Определены опытные площадки для испытания судового лазера

7 июля 2017

Фото: Sasha Krotov
Возможности лазерной судовой установки, которая будет способна разрезать лед толщиной до одного метра и более, будут проверены в реальных условиях в ходе испытаний на ледоколе «Диксон» в Белом море и устье Северной Двины, сообщает региональное издание «У Белого моря». 

«Возможности опытной установки по резке льда в условиях Арктики оценят зимой этого года в ходе испытаний на ледоколе «Диксон» в Белом море и устье Северной Двины. Соглашение об их проведении будет подписано между разработчиками судового лазера из российского холдинга «Швабе» и правительством Архангельской области. Ледокольные проводки от приемного буя до порта Архангельск начинаются с середины ноября. В этот период лазер будет испытан в разных режимах и средах: в речной пресноводной и соленой морской», - говорится в сообщении.

Напомним, ранее специалисты Национального центра лазерных систем и комплексов «Астрофизика» (входит в холдинг «Швабе») разработали лазерную судовую установку, которая будет способна разрезать лед толщиной до одного метра и более. Судовой лазер состоит из волоконного лазера, волоконно-оптического кабеля, установки наведения и фокусировки луча лазера и системы электропитания. В ходе работы судовой лазер будет определять линии концентрации напряжений в ледяном покрове, фокусировать на них лазерное излучение и осуществлять тепловое воздействие, необходимое для раскалывания льда. По мнению разработчиков, суда, оснащенные судовой лазерной установкой на 200 кВт, смогут ходить в Арктике круглый год. 

В апреле текущего года «Швабе» и Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России подписали протокол о проведении пилотных испытаний макета судового лазерного комплекса в Архангельской области. 

На сегодняшний день создана лазерная установка мощностью 30 кВт. Как отмечается в сообщении, ее  эффективность пока подтверждена только лабораторно.

«Мы достаточно быстро разрезаем метровую толщу льда с расстояния 6 метров на испытательном стенде. Теперь предстоит проверка оборудования в реальных условиях», – приводятся в сообщении слова заместителя начальника СКБ двойных технологий центра «Астрофизика» Юрия Сорокина. 

Для испытаний выбран ледокол «Диксон». В ходе испытаний исследователям определят наиболее эффективный и в то же время безопасный режим работы лазера при взаимодействии со строительными сооружениями и корпусом корабля. Как отмечают разработчики, установка способна резать не только лед, но и металл, а также разрушать камни. Предполагается, что эти возможности будут использованы при освоении арктического шельфа, в том числе для обеспечения безопасной эксплуатации российских нефтегазовых платформ. Как отмечается в сообщении, различные режимы позволят ее использовать не только для разрезания ледового покрова, но и для того, чтобы срезать ледовые наросты на инженерных сооружениях. По словам Юрия Сорокина, для этого необходимо подобрать режим, пр котором луч быстро разрушит лед, минимально воздействуя на металл. Также исследователи определят наиболее подходящие режимы для разрезания речного и морского льда.
Все новости