Виктор Садовничий: «Мы должны быть в центре события». Ректор МГУ, академик РАН ответил на вопросы журнала «Редкие земли»

6 июля 2017

Фото: Редкие земли
В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция ректора МГУ, академика РАН Виктора Садовничего, на ней побывал журнал «Редкие земли». На пресс-конференции были освещены вопросы текущей приемной кампании, проанализированы проблемы взаимодействия вузов с Российской академией наук, рассмотрены перспективы международной деятельности, в том числе сотрудничества с Пекинским политехническим институтом и Муниципальным народным правительством Шэньчжэня.

Журнал "Редкие Земли":  Доктрина, идеология развития Китая объявлена несколько лет назад, КНР становится технологическим хабом. Исходя из этой идеологии, понятны шаги, которые предпринимаются нашими китайскими партнерами. Хотелось бы узнать, насколько идея евразийского развития наших территорий могла бы быть приемлема для России?

«Китайская народная республика выдвигает несколько проектов. У них есть – приоритеты, например проект «Шелковый путь». Проект меняет свою концепцию, я принимал участие в ее обсуждении. Не готов сказать, как будет точно пролегать маршрут, но он обязательно будет пролегать через территорию нашей страны, он будет ориентирован на Европу, на Африку, на Ближний Восток.

Группа ученых - академики Осипов, Макаров и я, в том числе, разработали европейский проект развития регионов Сибири, Камчатки, вплоть до Аляски. Этот проект проходил рассмотрение на президиуме Российской академии наук, в Совете Федерации. Мы выпустили несколько книг по этому проекту. Речь идет о таком трансазиатском коридоре, который через Сибирь и Аляску свяжет Европу и США. КНР будет интегрирован в часть "Шелкового пути".

Проект грандиозный. Он предполагает, что Шелковый путь будет проходить перпендикулярно этим коридорам, которые охватят всю нашу территорию вплоть от Арктики до границ с Монголией и Китаем. Такая будет своеобразная лесенка. Но это пока научное изыскание. Мы тесно сотрудничаем с китайскими партнерами и сейчас ищем точки соприкосновения, которые в итоге возникнут - Шелковый путь и наш Трансазиатский коридор. Так что ученые работают в этом направлении.

Но им нужно внимательно анализировать и доказывать свою эффективность и целесообразность. Мы должны быть в центре события, потому что мы исторически географически та самая территория, которая связывает все воедино. Если говорить о проекте, который мы разработали, то через 15-20 лет Сибирь будет покрыта своеобразной сетью – это железнодорожный коридор, а от него будут отходить вертолетные линии для освоения более удаленных точек этой магистрали. Пока это наука. Но мы и экономические выкладки смотрели. В министерстве экономики и министерстве транспорта наш проект известен, но главный, конечно, сейчас торгово- инфраструктурный проект «Шелкового пути».

РЗ: Виктор Антонович, Вы давали интервью нашему журналу о создании при МГУ Научно-технологической долины, каковы ее перспективы?

«Что касается проекта создания Научно-технологической долины, то на днях в Государственной Думе РФ начнется обсуждение в первом чтении необходимого закона для создания Научно-технологической долины. И мы надеемся, что до завершения этой сессии закон будет принят. Тогда, согласно закону, начнется привлечение инвесторов. 

Предполагается, что в нашей стране возникнет возможность развития новых территорий, примыкающих к университетам, когда эти территории могут быть предназначены для развития самого университета и для развития бизнеса и технологий на этих территориях. Это не научные парки, где фирмы арендуют территории и как-то координируют деятельность, а это территории развития университета, где научные школы, лаборатории создают возможности поиска новых технологий с новыми возможностями бизнеса.

Ведь в современной ситуации уже невозможно мыслить без приложения технологий к научным идеям, без контакта с госкорпорациями, а также структурами, которые занимаются выпуском тех или иных изделий. Если все получится, как задумано, то через два года появятся новые проекты, которыми мы будем восхищаться.

Это новое слово в глубоком понимании строительства университета, как структуры. Это не строительство учебного корпуса в прямом смысле слова, это строительство полигонов, лабораторий, может создание каких-то центров коллективного пользования, создание уникальных установок, типа супервычислителя и тому подобное. А я, как ректор, мечтаю, что там будут парки, аллеи, пешеходные тропы и велосипедные дорожки». 

Полный текст  пресс-конференции Ректора МГУ, академика РАН Виктора Садовничего

Прием заявлений будет продолжаться еще несколько дней по тридцатое июля включительно по основным дисциплинам. И, несмотря на то, что мы находимся в Мневниках, как говорит на 25 тысяч выпускников в этом году меньше. Я привез сейчас с собой, только что мы опережаем сейчас немножко количество подавших заявление в московские университеты по сравнению на этот час прошлого года. Но на самом деле конкурс будет не такой большой. Я сейчас поясню, что я имею в виду. Мы будем принимать в этом году десять тысяч абитуриентов, бакалавров, магистров. Это вместе бюджет и контрактная формы. Десять тысяч. И поэтому, если посмотреть количество физических лиц, подавших заявление, не попыток, а физических лиц, то конкурс сейчас на бюджет два человека на место. Это не такой большой конкурс и каждый человек может победить. Тем более у нас есть такая хорошая возможность. Мы проводим свой собственный экзамен, это такое испытание дополнительное.

Я бы вот тоже, будучи школьником, попробовал себя. Хорошо сдал ЕГЭ, победили в олимпиаде или участвовал в олимпиаде и еще вот я дополнительно себя проверяю. Это не минус, а плюс дополнительный. Поступить в Московский университет абсолютно реально тем, кто устремлен и хочет учиться. Правда, когда я сказал два человека на место, это в целом. Будут факультеты, где и пять, и семь человек на место. Но это вот общая статистика. Я хотел бы добавить, что при выборе, многие сейчас выбирают куда подать, куда отнести оригинал аттестата, я бы исходил из того, что профессия, знания должны быть таковы, что в будущем в жизни они все время будут помогать. И это определенная трагедия, потому что надо или заново учиться, или переучиваться, а годы самые золотые, студенческие годы, таких больше нет в жизни человека. Поэтому сразу надо выбирать то место, то направление, тот университет, тот ВУЗ, который помогает получить такие глубокие и фундаментальные знания.

Московский университет всегда исповедовал, исповедует и будет исповедовать очень глубокую фундаментальную подготовку. Мы учим шесть лет. Не четыре года, а в целом шесть лет. Шесть лет специалистов, которые раньше были пять лет, и интегрировано магистра, если бакалавр четыре года, мы по тому же направлению два года учим на магистра. То есть тоже шесть лет. Это физвоспитание , история, юрист и так далее. Шестилетнее образование в таком университете, где тысячи кандидатов и докторов наук, десять тысяч. Мощнейший потенциал. Ясно, что он позволяет получить? Я рекомендую всем подумать об этом. Выбирая университет, надо выбрать то, который дает хорошее образование. Таких много. Нельзя сказать, что он один, их много. Но что касается Московского университета, я сказал, чем мы располагаем.

-Скажите, пожалуйста, а как сегодня обстоит дело с олимпиадами? Есть ли какие-то изменения?

-Олимпиада, это идея московского университета, и я имел отношение к созданию системы олимпиад школьников. И надо сказать, что оно себя очень хорошо зарекомендовало. Если на начальном этапе в олимпиадах участвовало там где-то шестьсот тысяч, семьсот тысяч, то в олимпиадах прошедших, этого года, участвовало уже более двух миллионов школьников. И что очень отрадно, что значительная часть это не одиннадцатые классы, не выпускные. Это пятый, шестой, восьмой класс. То есть ребята хотят заранее участвовать, побеждать и пробовать себя, что очень похвально для молодежи. Ну, вот из двух миллионов участников на начальном этапе до победы дошло не больше одного процента от числа участников. Чуть больше одного процента.

Поэтому олимпиада это не тот миф, что они позволяют поступать и есть такая сто процентная возможность поступить. Нет. Во-первых, это надо победить и быть призером или дойти до финала и быть вот в этом одном проценте участников. А во-вторых, олимпиады это не только цель поступить. Олимпиады это и цель себя как-то проявить. Несколько дней назад подвел итоги олимпиад прошлого года и утвердил список, предлагаемых дальше министерству на утверждение новых олимпиад. Ну, что касается прежних, я уже сказал, мы подвели итоги и прямо вот такие победители, количество, 80 с лишним олимпиад. Что касается нового списка, после экспертиз. А экспертизы будут - сотни, сотни.

Каждая заявка на олимпиаду проходит экспертизу поэтапную, индивидуальную, коллективную. Все тщательным образом выбирается экспертом. И вот в результате всех этих экспертиз Совет олимпиады школьников утвердил 97 олимпиад, которые мы будем предлагать на следующий год. Это больше реально. На десять олимпиад, чем в прошлом году. Но эти олимпиады возникли как очень мощные, интересные. Не обязательно по предметам "математика", "физика", а они по направлениям. По направлениям подготовки уже в университете, робототехника. И вот такие олимпиады возникают, вовлекая молодых людей как бы на будущее. Не просто "математика", "русский язык", а именно, научиться, что-то сделать. И вот среди этих новых олимпиад большинство таких, которые связаны с направлением в будущей подготовке или такого направления вообще нет, а просто олимпиада интересная. Так что на будущий год мы ожидаем увеличение числа участников олимпиады более чем в этом году, более двух миллионов. И ожидаем, что министерство утвердит перечень олимпиад, который Совет олимпиад школьников обоснованно заявил. Собственно уже начинается этап новых заявок, новых действий, связанных с олимпиадами, учеба ответственных за олимпиады.

Там процедуры экспертизы и так далее. И буквально по этапам мы придем к тому, что через год в этих числах подведем итог. Мощное движение, и оно породило еще одно явление. Появились вот разные соревнования, кружки, которые уже не являются перечнем олимпиад, не претендуют на льготу, а просто школа. Школа биологов, школа математиков или какие-то кружки по интересам. И они следуют методике олимпиад. Это очень важно, чтобы молодые люди участвовали в школах, районах, регионах в каких-то деятельных организациях, связанных с наукой. Но уже не обязательно, что они претендуют, что я буду победителем, призеров. И еще одно. Из наших олимпиад выросло одиннадцать международных олимпиад. Министерство утвердило из нашего списка одиннадцать олимпиад, которые получили статус международных. И наши команды победили во многих соревнованиях за рубежом. И это тоже вот есть росточек из нашей системы. Я не говорю о тех участниках международных олимпиад, которые формируются отдельным способом. Это отдельная команда информатика. А я говорю об олимпиадах по химии в Иране, по математике в Болгарии. Вот они выросли из нашей системы олимпиад школьников. Мне кажется, что это очень удачный проект. Он восстановил то движение, которое было еще до войны. И олимпиады школьников уже независимо, как говорил мой учитель - математик, "даже если ты и не захочешь, то оно будет".

У нас с китайцами очень давние отношения. Дочь Председателя Госсовета занимает высокий пост в государстве, и мы как раз обсуждали с ней проект, в котором она очень помогает России. Это создание совместного университета на юге Китаю в Шэньчжэнь. Этот проект возник как предложение китайской стороны. Дело в том, что эта зона, особая зона Китая, это чудо. Технологическое чудо. Скажу свое впечатление. Я был там двадцать лет назад. Это было село, рыбацкий поселок. Там вообще ничего не было. Вообще ничего. Но когда, тогда нас привезли и сказали, что здесь будет город, с трудом верилось. Сейчас на этом месте тридцать миллионов город. Тридцать миллионов. И вся высокая технология Китая находится в этой зоне. Поэтому, конечно, руководство города, мэр, и китайское руководство очень заинтересовано в подготовке кадров для будущего. Работать в фирмах, в технологиях, для будущих прорывов и так далее. И так возникла идея совместного университета Московского и Пекинского политеха. Вот что Китайская республика предложила. Взяла пекинский политех, который в Пекине и московский университет, а кадры в Шэньчжэнь. Это совсем другое место. Причем Китайская Народная Республика строит здание копию высотки на Воробьевых горах. Ученые приехали, все померили.

Единственное, что я попросил, чтобы пониже было. Оно будет чуть ниже, но копия. Точно такое же здание. Представьте отношение страны, которое на пустом месте строит вот эту высотку, причем уже, по-моему, четыре этажа построено. Мы сейчас в другом здании открываем занятия. Это будет университет - чудо. Чудо. Мы взялись за осуществление этого проекта, согласовали параметры, структуру. Проект управляется советом директоров. Ректор назначается московским университетом, ректор того университета. Ну, и начали подготовку к приему. На сегодняшний день уже осуществлен прием на несколько программ магистратуры. Мы приняли. И в данный момент идет прием заявлений, а через пару дней и экзамены в бакалавриат. С начала августа 250-300 студентов в этот университет, в Шэньчжэнь.

-Из России? Из Китая?

-Сейчас я отвечу. И занятия там будут идти на русском, магисторские программы на английском, ну, и часть предметов - на китайском. Конкурс большой. Более пяти человек на место бакалавриат сейчас там по заявлениям имеем. Вот действительно очень интересный вопрос, студенты наши или студенты из наших филиалов Узбекистана или Казахстана мы очень предлагаем, приглашаем подавать заявления туда. Китайские товарищи очень хотят, чтобы там была большая часть и наших студентов. Чтобы это был действительно совместный университет. И уже есть первые заявления. И я обращаюсь ко всем. И к поступающим в Московский университет, и к поступающим в наши филиалы в Астане, в Ташкенте, в Душанбе, в Баку, в Ереване, где есть наши филиалы, что такая возможность подать заявление для поступления в этот университет имеется и еще есть дни, когда это можно сделать.

Но даже если мы пожелаем, мы можем сделать дополнительный набор в августе, совместный университет продолжит прием. Потому что там инфраструктура не ограничена, принимается больше, чем даже запланировали. Так что 6-7 сентября планируется наш приезд в Шэньчжэнь в составе высокой делегации, где мы разрежем ленточку в этом совместном университете. Начнется начало занятий. Это уникальный проект. Он впервые в России. Очень ответственность большая. Надо показать, что наш университет интересен. Интересен для поступления китайских граждан и граждан других стран. Из Европы, Соединенных Штатов. Повторюсь, что через год с небольшим будет построено здание, где будет находиться наш совместный университет.

-Виктор Антонович, несколько слов о другом уникальном проекте. В этом году создан факультет космических исследований. Как идет набор, есть ли интерес у абитуриентов?

- факультет космических исследований возник не из каких-то умозаключений, он возник из жизни, практики Московского университета. Начиная со второго спутника, со второго спутника Земли, на каждом аппарате, отправляемом в космос, был прибор, сделанный учеными Московского университета. Более четырехсот приборов изготовили мы разного значения, которые были отправлены на том или ином аппарате, космическом корабле в космос. Начиная с 2005-го года, мы начали вести систематическую программу по подготовке и запуску спутников, собственных спутников Московского университета. Таких уже шесть спутников запущено. И эти спутники тоже делались в Московском университете или какие-нибудь совместно с Индией. В нашем университете и индийском университете. Все они запущены на орбиту, работали.

А спутник Ломоносова, запущенный с космодрома Восточный, президент страны присутствовал при запуске, он активно работает и сейчас и сбрасывает ценную информацию. Таким образом, в университете сформировалась научная школа, связанная с исследованием космоса. Это и астрономы, и специалисты по космическим лучам, по всяким излучениям, рентгеновским излучениям, по так называемым неопознанным объектам, черные дыры. Все это требует изучения и требует подготовки специалистов. Плюс к этому практическая работа по запуску, работы аппаратов космических, управления этими аппаратами и их использование. И вот отсюда взялась идея. Я сам занимался этой тематикой. Имею две государственных премии по этой тематике. Я выдвинул идею создать факультет космических исследований. Он пока небольшой. Он объявил набор на четыре магистерских программы.

Это программы как раз то, о чем я сказал. Одна из них дистанционное зондирование Земли. Вторая это поведение человека в невесомости, изучение вестибулярной системой и различных физиологических аспектов. Третья программа - это исследование космических частиц, поясов. И четвертая программа - это управление космическим полетом, в том числе экономика космических полетов. Очень популярный факультет. Колоссальное количество желающих. Но мы готовимся уже на следующий год набрать и бакалавров. И факультет будет уже абсолютно полноценным. Он получил необходимую площадь, инфраструктуру. Туда пожелали пойти работать очень сильные доктора. Мы сотрудничаем с Роскосмосом, Центром подготовки космонавтов. Научным руководителем факультета является дважды Герой Владимир Алексеевич Соловьев.

Вопрос журнала «Редкие земли»

-Доктрина, идеология Индии и Китая была объявлена несколько лет назад. Китай становится научным технологическим хабом всего мира. Исходя из их идеологии, понятны все шаги, которые делаются. Насколько идея евразийского развития наших территорий могла бы быть идей для России?
И второй вопрос, хотелось бы узнать, вы дали интервью нашему журналу о Зеленой долине, большое спасибо. Является ли вот это взаимоотношение с китайской стороной частью этой программы и, пожалуй, о новостях хотелось бы узнать, полетит ли студент МГУ когда-нибудь в космос?

-Первый вопрос глобальный. И действительно Китайская республика выдвигает несколько проектов. В принципе, если говорить о приоритетах, это Шелковый путь. Он обсуждался и меняет свою концепцию - экономический коридор. Но, безусловно, он будет связан с территорией нашей страны, хотя он будет ориентирован на Европу, на Африку даже и на Ближний Восток. Группа ученых, в том числе и я, кстати, во главе со мной, академиком Осиповым, Макаровым, мы разработали такой трансъевропейский проект, связанный с развитием наших регионов Сибири, Камчатки и, вплоть, до Аляски. Проект нами детально разработан. Он докладывался на президиуме Академии наук, он докладывался на Совете Федерации несколько раз. Мы выпустили несколько книг по этому проекту.

Речь идет о таком трансазиатском коридоре, который свяжет Европу и Соединенные Штаты через Сибирь с Аляской. Ну, и естественно, Китай будет интегрирован частью «Шелкового пути» китайскому. Проект грандиозный. Он полагает, что от этого коридора будут выходить такие перпендикулярные коридоры, которые охватят всю нашу территорию вплоть до Арктики и сюда до юга, до границ с территорией Китая. Я не скажу, что этот проект реализуется. Это пока научное изыскание. Но мы тесно сотрудничаем с китайскими товарищами и сейчас ищем те точки соприкосновения, которые в итоге возникнут, то есть «Шелковый путь» и наш трансазиатский коридор. Ученые работают в этом направлении. Что касается политики, то она тоже делается. Скоростные магистрали Казани и далее.

Это тоже часть такого «Шелкового пути». Но за этим надо очень внимательно наблюдать. И Ваш вопрос очень правильный. Не оказаться нам не в центре событий. Мы должны быть в центре событий. Географически мы территория, которая связывает. Прежде чем ученым, то, что я могу сказать, доказывать эффективность, целесообразность экономическую, ну, и думать о развитии нашей страны. Если говорить о нашем проекте, который мы разработали, это же грандиозно. Допустим, через 15-20 лет Сибирь будет покрыта сетью. Ну, у нас даже есть такая идея, что дороги это одно, а вертолетные линии для освоения тоже будут. Пока это наука. Но мы и экономику смотрели, докладывали в Министерство транспортного сообщения. Проект известен. Но главное, наверное, будет развиваться проект «Шелкового пути». За этим надо наблюдать.

Теперь вот что касается долины, вы спросили. Долина это наш проект. Он долго и тщательно обсуждался. Наконец, он реализуется в виде закона. И сейчас в Государственной думе, мне кажется, сегодня, может быть, завтра будет слушаться в первом чтении проект закона о долинах. Он будет называться немножко по-другому в результате обсуждения в Государственной Думе. Но на самом деле это тот самый закон о долине. Он предполагает, что в нашей стране, согласно этого закона, возникает новая возможность развития территорий, примыкающих особенно к университетам. Когда вот эти территории могут быть предназначены для развития самого университета и развития высоких технологий, и привлечения бизнеса и технологий на этих территориях.

Это не научные парки, где в значительной степени фирма арендует территорию и как-то работу координируют. Это все-таки территория развития университета, где научная школа, лаборатории. Но вместе с тем это не просто учеба на территориях, а это связь университета с технологиями, с новыми возможностями бизнеса. Ну, и возможно, поиск тех изделий, направлений, которыми мы восхищаемся. Все возникало вокруг таких территорий. Закон выходит до лета. Сразу после выхода этого закона, согласно тем положениям закона начнется работа по привлечению инвестора. Нами разработан проект, восемьдесят стратегических направлений и мы начнем создавать научно-технологическую долину. Я думаю, что если будет все так, как мы планируем, через два года появятся новая лаборатория, новые корпуса, новые замечательные проекты, которыми мы, может, будем и восхищаться, потому что это новое слово в развитии университета.

Это не строительство учебного корпуса. Это строительство лабораторий, полигонов. Может быть, центров коллективного пользования, может быть, создание каких-то уникальных установок, типа супервычислителя. Ну, и, конечно, я как ректор очень хочу, мечтаю и настаиваю, чтобы это было привлекательно (я говорю о Московском университете) для всех: и для москвичей и для гостей, чтобы там были парк, пешеходные тропы и велосипедные тропы. Мы думаем там огромное здание музея, где все свое богатство разместить в этом музее. Хотели трансформировать зал на двенадцать тысяч мест, спортивный комплекс будет мощный на этой территории. И все это замкнет камбуз университета вплоть до метро Проспект Вернадского. Это будет чудо в Москве, я уверен, когда территория сомкнется, это будет чудо. Но к этому надо прийти. Не все так однозначно как я вам рассказываю.

-Был вопрос про полет студентов.

-Полет? Студент? Один летал наш, Рязанский. Я с ним завтра буду встречаться. Хотелось бы, конечно, университет будет гордиться. Но мне не известно. Сейчас идет прием заявок. Мне неизвестно, чтобы кто-то из наших пятидесяти тысяч студентов. Это, конечно, выбор каждого. Я знаком почти со всеми космонавтами, знаю, что это огромный труд.
-Пока только один. Дважды герой Сергей Рязанский.

-Ваше отношение к сотрудничеству вообще в университетах в системной академии. Особенно ваш университет. Из последнего доклада Академии видно исследования, что увеличивается доля исследования вузовского сектора, несколько уменьшается доля сектора Академии наук. И в рамках того, что МГУ всегда был одним из ведущих учебных заведений в развитии фундаментальных наук, безусловно. Но не секрет, что позиция прежнего руководства министерства вообще о том, что вузовская наука должна серьезно подвинуть фундаментальную систему Академии наук. Мне хотелось бы по всем этим вопросам Ваше мнение и оценку сегодняшней ситуации.

-Очень, очень интересный вопрос и он в русле того, чем я занимаюсь последние недели. Начнем с того, что 27 июня в Московском университете состоялось совместное заседание Президиума Академии науки и Союза ректоров. Участвовало более двухсот ученых. Эта встреча, это совещание было по моей инициативе. Ну, конечно, поддержал Валерий Васильевич Козлов, исполняющий обязанности президента. Знаете, эта многочасовая встреча показала, как важно Академии и университету быть вместе. Мы сделали выступление, сообщение о результатах, которые достигли в совместных работах и многое делается.

Но, к сожалению, отсутствует нужная координация всех этих дел. И так получилось, мы университеты собрались, и на наш взгляд они сделали больше, чем РАН. Но академия это уникально, это ценность, которую страна никогда не должна потерять. академия это история, это богатство. Просто надо быть очень неумным человеком, чтобы это богатство потерять. Поэтому, конечно, академия сейчас нуждается и в поддержке и в таких новых концептуальных подходах как ей быть.

Вы знаете, что президент дважды встречался с группой академиков. На обеих встречах я был. И речь сейчас идет о поэтапном решении ряда вопросов. У нас, конечно, президент уделяет огромное внимание делу. Я просто был поражен, насколько подробно разбирал все идеи, предложения, высказанные академиками. Там два этапа. Первый этап - надо избрать президента. И выборы президента будут в сентябре. Есть устав, есть положение о выборах, и сейчас меняются немножко формулировки закона. Это пока не изменено, но идет добавление к закону, где чуть-чуть изменены правила по количеству проголосовавших "за". Было раньше три четверти.

Сейчас академия попросила половину, чтобы это избрание президента состоялось. Мне кажется, на сегодня выдвинуто семь кандидатур. Там есть правила, они зарегистрировались. Может быть больше, еще есть время для выдвижения. Ну, в любом случае в июле будет закончено выдвижение кандидатов, и в сентябре выборы. После выборов должны состояться, мы хотим, чтобы они состоялись, и академия продолжала быть вот тем богатством страны, в котором реально есть фундаментальная наука, вместе с университетом пошла по пути развития.

И вот это совместное заседание, все двести академиков, разработали решение по направлению, где бы можно фундаментальную науку поддерживать и сотрудников. Это и кафедры, и лаборатории, и проекты, и технологические долины, и центры коллективного пользования, создание возможных новых центров. Мне кажется, надо и пора объединить фундаментальную науку и вообще науку в России концептуально в один кулак. Потому что когда одни туда, другие туда, друг друга мало узнают, это, безусловно, для страны расточительство. Кстати, не знаю, показывали ли это в программах, но Владимир Владимирович Путин сказал, что мы поэтому часто и опаздываем. Опаздываем в открытиях важнейших, научных открытиях. Мы велики каждый сам по себе, а вот объединиться можем только на определенных этапах. Как Курчатов. Сейчас действительно есть определенный вызов.

Я почти убежден, что намечено, наше совещание тоже было продолжением этой работы, но мы выберем президента в сентябре и как я уверен абсолютно новая программа развития и академии и поддержки, там иного будет изменено в отношении государства к Академии. Ну, а главное это сотрудничество между университетами, научными центрами. Мы должны показать, что мы великая научная страна. Немножко сейчас мы на одной ступеньке застыли. Уверен, что фундаментальные науки и в развития академии и особенно сотрудничества мы увидим новое сразу после этого.

-Виктор Антонович, может быть, не все у нас так плохо, потому что у вас на специальность "астрономия" недавно я смотрела на 20 мест сто заявлений. Это конкурс пять человек на место. В то время как юристы и экономисты заявлений было, может быть, два человека на место. Вот это закономерность?

-Ну, что я могу сказать? То, что вы сказали, совпадает с тем, что я думаю. Я считаю, что в свое время прием на экономические, юридические, вот эти вот менеджеры, направления были завышены. И мы привели к тому, что выпускники не всегда становятся востребованы. Вот такой перекос в обществе. Мы слишком поддались рыночным запросам общества. Раз юрист, то я буду хорошо устроен. И в ущерб, как правило, техническим, инженерным наукам. В том числе и фундаментальным, о которых Вы сказали.

Ну, вот это разогнали. Это же не только университеты, это вся страна. Я помню на одном из совещаний восемьсот тысяч юридических Вузов. Сейчас происходит процесс осмысления и, конечно, идет сжатие, но очень такое небольшое сжатие приема на бюджет. Что может государство? Сжать на бюджет прием. Контрактная форма пока трудно регулируется. И расширять понемножку подготовку по фундаментальным направлениям. Но в целом сжатие идет, а вот расширение пока не очень. Мы бы тоже хотели. Вот факультет космических исследований. Нам не дали цифры на прием. Мы за счет своего резерва расширяем. И так далее. Вот все факультеты, которые я создавал, вот биотехнологии, биоинженерии, все из собственных резервов. Астрономия это у нас не факультет это отделение физфака. Оно действительно всегда прием такой небольшой, но ведь и туда конкурса не было в прошлые годы, потому что астрономии в школе нет. И ребята потеряли вообще понятие астрономии. Благодаря нашим усилиям немножко заговорили вокруг об астрономии. Посмотрим, как конкурс. Конечно, я тоже считал, что в связи с созданием космического факультета, мы вынуждены будем в будущем расширять его поле, поле обучения, и тут естественно и отделение астрономия каким-то способом будет связана с факультетом космических исследований.

У нас огромный институт ядерной физики, где делаются в основном все приборы, связанные с космосом. Там шестьсот сотрудников. Тоже надо будет как-то думать в связи с этим факультетом. Я не хочу перебрать, но думаю, что факультет космических исследований, как и в норме, что делал московский университет, это явление, и за ним последуют другие университеты. Давайте вспомним. Факультет вычислительной математики. Московский университет сделал. Через несколько лет почти каждый университет сделал. Факультет медицинский классический. Его же не было. Факультет биоинженерии и биоинформатики. То же самое. Факультет космических исследований точно последуют другие университеты. И это направление будет очень развиваться. Почему? Потому что мы ничего не знаем, что нас окружает. Мы абсолютно на Земле ничего не понимаем. А человек рано иди поздно будет задавать все глубже и глубже вопросы. Конечно, изучение космоса, наверное, будет главным. Человек и изучение космоса. И факультет этот будет. Медицина будет, инженерия, информатика, генетика и, конечно, такие как космос. По фундаментальным направлениям.

- У меня родственник на Дальнем Востоке победитель олимпиады. Все студенты обязаны подать заявление до 12-го числа. А на Дальнем Востоке, из-за того, что им задержали выдачу аттестатов, он чисто физически не может успеть до нас добраться. Можно ли для студентов победителей олимпиад продлить прием документов?

-У него аттестата еще нет.

-Еще не выдали аттестат? Давайте персонально. Вы останьтесь. Это такое немножко исключение.
-Недавно главы московских ассоциаций, родительская общественность и метапредметная ассоциация содействия развития столичного образования содействия качеству образования обратились к главе Рособрнадзора Сергею Кравцову с предложением изменить критерии в выдаче медалей за особые успехи в обучении. Они говорили о том, что результаты часто фальсифицируются. Абитуриенты, поступив на первые курсы ВУЗов, университетов, а часто не сдают уже первую сессию.
Вот Ваше отношение к медалистам и к данной инициативе? И второй вопрос. Как уже известно, экзамены по истории, по английскому языку ЕГЭ, в недалеком обозримом будущем будут обязательны. Известны годы уже введения. Вы выступаете за введение ЕГЭ по всем предметам. И вот Ваш прогноз. Как долго этого ждать выпускникам? Вопрос: когда экзамены по всем предметам будут введены уже в российских школах?

-Первый вопрос про медалистов. Вы знаете, я вот как человек, не получивший медали, который вынужден был поехать работать в шахту, дальше учиться, очень всегда вот ценю медаль. Не знаю, почему. И считаю, что если медаль объективно оценивает знания на протяжении одиннадцати лет, это великое благо, великое достижение и оценка труда школьника. Другое дело, что мы должны создать условия, чтобы это действительно было оценкой труда и объективно, как есть. Так легко сказать, что медали даются вот тем, давайте отменим медали. Но вот с этим отменим медали, отменится стимул. Я вообще всегда был противником отмены медалей и отмены льгот, которые медаль давала. Вот сейчас она дает пять баллов в Московском университете. Это почти ничего.

Я выступаю за то, чтобы льготы были больше. Вопрос к тому же Рособрнадзору, замечательному человеку Сергею Сергеевичу Кравцову, что неужели нельзя сделать в стране, вот ЕГЭ наводит много порядка, чтобы это было объективно, навести такой же порядок и с присуждением медалей. Если мальчик, девочка десять лет учатся и десять лет в журналах, в ведомостях стоят одни пятерки, одиннадцать лет, ну, не может же быть, чтобы одиннадцать лет по блату ставили пятерки. В целом разные учителя. Ну как это? Безусловно, можно зафиксировать, что это объективно. Можно другие способы придумать. Можно параллельные проверки какие-то. Я как организатор олимпиад сто процентов уверен, что медаль можно выдавать объективно. А коли так героев должно быть существенно больше. Вот мое мнение.

Оно было такое и никогда не менялось, потому что мы должны поощрять. Знаете даже вот образ циничный такой девчонки медалистки, которая все зазубрила и знает. Это тоже хорошо. Поэтому дай Бог, чтобы мы вернулись к большей роли медали. Ни в коем случае нельзя эту медаль убирать. Что касается ЕГЭ. Я был и остаюсь человеком, который сомневается в правильности введения ЕГЭ. Но, честно говоря, я вот как математик до сих пор не могу понять, почему нельзя сделать серьезное испытание по всем предметам как это было.

Раньше сдавали одиннадцать, десять предметов за два года, девятый и десятый класс, ну, когда было десятилетнее. В 58-ом году до десяти сдавали. Привозили те же варианты с ГОРОНО, если кто помнит. Открывали конверт, в классе, писали, проверяли. Но зато все школьники равно и ровно готовились к любому предмету. И к географии, и к химии, и к физике, и к литературе и так далее. Что сейчас вот по опыту ректора. Да, говорят, мы вот с 9-го класса перестали учить. Нам оно не нужно. Мы наняли репетиторов, ну, и, слава богу.

Репетиторов и Пушкин нанимал. Но дело в том, что тех предметов-то уже не догонишь. Поэтому чем шире будет спектр, пусть он называется ЕГЭ. Но стремиться надо к тому, чтобы каждый предмет, каждый предмет был интересен и нужен для человека. Ну, вот мы сейчас как бы начали. Вот давайте географию. ЕГЭ по географии. Географию нужно знать. Посмотрите книги по географии, учебники. Ужас! Ее в школе не учат, а в учебнике пишут, что уже дремучий век. Сейчас, по-моему, некоторые учебники изъяли из списка на днях. Или история. Сколько мы говорили. Литература. Давайте ЕГЭ по литературе. Сейчас английский Вы назвали.

Тоже обсуждается ЕГЭ. В итоге мы возвращаемся к тому хорошему, прошлому, когда экзамены были по всем предметам. Сделать надо строгими, объективными. И это точно надо сделать. Сейчас новые методы контроля. Надо, чтобы школьник готовился широко, кто знает, кто из него будет. Многие же были одним, а стали другим. Я думаю, мы просветлеем, там через 20-ть лет это понятие будет другое, связанное с объективными экзаменами интересными для всех школьников.

- Вы упомянули, что десять тысяч будет учиться в этом году. Это только из России и СНГ или всего мира? И еще Вы сказали, что у Вас есть собственный экзамен. На каких критериях он основан? И что касается диплома, когда закончат Пекинский институт. Диплом МГУ или Пекинский?

Вопрос мучает давным-давно, потому что бюрократия загрызет нас скоро. Мы говорили с Никоновым Вячеславом Алексеевичем по поводу открытия двух школ. Вы прекрасно знаете, вы работали по набору специалистов для центра для одаренных детей в Сирии. Как вы можете помочь в этом деле? Потому что никак. Все готовы, а вот на деле.

-И иностранцы в том числе. В Московском университете будет около семи тысяч иностранцев. Надо сказать, что есть еще филиалы. Их пять. В этих филиалах тоже две с половиной тысячи иностранцев учатся. Это известные филиалы. Китайский проект, о котором я сказал. Поэтому, конечно, Китай, вот мы добавили, но будем расширять прием, но очень трудно оценить масштабы этого университета совместного. Пока мы говорим, возможно, о двенадцать-пятнадцать тысяч учащихся со временем в этом совместном университете. Пока. Это будет нормальный средний университет. Теперь что касается школ для одаренных.

-Это русские школы я имею в виду. Русские школы при МГУ. Я имею в виду две школы в Тартусе и в Латакии, поскольку присутствие России там очень сильно. Одна имени Путина, вторая имени Майзера.

- Давайте, попробую. Действительно, откуда выросло. Есть школа Холмогорова, которую создал Холмогоров. Эта школа, которая зарекомендовала себя в мире как выдающееся явление по подготовке способных ребят. И многие страны, зная об этом, стали просить или копировать создание таких школ. Естественно, что за опытом они обращались к нам, Московскому университету, нашей стране. Я знаю несколько проектов, которые были сделаны по этому образцу. Один из них это Сирия.

Там вы правильно сказали, что проект был поддержан руководством. И эта школа существовала очень мощная, там наши были профессора, но она попала вот как раз в зону военных действий и прекратила. Такие школы были и в некоторых странах европейских. Ближе к нам. В Болгарии и других. Но сейчас направление этого развития немножко другое. Так называемые центры Ломоносова. Мы создали более десяти центров Ломоносова. Ну, тоже соответственно в десятках стран.

Что такое центр Ломоносова? Это школы, где мы можем тестировать на русском языке, учить русскому языку, выдавать сертификаты определенные и дипломы определенные. Не дипломы, а такие сертификаты. Надо сказать, что центр Ломоносова очень востребован, потому что многие хотят учить русский, хотят получить некий сертификат, кто может использовать его при работе и так далее. И вот таких центров уже более десяти и очень большие запросы. Вот это, я думаю, сейчас будет перспектива развития идея, которую мы сказали, потому что школы требуют других решений на уровне государства.

А центр Ломоносова мы создаем, как правило, совместно с университетом каким-то местным или министерством. Министерством местным, чтобы помог данной стране. Очень сильный поворот сейчас сделал президент Узбекистана. Он попросил приезжать министра экономики, потом министра образования. И они сделали очень большой рывок в создании центра имени Ломоносова и развитии филиала нашего в Узбекистане. Так что вот этот процесс идет и это уже десятки тысяч слушателей в этих странах учатся в центре Ломоносова.

В общем, это идея такая как центр Конфуция, но у нас это идея проводим как центр Ломоносова. Будет создаваться совместно, будет иметь эмблему, форму. О собственном экзамене. Собственный экзамен возник из идеи, чтоб не ЕГЭ было главным. Более универсальное явление. Вот как Вы считаете, подал результаты ЕГЭ и ждет результатов. Мы говорим, что нет, оставайтесь еще и придите к нам на экзамен. Он устроен так, что это более универсальное явление. Например, человек подаст заявление на экономфак, на мехмат. Там и там математика. Так вот, экзамен один. Точно так же и по другим предметам. Он общий для всех факультетов, где этот предмет есть. Что он из себя представляет. Это творческое задание. Как правило, это десять-двенадцать разделов. Это письменно. Это в один день для всего университета. Проверяется профессорами в тот же день или на следующий день, и объявляются результаты этого внутреннего испытания.

Ставится по стобальной шкале балл, и он добавляется к ЕГЭ, которое положено на этом факультете. Или к олимпиаде, которая в баллах, если он победитель. Ну, например, у него 250 баллов ЕГЭ. Он имеет сто баллов как победитель олимпиады. Это 350. И он пишет внутренний экзамен, получает там, условно говоря, 70 баллов. Итого 420. Это его шкала, которую он набрал. Мы очень ценим собственное испытание, очень ценим. Это лицом к лицу, хотя это и не устная беседа. Мы видим, что он пишет, как он перечеркивает, как он мыслит.

-На журфак из двух частей это собственное испытание. Письменное и устное, беседа. Конечно, идеально было бы два таких экзамена, но уже все. Мне кажется мы единственный ВУЗ, который это проводит. Не знаю. Еще раз хочу обратиться к ребятам. Это даже хорошо, что есть возможность себя попробовать. Вы можете подать в другие университеты, но попробуйте в МГУ сдать, уверен, что во многих случаях победят.

-Сейчас идет приемная компания и многих студентов интересует вопрос общежития. Предоставляется ли на период сдачи экзаменов?

-Год назад мы построили общежитие на три тысячи мест на новой территории. Оно по комфорту лучше, чем общежитие в главном корпусе. В главном корпусе, когда кто-то приезжал, он говорил, что во дворце живет. И я так приехал, считал, что попал во дворец. Так вот, новое общежитие лучше по комфорту, чем в главном корпусе. На три тысячи мест. Это плюс к тому, что мы имеем. Конечно, мы имеем общежитие в главном корпусе, мы имеем общежитие на проспекте Вернадского и другие. Всего мы имеем 18000 мест общежития и даем всем студентам, начиная с пятой зоны. Вернее так, после пятой зоны даем всем. У нас ни один студент, нуждающийся в общежитии, нет такого студента, кому не предоставили бы. Плата за наше общежитие символическая. Всегда низкая плата. Поэтому ребята, все поступившие, пристроены в общежитие в том или ином месте. Но мы собираемся строить еще на семь тысяч мест. Все в принципе реализуется. Это, конечно, большое достоинство университета всем студентам дать комфортность, общежитие.

-ЕГЭ и интернет появились у молодежи одновременно. Чем отличаются ?
-Здесь вопрос, безусловно, требует отдельной конференции. Если почитать классику, до нашей эры, то по глубине мыслей, я не знаю, есть ли все это интернет, потому что мыслители и сама мысль, и сама возможность изобразить, она присуща человеку. Он не был тогда беднее духовно и интеллектуально, чем сейчас. Не был. То есть это огромное богатство, интеллект, накопленный опыт. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов мыслителя или достижение какой-то школы, учили не хуже, чем сейчас.

Но, с другой стороны, безусловно, вот такие возможности получения информации, доступ к информации, быстрое общение это новая возможность для развития. Это совершенно новое, то, чего никто не ожидал. По всем прогнозам научным никто не ожидал такого взрыва возможностей и такого изобретения. Что ожидает человечество в будущем? И вот группа ученых прогнозировали. Так вот, даже шариковую ручку не спрогнозировать. Никто не мог догадаться, что будет шариковая ручка. Не то, что интернет. Вот теперь он появился. На мой взгляд, надо очень разумно, еще не знаю как, очень разумно относиться к этой возможности общения, получения информации.

Мы уже видим, что есть целое поколение "большого пальца", в Японии их так называют, которое одновременно идет по улице, разговаривает, набирает что-то в интернете. Конечно, мы должны очень бережно относиться к этой новой возможности и не потерять вот то, что называется умение мыслить, правильно рассуждать, обогащать себя. Я не знаю, вот я в свое время когда-то был во французской библиотеке, ее открывали в Париже, и мне сказали, что будет эпоха электронных учебников. Ну, неужели вот будет время Пушкина или там летописи вот так смотреть будут. Ну и что? Вряд ли электронные учебники заменят нормальное впечатление для нормального развития обычного человека. Точно так же и это не заменит умение мыслить, доказывать теорему. Компьютер не докажет. Он может подсказать, быстро вычислить. А вот тут что-то мелькнуло - надо мел и доска.

И еще одно. Когда-то, будучи студентом, я присутствовал на лекции в актовом зале, Андрей Николаевич Колмогоров читал лекцию про мозг. И тогда, уже тогда он говорил, что никогда мозг из компьютера не достигнет мощности или умения человеческого мезга. Даже если считать, что существуют нейроны. Между ними есть связь, зависящая от среды, это электролит. Эти связи меняются, совершенствуются. И если там десятки тысяч нейронов, то факториалы связи, факториалы, умножение, таких чисел не существует. Нет таких компьютеров, которые все знают. А, тем более что у человека все меняется. Он развивается, меняется. Зависит от его условий и так далее. Поэтому никогда компьютер не заменит человеческий мозг. Никогда никакой робот не заменит человека.

Отсюда и следует, отказаться от всего и работать пальчиками на экране или работать над собой. Трудный вопрос, я думаю, что человечество еще не обсудило, не осмыслило, к чему оно идет. Должен начаться процесс осмысления. Думаю, ради спасения самого себя, а это чувство заложено у всех, это в природе чувство самосохранения, что бы ни было: живое, растение - все заложено, спасаться. Так и здесь. Будут найдены какие-то принципы, консенсусы. Ну, а интернет развиваться будет. Может, мы еще увидим то, что еще и представить не могли, как шариковую ручку. Не будет экрана, не будет ничего, а будет что-то вот действовать на мозг. Сейчас же вот есть у нас в МГУ, которые надевают на голову и смотрят на компьютере и говорит, а теперь вот то. Без контакта. За счет сигнала выполняются нужные сигналы на компьютере. Может и так будет. Человек будет ходить, а... Но я это фантазирую. Но, во всяком случае, ничто никогда не заменит человека.

-Как у нас сейчас обстановка с рейтингами? В том числе и наш рейтинг, который нами не так давно запущен.

-Ну, рейтинги, сейчас около ста в мире рейтингов. Они разные. Как правило, они отражают и подстроены под другую модель образования. Но есть страны, вот Россия и другие, которые исповедуют другие принципы в образовании. Роль университета в обществе, роль университета в воспитании, роль университета для региона, для страны, может быть, отдельного города. Вот я приводил этот пример. Подлетая к любому городу (Америка, Европа - неважно), смотришь на город, и два объекта тебя всегда удивляют. Это храмы той или иной веры, и университет. Вот два института сохранились. Почему? Потому что университеты для общества очень нужны. Они будущее любого общества.

А когда все стало мериться - цитировние, немножко растерялись, кем нам быть? Или заниматься чисто этим цитированием, наукой, реализацией вот этой своей публикацией или все - таки действовать благородно. Пятьдесят тысяч молодых людей смотрят в глаза. Они пока не начали понимать, что это такое индекс. Поэтому мы задумались, правильно ли эти рейтинги так сильно принимаются и раздувается их значение у нас в стране? Я начал критиковать, что не надо абсолютизировать те рейтинги. Мне задали вопрос, а что вы хотите? Соревнования? Тогда возникла идея создать свой собственный рейтинг. Наш рейтинг мы назвали "Три миссии университета."
.
Это образование, наука и университет и общество. Очень инициативная группа за разработку. Мы разработали принципы по трем направлениям до сорока критериев. Лицо университета получилось хорошее. И подвели итоги нашего российского рейтинга. Двести пятнадцать университетов участвовали в этом рейтинге. Но наша цель это международный рейтинг. Мы собрали около тридцати зарубежных экспертов, из Кембриджа, из Бразилии, Италии, Японии. Обсудили критерии в Московском университете зарубежного рейтинга. Уже не только российских, но и зарубежных. Надо сказать, что все эксперты поддержали нашу идею, что мы молодцы.

Они высказали ряд замечаний. Это все ведущие эксперты мира приехали к нам в гости. В результате мы, обобщив эти замечания, предложения, объявляем на днях и международную версию этого рейтинга. В октябре, я думаю, мы опубликуем. Мы договорились с ними, что нашу версию мы не публикуем, чтобы не вносить путаницу, что это за рейтинг - российский, международный. Мы просто для себя эту версию сделали. Подвели итоги. Знаем, какой университет какое место занял.

На совете ректоров я огласил результаты рейтинга по алфавиту. Все признали, что рейтинг объективен российский. Но в газетах мы сейчас публиковать не будем данные, чтобы не путать будущие публикации международного рейтинга. Это в октябре. Сейчас идет прием заявок от зарубежных университетов. Это работа. Эксперты нам тоже помогают. И посмотрим уже в октябре уже на полноценный, созданный нами рейтинг "Три миссии университета". Я говорю, чтобы поддержать и посмотреть на этот рейтинг, проанализировать его. Он отражает систему образования такого типа как наша, как в других странах.

И надо сказать, что он получил огромную поддержку. Где бы мы ни выступали, в десятках стран, все считают, что это правильно. Это рейтинг, который говорит об университете не как о центре, сколько Нобелевских лауреатов и сколько там цитирований, а об университете как центре надежды региона страны, общества. Для этого университеты существуют. И мы уверены, что наш рейтинг войдет в число ведущих. Сейчас четыре ведущих рейтинга. Вот я думаю, что мы будем в числе ведущих рейтингов, как признанные в рейтинге, "Три миссии университета". Ну, это заслуга тоже Союза ректоров и наша. Мы взялись за очень трудную задачу, получив сразу критику, оппозицию.

-Ваш маленький комментарий в завершении. Только что вышла информация, что по данным мониторинга в министерстве образовании Российской Федерации у выпускников МГУ самая высокая заработная плата.

-Я чуть раньше приводил такие исследования, что выпускники МГУ представляют самую большую часть самых богатых олигархов. Дай Бог. Хорошо, чтобы они все помогали московским университетам. Что касается зарплаты. Это Вы к месту сказали. Если это так, то это благодаря тому, что они имеют фундаментальные знания. Что нужно фирме? Фирме нужен не человек исполнитель, а мыслитель. Я просто знаю. Руководители фирмы ищут того, кто может мыслить. А мыслить может тот, кто хорошо фундаментально подготовлен. Причем широко. А это как раз государственные университеты. Поэтому я рад за наших выпускников. А главное я рад, что они не забывают о науке.
Все новости