Редким землям России нужен ТРАМПлин


Фото: Совет Федерации
- Если мы боремся с перегревом экономики, если наша задача не допускать развития экономики для снижения инфляции, тогда давайте подождем, пока мы эту задачу решим и сможем поговорить о возрождении добычи РЗМ. Мы третий подход к снаряду делаем! - охарактеризовал ситуацию председатель Ассоциации производителей и потребителей РМ и РЗМ, генеральный директор ОАО «Соликамский магниевый завод» Руслан Димухамедов. - Если у нас нет возможности сегодня финансировать редкоземельную отрасль, давайте честно признаем – не пришел еще этап. Что нужно делать, нам понятно. Во-первых, бороться с импортным материалом. На сегодняшний день у России все хорошо с редкоземами, их пока можно покупать по импорту, зачастую не в виде металлов, а в виде готовых изделий, например, двигателей для беспилотников. Второе – финансирование, нам нужны дешевые кредиты, чтобы строить долгосрочные проекты. Третье – давайте хотя бы в госрезерве будем использовать собственные РЗМ! У меня коллеги из ВСМПО «Ависма» участвовали в тендере на поставку губки в госрезерв, им сказали нет - китайская губка дешевле. Мы же входим в ВТО. Американцы могут позволить себе – они ввели на китайские материалы пошлину 100 процентов и все! То, что позволено Трампу, не позволено нам.

О необходимости уделить больше внимания отрасли на самом высоком уровне заявил и генеральный директор «СКАЙГРАД» Алексей Абрамов. Он подчеркнул, что Россия обладает не только первичными месторождениями, но и огромными техногенными запасами РЗМ, извлечение которых могло бы стать важной частью стратегии развития страны.
- Не накапливать кучи! Перерабатывать, а не накапливать отходы. И не надо будет бороться с вечной мерзлотой тогда, когда в Воскресенске такие горы фосфогипса», – заявил Абрамов. Он вспомнил о роли академика Николая Павловича Лаверова (человека, который помог создать наш журнал и курировал его работу) в становлении российской науки о редкоземельных металлах. А в целом выступление можно подытожить одной цитатой: «Мы один на один с господдержкой китайских производителей».
В ответ на упреки со стороны представителей отрасли в отсутствии политической воли для решения вопроса о конкуренции с импортом выступил заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Константин Федоров.
- Коллеги, политической воли у нас достаточно! Я лично занимаюсь в своем департаменте вопросами международного взаимодействия. Мы ведем диалог на правительственном уровне со многими странами, с Китаем в частности, у нас только по металлургии 16 инвестиционных проектов. Это как инвестпроекты России и российского бизнеса в Китай, так и наоборот. Мы ведем с китайскими коллегами диалог на абсолютно паритетных началах. Международная повестка никуда не ушла, просто нужно предлагать свои инвестиционные проекты, заходить в министерство, и мы будем их обсуждать. Рычагов и инструментов у нас достаточно. (Минпромторг России регулярно проводит рабочие встречи с представителями отрасли - ред.)

Главную задачу для перезапуска на государственном уровне редкоземельной промышленности сформулировал Президент НП «Горнопромышленники России» Валерий Язев. По его мнению, правительство должно комплексно подойти к вопросу и передать полномочию по контролю и сопровождению отрасли специальному органу.
- Год за годом одно и то же. Я провел парламентские слушания по этой теме в Госдуме, еще перед разработкой первой федеральной целевой программы (ФЦП). Руслан правильно говорит — сейчас идет уже третья волна попыток системного развития отрасли, - поддержал посыл Руслана Димухамедова Валерий Язев. - Одна была в 2013 году, но мы начали раньше, еще в 2010-м. Я тогда закрыл вопрос по финансированию на 140 миллиардов рублей. По плану должно было быть 19 тысяч тонн редкоземельных металлов в год. В проекте участвовали Томтор, Фосфогипс, Соликамский магниевый завод. Но что мы имеем сегодня? Почти ничего.
Честно говоря, у меня появилась небольшая надежда, когда 20 ноября (2024 года - ред.) Путин встретился с Мантуровым и публично обозначил, что нужно разобраться с Томтором. Это был важный сигнал. Политическая воля прозвучала на самом высоком уровне. Надеюсь, что после этого разговор перейдет в реальные дела. Но пока рано ждать результатов.
Язев вспомнил неоднозначную ситуацию, возникшую летом 2022 года: «Вышел указ Президента, касавшийся этой темы. Тогда было совещание, где выступал академик Николай Павлович Лаверов. Сейчас я жалею, что занял тогда слишком жесткую позицию. Было закрытое совещание у Кириенко, на котором обсуждали возможность покупки крупной международной редкоземельной компании — что-то вроде сделки с Uranium One. Мы не дали разрешение. Я и Лаверов тогда сказали: «Нет, давайте перерабатывать у нас». Может быть, сейчас ситуация была бы другой.
Та компания имела рынки сбыта, контракты, готовые мощности. Я до сих пор думаю: а правильно ли мы тогда поступили? Мы говорили о покупке компании мирового уровня, аналогичной Uranium One. Сейчас Росатом ею владеет и использует в своих стратегических проектах. Вот такую же компанию предлагали купить в сфере РЗМ, но тогда это не поддержали.
Дискуссия с Кириенко тогда шла о том, что «мы решим экологическую проблему». Конечно, решим! Мы перелопатим миллион тонн сырья, из него отберем 100 килограммов редкоземов, а все остальное — в новую кучу. Но в то время о фосфогипсе никто даже не говорил».
В своем выступлении Президент НП «Горнопромышленники России» тоже высказался о китайской редкоземельной промышленности. - В начале 2000-х цена на редкоземельные металлы взлетела в 11 раз. Это запустило ФЦП, индустрия активизировалась, Австралия, Канада, США начали строить новые предприятия. Но через 7 лет китайцы уронили цену в 5 раз, и все эти проекты снова стали нерентабельными. Мы замерли.
Я вынужден сказать прямо: если отношение государства и власти к этой теме не изменится, если не будет комплексных решений и масштабного финансирования, через 10 лет нас на этом рынке не будет.
Посмотрите на цифры. К 2030 году объем мирового рынка РЗМ вырастет до 700 тысяч тонн (сейчас 350). А мы останемся на уровне 2 тысячи тонн. Это катастрофически мало. Две мировые державы — США и Китай — контролируют этот сектор. А Россия опять не успеет.
Мы предлагаем разумные модели, мы просим заложить расчет рентабельности на основе конечных продуктов — боеголовок, электроники, электромобилей. Но никто этим не занимается, даже «Росатом». Первая ФЦП создавалась под него и Ловозеро (Ловозерское месторождение - ред.), но компания не захотела брать на себя ответственность за редкоземельное направление. У них сейчас другая задача — программа «АТОМ-2.2», строительство 32 реакторов до 2042 года. Это глобальный проект для страны, который потребует около 16 триллионов рублей. Но и редкоземельные металлы не менее важны.
Вот почему нам нужен отдельный орган в правительстве, который будет заниматься этой темой комплексно. Это не «пришить пуговицу» — это вопрос стратегической промышленности. Кто-то должен наконец взять на себя управление этим направлением. А пока этого нет, ничего не изменится, - дал грустный прогноз Валерий Язев. Кроме того, с его точки зрения, прямо сейчас России необходимо включиться в работу на международном уровне.
- В рамках ООН уже создан экспертный совет по редким металлам. Я лично участвовал в камерной сессии, которую проводил Гутерриш. Он подходил, здоровался, обсуждал важность этой темы. Это значит, что мир этим занимается. А мы? Мы будем просто наблюдать?
Если мы хотим добиться реальных результатов — нужны другие подходы.
С полной записью заседания можно ознакомиться по ссылке.

Руслан Димухамедов вручает символ Ассоциации РМ и РЗМ генеральному директору ИМЕТ РАН (новый участник Ассоциации) Владимиру Комлеву
- 14 февраля 2025 Редким землям России нужен ТРАМПлин
- 6 февраля 2025 РЕДКИЕ ЗЕМЛИ ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ
- 3 февраля 2025 РАЗДЕЛЯЙ И ЗАРЯЖАЙ
- 26 января 2025 ВЛАДИМИР ВЕРХОВЦЕВ ОТМЕЧАЕТ 70-ЛЕТИЕ
- 27 декабря 2024 МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ: ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике