Уникальная коллекция уральских икон из собрания музея Евгения Ройзмана приехала в Москву
В Музее русской иконы открылась выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» из Музея «Невьянская икона» в Екатеринбурге, основанного бывшим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом.
Выставочный проект «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» является бесценным опытом сотрудничества двух частных музеев: Музея русской иконы, основанного Михаилом Абрамовым, и Музея «Невьянская икона» в Екатеринбурге, основанного бывшим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. Музей «Невьянская икона» всецело сконцентрирован на одном явлении — иконописи горнозаводского Урала — региона, где были сосредоточены старые частные металлургические заводы, включающего, помимо Екатеринбурга, Невьянск и окрестности, Нижний Тагил и окрестности, Кыштым и Нижнеиргинск.
Будучи историком по образованию, Евгений Ройзман лично предпринимал исследования и экспедиции в поисках невьянских икон, приобретал их на свои средства. Открытие в 1999 году в Екатеринбурге Музея «Невьянская икона» — первого частного музея иконы в России, создало прецедент публичности собирательской деятельности и сообщило социально-просветительский смысл самому направлению частного коллекционирования, инициировало появление других частных музеев, открытых для широкой публики.
На сегодняшний день Музей «Невьянская икона» является качественным специализированным научным центром, занимающимся выявлением, сохранением и изучением невьянской иконы, научной базой для исследователей уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Все годы своего существования Музей «Невьянская икона» был общедоступным и бесплатным.
Самая ранняя икона собрания музея датируется 1734 годом, самая поздняя — 1919-м. И в этом смысле данное собрание представляет собой логическое продолжение традиций старообрядческой иконописи, образцы которой уже экспонируются в стенах Музея русской иконы.
Триста лет назад, вокруг демидовских заводов на Урале (о которых наш журнал неоднократно писал) сложилась уникальная самобытная культура, основу которой заложили старообрядцы, бежавшие от преследований на Урал из разных регионов центральной России. Именно старообрядцы были заказчиками и исполнителями невьянских икон.
Абсолютно самобытным является и стиль невьянских икон, удивительным образом сочетающий барочную декоративность с древнерусскими иконографическими типами, и их техника исполнения. Иконные доски, обработанные заводским способом с использованием самых передовых по тем временам технических возможностей, покрывались золотом, и затем, по золотому фону изощренной техникой филигранного письма наносились образы. Листовым золотом выделялись нимбы, поля иконы, шрифты надписей. «Золотые» невьянские иконы могли позволить себе только очень состоятельные люди, которых в ту пору на горнозаводском Урале было немало.
Еще одной особенностью стиля невьянской иконы, сохранявшейся на протяжении всей ее истории, является «белоликость». Лики на невьянских иконах прописывались с добавлением большого количества белил к охре основного тона. Все это делает невьянскую икону уникальным явлением русской духовной культуры, ярким проявлением последней самостоятельной иконописной школы.
На выставке будет представлено более ста образов, раскрывающих феномен невьянской иконы, демонстрирующей парадоксальную непостижимость русской культуры, которая может сочетать истовую религиозность с передовыми технологиями. Ядром экспозиции являются две иконы — великолепная икона «Святая княгиня Ольга, со сценами жития» (1836 год) из коллекции Музея русской иконы и икона «Перенесение мощей Николая Чудотворца» (1822 год) из екатеринбургского музея.
Выставка продлится до 20 марта 2018 года в дни и часы работы музея. Вход свободный.
Недавно в Музее русской иконы Михаила Абрамова с большим успехом прошло открытие еще одной выставки старообрядческих икон «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». На открытии присутствовал митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий.
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ