Про Арктику, шельф и границы
17 августа 2016
Надо сказать, что за прошедший год журналом многое сделано для разъяснения вопросов, недостаточное понимание которых негативно влияет на процессы государственного управления в Арктике. В то же время, все еще остаются существенные лакуны в углубленном понимании проблем государственного управления в Арктике, которые также необходимо заполнить.
Одна из проблем — бытовое восприятие слов, которые не только используются в рамках обыденного словоупотребления, но и являются терминами со строго очерченным смысловым наполнением. Смысловые искажения управленческих актов очень часто возникают из-за подмены слов-терминов словами-понятиями обыденного языка, в которых смысловое наполнение размыто и не имеет определенных рамок. Недаром Конфуций на вопрос, что бы он сделал в первую очередь, если бы ему дали власть, ответил: «Придал бы словам их истинный смысл». Ф. Ницше писал: «Они научились подменять имена, и таким образом люди стали ошибаться относительно простых вещей. Вот все искусство самых мудрых». Аналогичная ситуация сложилась со словами-терминами: «Арктика», «арктический сектор», «границы Арктики», «арктический шельф России», воспринимаемыми и используемыми и обществом, и управленцами как обыденные понятия. В этих вопросах в материалах СМИ много путаницы, которая естественным образом проецируется в общественное сознание, а оно — источник представлений, формирующих восприятие проблем чиновниками, которые слишком уж часто осуществляют управление, не имея соответствующих образования и профессиональной подготовки.
В целях и научной деятельности, и государственного управления необходимо различать: арктическую зону как элемент природной зональности, Арктическую зону Российская Федерация, как объект государственного управления и Арктику, как некий бытовой образ с неопределенным содержанием (для древних греков – земли под созвездиями Большой и Малой медведиц). Арктический континентальный шельф России не имеет отношения к арктической зоне как элементу природной зональности, в то время как просто континентальный шельф Северного Ледовитого океана отношение к арктической зоне как элементу природной зональности иметь может, хотя само его строение к факторам зональности отношения не имеет. К Арктической зоне Российской Федерации как объекту государственного управления арктический шельф России отношение может иметь как ее составная часть. Но что собственно дает арктическому шельфу России статус части Арктической зоны Российской Федерации? Что касается отношения арктического шельфа России к Арктике, то оно столь же неопределенно, как и само слово Арктика. Можно сказать только, что первое находится в пределах второго. В любом случае определение границ арктического шельфа России никаким образом не имеет никакого отношения к определению границ Арктики, так как Северный полюс – ее центр, а границы Арктики – только южные. Более того, как только мы начинаем говорить о границах, мы должны определиться, идет ли речь об элементе природной зональности или об объекте государственного управления. У просто абстрактной Арктики границы также абстрактны. Если же мы будем говорить об Арктике, как об элементе природной зональности, то выяснится, что и тут мы должны будем уточняться, так как климатические границы, границы растительности, границы ландшафтные будут иметь различную конфигурацию. Но и границ климатических или растительных также может быть несколько вариантов, в зависимости от избираемых критериев. Например, границы геоботанические и ботанико-географические будут различаться. Понятно, что ни занимавшиеся проблемами Арктики сотрудники Минрегиона России, ни их нынешние коллеги из Минэкономразвития России ни о чем подобном не подозревали и не подозревают. А чем меньше человек знает, тем легче он принимает «простые» и «очевидные» решения. Глаза говорят нам, что Солнце вращается вокруг Земли и чего тут мудрствовать. Какие астрономические таблицы, какой Коперник?! Не морочьте людям голову!
Двинемся далее. Арктические сектора, о которых подробнее в материале «Прирасти студеными морями», не имеют отношения ни к арктическим морским акваториям, ни к морскому дну – только к землям или островам, которые открыты или могут быть открыты. То, что границы арктических секторов начали воспринимать как границы территориального моря со всеми вытекающими из этого обстоятельства правовыми следствиями – аберрации общественного сознания. Международное право ничего такого не знает. Ко всему прочему, права на арктические сектора декларировали только три страны – Канада, Россия и США. Ни Дания, ни Норвегия, ни Исландия секторов не декларировали. Дания теоретически могла бы, а для Норвегии и Исландии этому мешает так называемый «Шпицбергенский квадрат» - акватория, режим которой определяется международным соглашением – Парижским договором 1920 года. То, что несуществующие сектора рисуют на картах – чистой воды отсебятина журналистов и иных «популяризаторов науки». Но картосхемы с этими секторами заполонили Интернет и прессу, в том числе и научную. И вполне глубокие специалисты в узких областях знания относятся к ним с излишней доверчивостью, так как полагают, что те, кто это рисовал, также как и они хорошо знают свое дело.
Сам по себе морской континентальный шельф – предмет изучения морской геологии и морской геоморфологии. В сферу международного права как объект суверенных прав государств шельф был введен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Правовое положение арктического континентального шельфа России определяется положениями данной Конвенции и Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Включение арктического континентального шельфа России в состав Арктической зоны Российской Федерации с точки зрения международного права ничего менять не должно, так как смысл этого действия – распространение на акватории шельфа специальных мер стимулирования хозяйственной деятельности, применяемых в пределах Арктической зоны Российской Федерации. Но уже в сознании западного политикума такое действие – замечательный повод к политическому наезду и политическому торгу. В 2008 году включение в состав исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу было оформлено следующей формулировкой: «…в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом». Это была недвусмысленная отсылка к Конвенции ООН по морскому праву. Тем не менее, шум был поднят такой, что уже через пять дней МИД России вынужден был давать разъяснения. Теперь же в законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» на эти акватории предлагается распространить суверенные права и юрисдикцию России в полном объеме, что фактически является заявлением о выходе России из Конвенции ООН по морскому праву (подробнее в материале «В ночи арктического законодательства свет все никак не забрезжит»). Не думаю, что чиновники Минэкономразвития России действительно задумали такой радикальный шаг. Скорее всего, они даже не подозревают, какую волну они грозятся поднять в международной политике. Но наши «вероятные партнеры» на Западе не будут слушать «жалкий лепет оправданий». Они просто отработают информационный повод по полной программе и выжмут из нечаянно предоставленной возможности максимум пользы для себя. О том, что формулирование отношения арктического континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации нужно отдать МИД России – это зона их ответственности и им расхлебывать проколы, если таковые случатся, автор говорил сотрудникам Минэкономразвития России, но «молчание было ему ответом».
Пространственные параметры арктического континентального шельфа России определяет Комиссия ООН по морскому дну. По нашему мнению, до ее решения вообще не надо поднимать вопрос о включении этого шельфа в состав Арктической зоны Российской Федерации. Это всегда можно будет сделать позже. Зачем излишне политизировать и без того больной вопрос межгосударственных отношений. Никаких реальных мер поддержки экономической деятельности в российской Арктике пока не просматривается. А если они и будут приняты – для арктического континентального шельфа России это еще долго не будет актуальным. Так зачем торопиться?
М.А. Жуков
член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ