Сергей Глазьев: Самый жесткий способ стабилизации рубля — закрыть Московскую биржу

3 февраля 2016

Фото: Редкие земли
2016 год начался с заявления Правительства о необходимости секвестировать бюджет на 10%, а российский рубль начал совершать настоящие кульбиты, обусловленные скачками цен на нефть. По предварительным оценкам Росстата, ВВП России в минувшем году потерял 3,7%. Вторая волна девальвации рубля в конце 2015 года спровоцировала скачок инфляции почти до 13%, а зарплаты в реальном выражении за год рухнули на 9,5%. Все это неминуемо сказывается на жизни россиян, а правительство заставляет задуматься о том, что делать с экономикой.
На круглом столе «Мозговой штурм: что делать с российской экономикой?", который состоялся 2 февраля в МИА «Россия сегодня», академик РАН, советник президента России Сергей Глазьев оценил упущенный рост экономики России в 10%. «Исходя из имеющихся производственных мощностей, мы должны были бы расти на 10% в год. Падение, которое мы наблюдали в течение последнего года, связано не с отсутствием возможностей для роста, а с неблагоприятной экономической ситуацией», — сказал Глазьев.
Сергей Глазьев в своем выступлении указал на возможности, которые имеются у российской экономики. Во-первых, это незагруженные производственные мощности — таких, по словам академика, 40%. «При этом разговоры о том, что эти мощности никуда не годятся, что на них нельзя производить конкурентоспособную продукцию, не выдерживают критики, потому что простаивают в том числе вновь введенные мощности, которые были введены за последние 10 лет». Во-вторых, существует мнение, что в стране не хватает людей для обеспечения роста. С этим советник президента тоже категорически не согласен. «На самом деле с учетом высокой скрытой безработицы, которая оценивается до 20% в разных отраслях, с учетом неограниченного резерва рабочей силы в рамках ЕАЭС, с учетом большого наплыва трудовых мигрантов с Украины у нас ограничений по труду тоже нет», — подчеркнул он. Плюс ко всему нет ограничений и по сырьевым ресурсам: тот объем продукции, что Россия выдает на-гора с одной тонны нефти или кубометра леса, в разы меньше, чем в других странах. Разговоры о том, что у нас не хватает умных специалистов или инновационных проектов опровергаются фактом колоссальной миграции высококвалифицированной молодежи из страны», — указал экономист.
Главные проблемы, препятствующие экономическому росту в России, по словам Глазьева — неблагоприятная макроэкономическая ситуация и целенаправленные манипуляции с курсом российской валюты. «Манипуляции с курсом рубля — а они хаотичны только внешне, внутри прослеживается определенная логика, — повредили экономике, подорвали весь инвестиционный процесс и возможности планирования», — заявил академик. «В программе, которую мы отстаиваем, никаких предложений по заливанию экономики деньгами не содержится, а содержатся предложения по целеориентированной кредитной политике. Без наращивания инвестиций никакого экономического роста быть не может», — подчеркнул Глазьев. Пока же ЦБ «искусственно держит высокие процентные ставки» и, по сути, не дает длинных денег в экономику, предприятия обрабатывающей промышленности вынуждены сворачивать производство или же повышать цены.

Журнал «Редкие земли» задал Сергею Глазьеву несколько вопросов: «Что вы понимаете под термином «денежная власть»? Обречена ли Россия на жесткую внешнюю зависимость и какие самые радикальные шаги по выходу из ситуации вы видите? и Есть такое высказывание «деньги приходят туда, где есть побеждающие на всех уровнях». Как вы к этому относитесь?»

Сергей Глазьев ответил: «Деньги приходят туда, где есть возможность извлечь прибыль. Таким местом на сегодняшний день является Московская биржа. Там уже сложилась система получения сверхприбыли, которая выглядит таким образом: группа игроков, ориентируясь на сигналы, которые они получают от структур, близких к власти, начинают «качок» рубля вниз. Они совершают между собой притворные сделки, опускают рубль до определенного минимума, вызывая панику на рынке, фиксируют свою прибыль, продавая валюту по этому курсу, и уходят с рынка. После этого курс рубля поднимается стихийным образом, поскольку торговый баланс положительный и настолько заниженный курс является неестественным. Потом они ждут очередного сигнала и «качают» снова. Каждый такой «качок» — 2-3 миллиарда долларов себе в карман. Вот как устроен сегодня валютный рынок. Почему ни Центральный банк, ни другие органы, которые призваны следить за махинациями с курсом рубля, молчат, это вызывает огромнейшее удивление. От таких колебаний курса рубля денежные власти не могут стоять в стороне. Денежные власти — это Правительство и Центральный банк в лице соответствующих ведомств, которые отвечают за денежное обращение. Центральный банк так и не научился работать с Московской биржей. А Московская биржа превратилась в источник спекулятивных доходов, потому что она несколько лет назад была продана Центральным банком в руки структур, которые как раз занимаются финансированием финансовых спекуляций. Я могу предложить сотню способов стабилизации курса рубля и прекращения его волатильности, всем биржевикам это известно. Самый жесткий из них — это, конечно, прекращение торгов, менее жесткий — снижение кредитного плеча и так далее. Но ни один этих способов почему-то не применяется. Поэтому в ситуации, когда рентабельность в обрабатывающей промышленности составляет несколько процентов, а рентабельность на бирже дает 70-80%, все деньги уходят туда. Поэтому сегодняшнее замечание министра экономики о том, что придется продавать акции госструктур на «плохом» рынке, это шаг в сторону структур, которые раздувают биржевые пузыри, а деньги, полученные на биржевых спекуляциях, будут инвестировать в государственную собственность».
ТЕГИ: Глазьев
Все новости