Олег Николаев: Крым может стать экспериментальной площадкой для новых технологий

7 сентября 2017

Фото: Редкие земли

В июне 2017 года известный севастопольский общественник и бизнесмен Олег Николаев был назначен главой акционерного общества «Корпорация развития Севастополя», которое специализируется на разработке «правил игры» для бизнеса, привлечении в регион инвесторов и курировании экономических проектов.

По мнению Олега Николаева, в Севастополе и в целом на Крымском полуострове сложилась ситуация, когда весь бизнес — или малый, или средний. И Севастополь в этом смысле идеальная экспериментальная площадка, где крупные компании не ограничивают конкуренцию как в других российских регионах. «Всю наработанную мощь господдержки предпринимательства можно реализовать в Севастополе и посмотреть чистый результат без вмешательства больших игроков. Нужна поддержка федерального центра в подготовке нормативной базы. И поверьте, результат не заставит себя ждать, малый бизнес увеличит долю в ВРП Севастополя, да и Крыма, в разы! Сейчас эти два субъекта болтаются внизу рейтингов, значит, можно прописать индикаторы для региональных властей и институтов развития, превратить токсичный регион в пилотную площадку», — заявил на ВЭФ-2017 глава «Корпорации развития Севастополя».

Мы встретились с Олегом Николаевым на Восточном экономическом форуме и задали ему несколько вопросов.

Что необходимо предпринять для того, чтобы Крым все-таки мог стать такой экспериментальной площадкой, где могли бы быть использованы новые альтернативные технологии? Вот умные сети, например, Алексея Чалого?

Олег Николаев: Севастополь, конечно же, может быть экспериментальной площадкой. Мы планировали, что он такой площадкой станет, когда произошла революция, когда мы вернулись в Россию. Ну, а что касается умных сетей, и программы «Таврида Электрик» Алексея Михайловича Чалого, то, насколько я знаю, там тормозом является, что на территории Севастополя работает «Севастопольэнерго», это сетевая организация, которая на сегодняшний день учреждена через Украину. И до сих пор не решен вопрос о том, как ее выкупать. То есть Россети, насколько я знаю, должны были выкупить эту организацию. Но пока переговоры зашли в тупик. И это является тем тормозом, который не дает проекту умных сетей до сих пор реализоваться.

На самом деле, сейчас нужно сделать все для того, чтобы в Крыму и Севастополе в полной мере начали работать российские законы. Потому что на сегодняшний день, несмотря на то, что прошло три года, пока в этой области есть пробелы. Очень серьезное влияние оказала национализация, которая прошла в Крыму. В Севастополе она прошла частично, а в Крыму она массово прошла, и понятно, что инвесторы серьезно напряглись на эту тему. Ну и что касается Федеральных целевых программ, несмотря на то, что федеральное правительство выделило значительные средства, которых точно хватит для того, чтобы решить основные инфраструктурные проблемы. Но на сегодняшний день, к сожалению, эти программы пока только-только начинают реализовываться. Если говорить о Крыме, то там чуть быстрее, а в Севастополе на сегодняшний день там буквально несколько процентов освоения ФЦП.

И к чему это приведет, если реализация будет проходить с такой скоростью?

Ни к чему хорошему не приведет. Потому что за время нахождения в составе Украины инфраструктурой никто не занимался, в некоторых случаях она изношена на 80 процентов. Но мы надеемся на то, что импульс для развития даст мост и федеральная трасса «Таврида». Привлечет туристов. Да, и еще очень важная история связана с тем, что у нас все-таки крупные компании еще не зашли на полуостров.

Билайн, Сбербанк?

Да, вот такие. В каких-то случаях это очень отрицательно влияет. Ну, например, у нас до сих пор не вошли продуктовые сети. Хотя мне кажется, первый, кто должен был прийти, это торговые сети. К сожалению, нет. А что для этого надо сделать? Необходимо как можно быстрее привести наше законодательство в соответствие с российским, закончить переходный период, который длится уже больше трех лет.

Какие еще проекты, кроме умных сетей, можете привести в качестве положительного примера?

Вот, к примеру, один мой друг, Александр Железняк, будучи чиновником в правительстве Севастополя и работая в департаменте туризма, придумал проект под названием «Большая севастопольская тропа». 150 километров пешеходного маршрута. Можно и скалолазанием там заниматься. В общем, такая тропа, которая проходит по всему Севастополю, которая дает представление о Севастополе. Мы хотим использовать этот проект в качестве пилотного и распространить эту инициативу на территорию всей страны. Такая тропа могла бы появиться в каждом регионе страны, по примеру американских национальных парков. Мы посмотрели, какие цифры крутятся в этой области там, они поражают воображение. Там порядка только 80 миллиардов долларов налогов ежегодно платит бизнес, который располагается вокруг вот этих национальных парков. Сейчас есть такая инициатива. Я сделал презентацию и отправил ее в Минэкономразвития.

Второй проект — это создание криптодолины. Сейчас это очень модная история. Мы страдаем от санкций. Дело в том, что у нас иностранцев практически нет. Криптовалюта позволит обходить санкции.

Это будет какая-то крымская криптовалюта?

Это будет севастопольская криптовалюта, севастопольский токен. Идея заключается в том, чтобы создать такой городок, где будут жить сами держатели этой криптовалюты, ну и там же работать. То есть, проводится ICO, и люди вкладывают деньги в свое жилище, которое на их глазах для них строится там. У них есть возможность переехать.

Какие-то у вас космические идеи, здорово!

Почему? Они абсолютно реальные.

А что касается более технологичных вещей, связанных, скажем, с альтернативными источниками энергии?

Получается, что на сегодняшний день пока это все не очень эффективно.

Почему все так эффективно в Швейцарии, а в Крыму не эффективно?

А вот вы посмотрите повнимательнее, насколько это эффективно в Швейцарии. Дело в том, что везде это дотируется со стороны государства. Все эти истории. А если это не дотируется, тогда это не очень эффективно. Ну, пока, если говорить о солнечной энергии, было бы здорово, если бы у нас была возможность передавать солнечную энергию с одного полушария на другое. А так пока очень нестабильно. А что касается сохранения энергии, в основном в этом проблема. Мы не можем ее сохранить… А на самом деле, в Крыму есть солнечная электростанция, которая на сегодняшний день банкротом является. Именно по причине того, что некуда пиковую энергию сбрасывать.

Какие еще проекты есть в сфере экологии?

Ростех начал заниматься рекультивацией свалок. Как вы помните, у нас год назад приблизительно возникла тема на площадке ОНФ — карта незаконных свалок по стране. Так вот я делаю это в Севастополе уже больше пяти лет. Мы создали по городу карту незаконных свалок, против которых голосовали люди. Когда свалка набирала сто голосов, мы отправляли в четыре инстанции жалобы. Вот я поделился этой своей инициативой. Ольга Тимофеева — один из сопредседателей ОНФ и председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды — поддержала. Так родилась национальная инициатива, которая получила воплощение в карте незаконных свалок по всей стране. А Ростех объявил, что они эти незаконные свалки будут рекультивировать и уничтожать.

Цифровая экономика?

Умный город, цифровая экономика. Этим тоже занимается Ростех. Выбраны два пилотных города — Севастополь и Ярославль.

В чем это выразилось уже?

Ну, например, у нас ставят сейчас камеры. Будут устанавливать умный свет. Уже отдали все столбы в концессию. Возможно, на этих столбах появятся еще и роутеры для вай-фая. То есть у нас появится уличный беспроводной Интернет во всем городе. Ну, там достаточно большая программа, которая касается не только таких технических вещей. Но еще и вещей, связанных, например, с медицинским обеспечением. Доступная медицина. Дальше - Дневник школьника, электронный дневник школьника, где каждый родитель может следить за своим ребенком в онлайн режиме и где преподаватели смогут взаимодействовать с ребенком при помощи Интернета. И таких программ много.

Все новости