В России будет создана новая операционная система для самолетов

3 октября 2017

Специалисты Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних подрядчиков разработают собственную операционную систему. Операционная система разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному самолету, но первой ее установят на новом отечественном пассажирском самолете МС-21, сообщает газета «Известия».

Заказчиком разработки выступает Минпромторг. Предполагается, что собственная операционная система, которая уже получила рабочее название JetOS, позволит защитить отечественную разработку от возможных санкционных ограничений западных стран.

«Сейчас на гражданских самолетах используется ряд зарубежных операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное обеспечение используется на самолетах SuperJet-100. Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ», — цитируются в сообщении пояснения пресс-службы министерства. 

Как уточнили в пресс-службе Минпромторга, сертификационный пакет, удовлетворяющий требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключенными контрактами планируется получить в конце 2019 года.

«Два года ведется работа. Сам код пишется где-то год. Предстоит проделать еще много проектных работ. По факту ОС уже существует и активно тестируется, но там еще много работы. В гражданской авиации очень высоки требования к качеству кода. Кроме того, требуется создать еще много вещей, которые операционку окружают», — пояснил основатель группы компаний DZ Systems (один из подрядчиков проекта JetOS) Дмитрий Завалишин.

МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") - российский проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Его дальность полета составит около 6 000 километров — это на 600 километров больше, чем у конкурентов. Планируется, что он сможет заменить отечественные самолеты Ту-204/214, а также зарубежные лайнеры Airbus А320 и Boeing 737, являющиеся на сегодняшний день самыми популярными. Самолет разработан специалистами ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут» на базе нереализованного проекта Як-242 (1987-1993 год). Главный конструктор лайнера - Виталий Нарышкин.

В конструкции самолета впервые в отечественном самолетостроении были широко применены полимерные композиционные материалы: углепластик, стеклопластик и новейшие металлические сплавы. Широкое использование в конструкции планера самолета МС-21 современных материалов позволило обеспечить требования аэроупругости, прочности и эксплуатационной долговечности при минимальной массе конструкции. Композитный кессон крыла самолета МС-21 изготавливается методом вакуумной инфузии. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Внешнее светотехническое оборудование самолета МС-21 выполнено на светодиодах. Это решение увеличивает срок службы оборудования, обеспечивает высокую интенсивность излучения, снижает мощность потребления и обеспечивает возможность регулировки светового потока. Применение светодиодов позволило значительно снизить вес оборудования и уменьшить его габариты, а также снизить риск простоев самолета в связи с выходом из строя светотехнического оборудования.

В мае 2017 года новый самолет совершил свой первый полет, а в сентябре начался второй этап летных заводских доводочных испытаний опытного самолета. Продолжительность полета составила около двух часов.


Все новости