Испытания первого российского атмосферного беспилотника прошли успешно

3 августа 2016

Фото: Edward Jung
Испытания первого российского атмосферного беспилотного спутника на солнечных батареях завершены успешно, сообщает РИА Новости со ссылкой на генерального директора Фонда перспективных исследований Игоря Денисова. Испытания выполнены сотрудниками Фонда перспективных исследований (ФПИ) в сотрудничестве с компанией «Тайбер» в рамках проекта «Сова».

«Летные испытания беспилотного аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями полностью подтвердили работоспособность принятых технических решений. Продолжительность экспериментального полета составила 50 часов на высоте до 9 тысяч метров», — приводятся в сообщении слова Денисова.

Целью полета, по словам Денисова, было экспериментальное подтверждение возможности обеспечения сверхдлительного полета на всех широтах России, в том числе и на широтах выше 66,5 градусов. Длительность полета была ограничена лишь решением руководителя испытаний, а не возможностями спутника, отмечается в сообщении. Прототип имеет девятиметровый размах крыла и вес 12 килограммов.

Атмосферный спутник является беспилотным летательным аппаратом, который может длительное время находиться на высоте, получая энергию от солнечных батарей и выполняя функции низкоорбитального космического спутника. Особенно важно то, что такие беспилотники можно эффективно использовать в арктических условиях, где использование авиационной техники не всегда возможно по погодным условиям и экономически невыгодно.

«По своей сути подобная техника заменяет собой низкоорбитальную космическую группировку и может предоставлять услуги, недоступные для обычных спутниковых систем. Такие аппараты способны находиться в воздухе круглогодично, перемещаясь в зимнее время к экватору, либо к южному полюсу земли и возвращаясь обратно, в Россию, весной, словно перелетные птицы. Конструкция беспилотного аппарата изготовлена из материалов на основе углеродных волокон, которые имеют высокую прочность, малый вес и рассчитаны на длительную непрерывную эксплуатацию. В любой момент аппарат можно посадить и починить, заменить вышедшую из строя полезную нагрузку. Связь с ним осуществляется по нескольким резервированным каналам — спутниковым и нескольким защищенным радиоканалам. Весь полет проходит в автоматическом режиме, но может корректироваться оператором», — цитируются в статье газеты «Известия» пояснения технического директора компании «Тайбер» Сергея Тыцыка.

Как отметил Сергей Тыцык, испытания показали, что аппарат продемонстрировал высокую стабильность, стойкость к турбулентности, сложным метеоусловиям. Это позволяет перейти к испытаниям второго прототипа комплекса - высотного ретранслятора «Сова» с размахом крыла 28 метров и высотой применения до 20 тысяч метров.

Освоение слоёв стратосферы выше 20 километров на сегодняшний день является одним из основных трендов мировой аэронавтики. Беспилотные дирижабли и самолёты, работающие на солнечной энергии, могут  находиться на высоте в течение длительного времени, обеспечивать наблюдением, радио- и видеосвязью большие территории без развитой или с полным отсутствием аэродромной инфраструктуры - например, малонаселенные и морские территории. Также немаловажно то, что изготовление, запуск и обслуживание таких аппаратов оказывается во много раз  дешевле спутников.

Все новости