Биотопливо будут производить из отходов от производства бумаги

9 июня 2015

Фото: Harley Kingston
Ученые из Центра химии поверхностей и катализа при Католическом университете Лёвена (KU Leuven Centre for Surface Chemistry and Catalysis) разработали технологию, позволяющую использовать для получения биотоплива отходы от производства бумаги. Отчет об исследовании опубликован в журнале Energy & Environmental Science, а популярно о нем рассказывается на сайте Phys.org.

Технология бельгийских химиков основана на преобразовании лингина — полимерного соединения, который содержится в клетках некоторых растений и остается после переработки древесины. Исследователи давно пытались найти такой способ выделения лингина из растительных клеток, при котором можно было бы получить из него какой-то продукт: «Традиционный метод удаления лингина из целлюлозы требует применения тяжелой химии и имеет побочные эффекты: после такой обработки лингин невозможно применять в промышленности» - цитируются слова одного из исследователей, профессора KU Leuven Берта Селса. Поэтому, как правило, лингин сжигают, чем вызывают нарекания экологов: лингин обладает пожароопасными свойствами, и для тушения отходов лингина применяются не самые безопасные в экологическом отношении вещества, например, шламы ТЭЦ.

Исследователи подошли к процессу с другой стороны: они стали не перерабатывать уже извлеченный лингин, а попытались разложить его на соединения, из которых можно было бы что-то «собрать», непосредственно в процессе извлечения лингина.

«Наш метод заключается в том, что древесина помещается в небольшой биоректор, а затем туда добавляют катализатор — он начинает химическую реакцию — и растворитель. При правильной температуре и давлении можно выделить лингин из целлюлозной массы и разложить его на мелкие компоненты. В результате мы получает масло из лингина, их которого легко выделяются химические строительные элементы, которые можно использовать в производстве пластика, изоляционной пены, растворителей, красителей, медикаментов, биотоплива и так далее», - приводится комментарий Берта Селса.

Ученые рассматривают сове открытие как отправную точку в новой цепи открытий, которые позволят перерабатывать лингин в полезные химические вещества, сохраняя при этом остальную массу древесины вполне пригодной для получения бумаги. Такой подход, как полагают ученые, будет экономически выгоден и для производства, и в экологическом отношении.