водорода в производствах и его огромный потенциал в остальных отраслях. Водород всегда был частью технологического процесса, что мы видели на нефтеперерабатывающих заводах, на электростанциях, где водород используется для охлаждения турбин.
Честно говоря, раньше редкоземельные элементы не занимали нашего внимания, но когда вы начинаете изучать водородные технологии, вы начинаете понимать насколько важна роль РМ и РЗМ во всех отраслях без исключения. Большая часть технологий по производству электролизеров* была основана на щелочи, в которых используются только простые металлы, такие как медь и сталь. Но производство именно высокопроизводительных электролизеров, например, твердооксидных и ПЭМ, очень сильно зависит от редкоземельных элементов.
Водородная ассоциация была основана в 2017 году. Мы стали участвовать во многих водородных проектах. Перед нами всегда встает вопрос о повышении производительности, КПД и возможности масштабировать производство. К сожалению, в крупных проектах — это проблема. Это связанно с временем выполнения заказа, а также с тем, что цена на редкие металлы может меняться. Я упоминал в своем выступлении о крупномасштабных проектах, которые производят, скажем, миллион тонн экологически чистого аммиака или несколько сотен тысяч тонн водорода. Однако инженерные исследования занимают два-три года. И мы хотим сказать, что в Египте и во всем мире большое внимание уделяется этим крупномасштабным проектам. Но мы хотели бы видеть больше возможностей, особенно в сотрудничестве с Россией, для развития египетской промышленности. Стоит сказать, что на начальном этапе не нужно масштабировать производство.
Есть смысл начать с небольшого существующего завода по производству удобрений или сталелитейного завода. Можно начать вводить 5 мегаватт, 10 мегаватт и далее. Не обязательно начинать с 1 гигаватта. Необходимо включить в производственный процесс низкоуглеродистый или экологически чистый водород.Мы стремимся, особенно в сотрудничестве с Россией и российскими компаниями, использовать подход "снизу вверх".
Мы зависим от мелкосерийного производства. Можно налаживать технологический процесс с одного маломощного электролизера. Установка хотя бы одного электролизера — это непростая задача. Водород, особенно для таких стран, как Египет, действительно олицетворяет энергетический суверенитет. Нам не нужно зависеть от нефти и газа, где требуется очень большой бюджет на разведку и добычу.
С водородными технологиями действительно можно говорить о мелкосерийном производстве, которое может оказать огромное влияние. В Египте до сих пор есть деревни с недостаточным уровнем электроснабжения. Потенциал заключается в том, что растущие рынки находятся в Африке. Население Африки стремительно растет. Должна быть создана концепция Водородной деревни, Водородного кластера, Водородной долины. Я думаю, что в беднейших странах Африки, в Центральной Африке, водородные технологии — это, в первую очередь, нарратив, который мы должны развивать, подобно тому.
Я действительно считаю, что нашим странам действительно нужно развивать свой собственный нарратив. Дух сотрудничества и русский стиль гостеприимства совершенно отличаются от того, что мы видим в США, на Западе и даже в Японии. Они немного более самонадеянны и не хотят делиться технологиями и сразу спрашивают: «У вас есть заказ на поставку? У вас есть контракт?» Они люди другого склада.К слову, Россия построила одну из первых в мире установок по производству экологически чистого аммиака мощностью 270 мегаватт в Египте. Завод все еще существует, но, к сожалению, у него есть некоторые проблемы. Сейчас он не работает, но в данный момент он уже восстанавливается.
Я очень уважаю российскую историю и культуру. Это нечто особенное. Мы ездили в Санкт-Петербург ночным поездом. Это было похоже на настоящий русский опыт. Мне очень нравятся русские поезда, в них есть какая-то душа. Мы пошли в вагон-ресторан, где мы почувствовали себя в 1960 году.»
Мы не стали начинать дискуссию c нашим любезным гостем. Его бизнес-философия абсолютна правильна, а предложения, безусловно, интересны. Понятно, что экономика электролизера на 5 мегаватт неизбежно будет проигрывать экономике масштабных электролизеров. Но невозможно не согласиться c утверждением, что «роль РМ и РЗМ важна во всех отраслях без исключения»

*Электролизеры для получения водорода – это устройства, работающие на принципе электролиза воды. Они состоят из специальной емкости, в которой расположены катод, анод и электролит (обычно вода). При подаче напряжения на электроды происходит электрохимическое разложение воды на составляющие элементы: кислород выделяется на аноде, а водород – на катоде. Полученный газообразный водород затем проходит очистку и осушку, чтобы достичь высокой степени чистоты. Это делает электролизеры эффективным инструментом для производства водорода.
Все новости