"Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук

14 сентября 2024

Фото: Редкие земли
Форум «АРМИЯ-2024» прошел в течение трех дней с 12 по 14 августа. Формат форума в этом году был обновлен и оптимизирован, а программа мероприятий построена c акцентом на деловой характер и выполнение задач специальной военной операции. Участниками форума в этом году стали специалисты Минобороны России, руководители и генеральные конструкторы предприятий и организаций оборонной промышленности, а также военные делегации иностранных государств. Программа была выстроена с акцентом на профильных специалистов и выполнение задач СВО (а не на массовую аудиторию, как в прежние годы). Более 1 тысячи отечественных и зарубежных предприятий и организаций представили свыше 20 тысяч образцов продукции военного и двойного назначения. Несмотря на то, что площадь экспозиции сократилась с 300 тыс. до 160 тыс. кв. м, количество экспонатов осталось прежним — порядка 28 тыс. образцов продукции. Всего в “Армии-2024” участвовало примерно 1 500 отечественных и зарубежных компаний. В рамках «Армии-2024» состоялось 70 круглых столов, 15 конференций, девять заседаний. Особое внимание уделено развитию БПЛА и технологиям искусственного интеллекта.

Наша редакция побывала на одной из точек притяжения гостей и участников Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2024». При выборе собеседника мы ориентировались на слова генерал-лейтенанта Александра Осадчук, начальника главного управления инновационного развития Министерства обороны РФ, который сказал: «Особый интерес специалисты иностранных государств проявили к …. «Роскосмосу», Концерну «Калашников», Концерну ВКО «Алмаз-Антей», Холдингу «Швабе», «АСТРОН» …».

Мы беседуем не c гигантами, а c руководителем сравнительно небольшой организации «Астрон-Аэро» Крамаренко Александром Александровичем. В нашем разговоре соединились обе ключевые точки всеобщего интереса - развитие БПЛА и технологии искусственного интеллекта.


Александр, слово «беспилотник» прочно вошло в нашу жизнь… что вы показывали на выставке?


Мы производим в промышленных количествах разработанный нами отечественный беспилотный летательный аппарат с тепловизором и видеокамерой. Он предназначен для тактической разведки и патрулирования, служит для работы в составе малых подразделений. Основной задачей является круглосуточное и всепогодное выявление объектов, имеющих тепловую сигнатуру отличную от фоновой. БПЛА оснащено полностью отечественной тепловизионной камерой, обеспечивающей обнаружение транспортного средства на дистанции до 1000м, "человека" на дистанции до 600м.

Вы сказали, что разработали его сами? Как это проходило?

Совершенно верно. Мы неплохо умели делать тепловизоры, но в 2022 году мы совсем не являлись специалистами по коптерам… Задача была в крайне сжатые сроки разработать устройство, способное летать в любое время суток не менее 40 минут, обеспечить надёжную систему видео передачи и стабильный канал управления на дальностях свыше 10 км. Так же устройство должно нести тепловизионную камеру. Пришлось изучить все существующие протоколы управления, их слабые и сильные стороны, изучить принципы передачи видео по радиоканалам. Изучить протоколы связи для канала управления, разобраться с принципами работы контроллеров, отвечающих за работу всего мультироторного устройства. Изучали что такое барометр, гироскоп, модуль GPS, магнитометр, как работают канал управления, регуляторы оборотов двигателей винтомоторной группы, система видео передачи. Дальше было изучение разных программных платформ для разработки ПО для нашего будущего квадрокоптера. Уже спустя месяц мы подобрали первый комплект квадрокоптера, и приступили к сборке. Даже не буду вспоминать о всех подводных камнях. Было потрачено много сил и времени на изучение проблемы фильтрации паразитных вибраций, изучения проблем магнитометра в магнитном поле работающей винтомоторной группы. Магнитное поле, вызываемое моторами, аккумуляторами мешало работе магнитометра. В итоге была решена эта проблема, как и проблема паразитных вибраций. C работы не уходили, но добились отличной стабилизации дрона в пространстве, сделали электронный помощник управления полётом, где система помогает в управлении коптером оператору, также обеспечили рабочую стабилизацию тепловизора и управление сервоприводом для большей плавности вращения. Важен результат – сегодня изделие принято, прошло апробацию в реальных условиях и производится серийно в количестве тысяч экземпляров.

Мы каждый день читаем и на себе ощущаем, как бурно идет развитие беспилотников во всем мире…над чем сегодня работаете вы? Или все силы отнимает выполнение задания?

Заказ, безусловно, надо выполнять любой ценой… Но мы не останавливаемся на достигнутом…Сегодня мы испытываем наш БПЛА с технологией автоматического сопровождения цели, которая позволит беспилотникам захватывать цель до купольного воздействия средств радиоэлектронной борьбы и поражать ее без участия оператора.
Наш дрон будет лететь над куполом РЭБ, а потом, увидев заданную цель, аппарат может сам навестись и сам поразить цель вне зависимости от воздействия на него систем РЭБ противника. Аналогичные разработки в России на данный момент не выводились на этап испытаний на борту БПЛА. Многие наши коллеги-конкуренты пока только тестируют эту технологию в формате демоверсии на экране компьютера, мы же уж перенесли ее на дрон и испытываем на борту БПЛА. Также мы разработали технологию «интеллектуальный дрон», позволяющую беспилотнику вернуться к месту запуска в случае отсутствия сигнала GPS по заранее «отрисованному» маршруту. Одно из направлений нашей работы – технология, которую мы называем «интеллектуальный дрон», которая заключается в полете и возврате дрона в условиях отсутствия сигнала GPS. Наш дрон летит по технологии optical flow – то есть, он сам летит и вырисовывает себе маршрут с помощью привязки к местности. В случае потери сигнала GPS дрон может так же вернуться по отрисованному маршруту в область старта». Наша цель чтобы в перспективе дрон был полностью интеллектуальным, мог летать заданный маршрут по полетному заданию, мог сам идентифицировать угрозы и цели, а также в автоматическом режиме их поражать.


Наш журнал называется «Редкие земли» ... для нас важны вопросы производства отечественных редких, рассеянных и редкоземельных элементов…Существует мнение, что беспилотник, как правило, китайский, либо собирается из китайских комплектующих. В вашем беспилотнике много отечественных материалов и решений?

Тепловизионный канал полностью отечественный. Собственная германиевая инфракрасная оптика, микроболометр на оксиде ванадия и т.п. Конечно, собственное программное обеспечение. Как вы понимаете, главное из импортных элементов – литиевые аккумуляторы и постоянные магниты для двигателей на основе РЗМ. Сегодня ведутся работы нашими коллегами, чтобы и эти важнейшие позиции стали отечественными в максимально возможной мер. Но при этом они не должны быть существенно более дорогими. Появился и развивается национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Судя по тому огромному вниманию, которое уделяется правительством вопросам БПЛА, я уверен, что эти задачи будут решены.

Автор публикации: эксперт журнала Редкие Земли, сотрудник ОКБ Астрон, эксперт РНФ Наумов Аркадий Валерьевич.
Все новости