Александр Бондарев: «Изобретать надо нужные вещи!»
22 октября 2015
Фото: Редкие земли
РЗ: В чем суть предложенной вам инновации, за которую вы получили приз?
Александр Бондарев: Это уникальная разработка, не имеющая аналогов в мире. Это новый транспортно-упаковочный контейнер, для перевозки отработанного ядерного топлива авиатранспортом. Дело в том, что типичная транспортировка ОЯТ осуществляется по железной дороге, и перед нами была поставлена задача разработать авиационный контейнер. Главное требование – он должен выдерживать аварию самолета и не терять герметичности при падении с высоты до 450 метров, именно эта цифра была указана в техническом задании.
РЗ: Но ведь самолеты летают выше?
Александр Бондарев: Да, но при падении корпус самолета демпфирует, смягчает удар…
РЗ: А где вообще может использоваться воздушная транспортировка ОЯТ?
Александр Бондарев: Ну, например у нас есть Билибинская АЭС на Чукотке… Там уже скопилось большое количество топлива, а никакого сообщения, кроме авиации, с теми краями нет.
РЗ: А морское?
Александр Бондарев: Тоже не всегда доступно. Реки замерзают, навигация короткая… А самолеты летают всегда.
РЗ: То есть, в вашем случае сработала классическая схема – заказчиком инновации был ее потребитель?
Александр Бондарев: Ну да. Росэнергоатом обратился к нам с предложением разработать контейнер по их условиям. Насколько мне известно, они пытались создать такой контейнер в других НИИ, но никто не смог обеспечить полное соответствие техническим требованиям. У нас – получилось. Не в последнюю очередь потому, что мы с подобными заказами уже сталкивались и в РФЯЦ уже создавался авиа-контейнер ТУК-145с, с похожими характеристиками, но под другой тип топлива – они были меньше.
Наши расчеты показали, что создать такую конструкцию, как хочет Росэнергоатом возможно, и в дальнейшем 3D-моделирование подтвердило наши расчеты.
РЗ: А испытания были?
Александр Бондарев: Нет, пока ограничились 3D-моделированием. Но если будет принято решение о производстве, конечно будут и натурные испытания. Но они, как правило подтверждают данные моделирования, у нас очень хорошая расчетная база…
РЗ: Есть какая-то «фишка» у вашей разработки?
Александр Бондарев: Ну, «фишка» была в выборе демпфирующего материала. Дело в том, что мы изначально были поставлены в довольно жесткие условия – и по прочностным характеристикам, и по весу, и по размерам – то есть, нам надо было вписаться в транспортный люк Ан-24, учитывать его грузоподъёмность, и дальнейшую транспортировку – водным, авто- или железнодорожным транспортом… То есть, пришлось еще и всю логистику учитывать, просчитать всю возможную цепочку обращения с этим контейнером. Ну и сроки поджимали – всего три месяца у нас было. Справились.
РЗ: Как удалось так быстро все сделать?
Александр Бондарев: Просто было интересно. Во-первых, это был вызов конструкторскому самолюбию, ну и в любом случае что-то новое создавать – это всегда интересно.
РЗ: Многие изобретатели жалуются, что у них хромает внедрение. То есть, они изобретают что-то , а потенциальные потребители этой инновации не торопятся это внедрять, не знают как использовать, не могут перестроить технологию…
Александр Бондарев: Вы знаете, мне всегда казалось, что изобретать надо нужные вещи. А кто лучше заказчика знает, что ему нужно? Полагаю, что правильный подход к инновациям тот, при котором инициатива какой-то разработки исходит все-таки от заказчика. Но сам изобретатель, конечно всегда должен думать на шаг вперед заказчика. Надо смотреть на рынок, понимать, что востребовано и потом уже предлагать.
- 18 апреля 2024 РЕДМЕТ-2024
- 25 марта 2024 В мире будет расти глобальная конкуренция за обладание редкоземельным сырьем — Андрей Шевченко
- 21 марта 2024 Ассоциация РМ и РЗМ и Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ» заключили соглашение о сотрудничестве Новости 21 марта 2024
- 19 марта 2024 Руслан Димухамедов выступил на III отраслевой конференции «Редкие и редкоземельные металлы»
- 18 марта 2024 Журнал «Редкие земли» на заседании Горного совета Северо-Западного федерального округа
- 18 марта 2024 Горнорудный дивизион Росатома расширяет выпуск редкоземельной продукции. При участии СМЗ выплавлен первый слиток металлического тантала
- 15 марта 2024 Соликамск отметил день рождения магниевого завода
- 7 марта 2024 III Отраслевая конференция «Редкие и Редкоземельные металлы»
- 2 марта 2024 Владимир Путин поручил нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов и другого сырья для экономики
- 16 февраля 2024 Замминистра ответил на вопросы журнала Редкие земли
- 15 февраля 2024 Андрей Андрианов о запуске в России производства постоянных редкоземельных магнитов
- 15 февраля 2024 Ключевые успехи российской промышленности представили на выставке-форуме «Россия»
- 13 февраля 2024 Дойти до конца цепочки
- 12 февраля 2024 Журнал «Редкие земли» на Торжественном вечере, посвящённом 300-летию Российской академии наук
- 7 февраля 2024 «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям», — Людвиг ван Бетховен.