Ученые обнаружили самую яркую галактику во Вселенной

22 мая 2015

Фото: NASA
Астрофизики Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене (США) заявили об открытии самой яркой галактики Вселенной, чей свет ярче нашего Солнца 300 триллионов раз. Об открытии сообщается на сайте NASA, отчет об исследовании опубликован на сайте Корнелльского университета.

Открытие было сделано, когда ученые изучали данные, полученные орбитальным инфракрасным телескопом Wide-field Infrared Survey Explorer (WISE) в 2010 году. Обнаруженная галактика получила название WISE J224607.57-052635.0. Она находится на расстоянии 12, 5 миллиардов световых лет от Земли — то есть сейчас астрофизики видят ее такой, какой она была столько же лет назад. Новая галактика относится к новому классу объектов, обнаруженных WISE — сверхъярких инфракрасных галактик (extremely luminous infrared galaxies, или ELIRGs). Всего зафиксировано около 20 новых галактик.

«Мы наблюдаем их на очень интенсивной фазе галактической эволюции. Этот ослепительный свет может исходить от главной, растущей в центре галактики черной дыры», - полагает Чао-Вэй Цай (Chao-Wei Tsai), ведущий автор исследования. Ученые полагают, что именно присутствие черных дыр объясняет повышенную яркость этих галактик: сверхмассивные черные дыры притягивают газ и материю и формируют из них диски, разогретые до миллионов градусов и взрывающихся с выделением потоков высокой энергии, видимого света, а также ультрафиолетового и рентгеновского излучения. Этот свет блокируется коконами пыли, которые окружают диски. Когда пыль нагревается, она начинает светиться в инфракрасном диапазоне.

Массивыне черные дыры — общая особенность этих галактик. Ученые выдвинули три версии, объясняющие их огромный размер: они изначально могли бы «родиться» большими, либо их величина связана с постоянным ростом черной дыры из-за слишком быстрого или, наоборот, медленного вращения.

Эти галактики обнаружены только сейчас из-за большой удаленности, а также из-за того, что половина этих галактик видна только в инфракрасном свете.

Инфракрасный телескоп WISE был запущен NASA 14 декабре 2009 года на орбиту Земли высотой 525 километров. В 2010 году ученые перевели телескоп в спящий режим, затем работа телескопа была возобновлена в сентябре 2013 года: телескоп был переименован в NEOWISE, а его новой миссией стало выявление потенциально опасных околоземных объектов.