Патриарх Кирилл призвал отказаться от противопоставления религии и науки

4 февраля 2019

Выступая на торжественной церемонии в Кремле, посвященной 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и Патриаршей интронизации, Патриарх Кирилл призвал отказаться от противопоставления религии и науки.

Одним из вызовов, который стоит сегодня перед церковью, по мнению Патриарха Кирилла: «это усиливающиеся попытки интерпретировать в идеологическом, а не в собственно научном ключе, данные научных дисциплин, особенно таких, как психология, социология, нейрофизиология и многие другие. Научный атеизм советского времени ушел в прошлое, но идеологи современного сциентизма, то есть веры во всесилие науки, абсолютизации ее роли в культуре, полагают, что любые проблемы человека в современном мире могут быть разрешены наукой. Такой подход существенно выходит за границы возможного действия науки в жизни человека и искусственно противопоставляет науку и религию».

Ученые и священники должны преследовать одну цель — помогать человеку, поэтому не стоит заниматься их противопоставлением.

«И священник, и психолог, и психотерапевт должны каждый заниматься своим делом, а сообща — помогать человеку. Успех их взаимного действия зависит, в том числе, от распространения того духовного опыта, которым обладает православная церковь, но с которым далеко не все знакомы… Думаю, эта задача и сегодня стоит на повестке дня. А решение ее позволит и обогатить науку, и улучшить жизнь людей», — отметил Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх считает, что «одним из проявлений проблемы сциентизма является риск дегуманизации человечества в результате распространения идей трансгуманизма, то есть «выхода за границы человеческого», проповеди некоего качественного улучшения физической природы человека посредством науки и технологий. Трансгуманисты часто ссылаются на желание уменьшить страдания человека, сделать его физическое существования более совершенным. В этих целях нет ничего плохого. Мы знаем множество замечательных научных открытий, которые стали настоящим благом для человечества. К примеру, благодаря открытиям в сфере медицины в прошлое ушли некоторые эпидемии, являвшиеся в средние века бедой всемирного масштаба. Проблема трансгуманизма — в сведении человека к его биологической, или, говоря святоотеческим языком, телесной составляющей, для совершенствования которой допустимо, по уверению адептов этого учения, поступаться нравственными нормами и выходить за границы морально допустимого. Трансгуманизм обещает человечеству «цифровое бессмертие», преодоление физических ограничений, фактически — как бы создание нового человека. В сознание современников через фильмы и литературу постоянно вкладывается идея о том, что человек требует переделки, обновления, или, пользуясь выражением из компьютерной индустрии — апгрейда. Это новая форма антихристианства, которая декларирует искреннюю заботу о благе человека, а на деле в самом корне разрушает истинные представления о человечности и о человеке как образе Божием».

Отдельно Патриарх Кирилл обратился к молодежи: «Все те соблазны, о которых я говорил сегодня: презрение к вечному слову Евангелия, пренебрежение семьей, надменная уверенность в превосходстве научного знания над созиданием внутреннего человека, дегуманизация под предлогом заботы о людях — все эти соблазны предлагаются и будут предлагаться в первую очередь вам, молодые люди. Но именно вы в наибольшей степени обладаете необходимой энергией и неравнодушием, чтобы противостоять этим соблазнам, в том числе через тот путь, который предлагает Церковь. Через дружбу в высшем значении этого слова, через открытость и творческое восприятие окружающего мира, но без компромисса с Божиим словом, через устремление к будущему, при понимании того, что венец всего и венец истории — это встреча со Христом. Вы, у которых — дай Бог! — впереди еще многие десятилетия жизни, призваны уже сейчас менять мир, менять общество, в том числе через изменение самих себя», — призвал Первосвятитель.

Относительно грядущего и роли церкви в нем, прозвучали такие слова: «Церковь — свидетельница вечной жизни. И, будучи хранительницей слов Бога, живет предвкушением грядущего. Во главе церкви — Господь наш Иисус Христос, Богочеловек, наш главный ориентир в том, каким может и должен стать человек. Уже длительное время мы стоим перед лицом жестких цивилизационных изменений в современном мире, в котором все быстрее происходит отказ от традиционных, универсальных ценностей, усиливается разрыв между христианским благовестием и той идейной парадигмой, в которой развивается современное человечество. Подвергается пересмотру представление о Творце, о мире, о человеке, о нравственных принципах, об отношениях между людьми и о месте религии в обществе и в личной жизни. Все эти тенденции не вполне новы. Еще в начале XX века философ Василий Васильевич Розанов отмечал, что «существование без высших идей побеждает, и едва ли не победит христианство, как христианство некогда победило классицизм. Иными словами, борьба за души происходит не обязательно в виде открытых нападений злых сил, но через постепенное вымывание ценностей, в том числе жертвенной любви в пользу потребительского комфорта, мелких и мелочных целей, духовной и душевной расслабленности». Сегодня уже очевидно, что эти прозрения замечательного русского мыслителя осуществляются с устрашающей скоростью. Мы стали свидетелями стремительного развития технологий, изменений политического и экономического характера, смены социальных парадигм. И далеко не всегда эти перемены являются благом для человечества».

 

Все новости