Самолет-лаборатория поможет изучить распределение парниковых газов в атмосфере

21 декабря 2016

Ученые томского Института оптики атмосферы (ИОА) исследуют распределение парниковых газов над Россией с помощью самолета-лаборатории «Оптик», чтобы рассчитать, как они влияют на изменение климата, сообщает пресс-служба инновационного портала «ИноТомск».

Как пояснили в пресс-службе, зондирование атмосферы с самолета проводится с 1981 года: сначала это был Ил-14, затем Ан-2. Сейчас ученые использует Ту-134, оборудованный двумя десятками приборов, которые могут регистрировать около 40 параметров: концентрацию углекислого газа, метана, угарного газа, озона, аэрозольных частичек и их химический состав. В 1997 году томские ученые начали совместное с учеными из Японии исследование для расчета глобальных изменений климата. Чтобы получить прогноз, необходимо иметь данные со всего земного шара, а в России измерения парниковых газов до этого не проводились. Проект финансируется правительством Японии, однако самолеты иностранного государства не могут быть допущены к таким полетам, поэтому исследование выполняют специалисты томского ИОА. Помимо фиксации показателей приборами, во время полета — через каждые 500 метров высоты — они собирают пробы воздуха, которые японцы потом изучают в своих лабораториях.

Выбор маршрута зависит от цели исследования. В 2008 году в рамках Международного геофизического года самолет-лаборатория «Оптик» зондировал атмосферу вдоль Арктического побережья, в 2014-м — исследовал парниковые газы над океаном. Потенциально перспективным ученые полагают изучение состава атмосфрных газов и аэрозолей над территорией Арктики. Но, как отмечают ученые, чтобы составить релевантную картину распределения парниковых газов, необходимы регулярные наблюдения.

«Если необходимо исследовать парниковые газы, мы летаем над одним местом приблизительно в одно и то же время суток. Поднимаемся до 7 тысяч метров, потом опускаемся до 500 и в результате можем построить вертикальную плоскость распределения примесей. Если интересует перенос газов, летаем из Новосибирска в Якутск и обратно двумя маршрутами — через Мирный или Братск. Арктика, например, очень интересный и важный регион для подобных исследований, но, для того чтобы наблюдать тенденции, необходимо собирать данные хотя бы раз в квартал. Летающая лаборатория «Оптик» и наш опыт позволяют проводить такие измерения, дело за финансированием», — приводятся в тексте пояснения заместителя директора ИОА Бориса Белана.

Все новости