Росатом ускорит направление "Редкие и редкоземельные металлы"

13 апреля 2022

Фото: Редкие земли
Время требует быстрых решений, в особенности в стремительно развивающихся и стратегически важных областях, где применяются редкие и редкоземельные металлы. Спрос на такую продукцию растет, а внешние вызовы требуют молниеносного реагирования. Что ждет российскую отрасль РМ и РЗМ, как помочь предприятиям сохранить производство и какие меры поддержки для этого требуются — об этом мы поговорили с председателем Ассоциации РМ и РЗМ Русланом Рафкатовичем Димухамедовым.

- Руслан Рафкатович, за последний месяц было проведено несколько больших содержательных совещаний в Минпромторге, на которых рассматривалась тема разработки мер поддержки проектов по РМ и РЗМ. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
- Да, в этих совещаниях приняли участие и представители нашей Ассоциации РМ и РЗМ, и представители всех бизнес-субъектов, включая ГК «Росатом» и АО «Атомредметзолото». В рамках обсуждений меры поддержки разбили на две части. Первая группа — оперативные: как помочь действующим предприятиям сохранить производство, решить проблемы сбыта, сырья, логистики. Во второй группе — стратегической — рассматривались графики проектов, обсуждались меры по ускорению проектов, для сокращения сроков выхода проектов в производственную стадию. Перечень таких мер поддержки определен и сведен в общий реестр, центром компетенций выступила Ассоциация РМ и РЗМ. Рассмотренные меры поддержки охватывают все стадии жизни проекта, включая следующие задачи: получение упрощенного доступа к лицензированию месторождений; оптимизация решений по использованию земель для строительства предприятия; добыча металлов параллельно с геологоразведочными работами. То есть главное начать как можно раньше производственную стадию, а также повысить финансовую устойчивость проектов, уже выходящих на производство.

- Все эти меры есть в открытом доступе?
- К ним имеют доступ члены Ассоциации РМ и РЗМ, но в открытых источниках их нет, поскольку эта информация носит важный стратегический характер с точки зрения развития Россией импортозамещающих производств. Поэтому пока мы не видим возможности предоставить доступ к этой информации широкой общественности. Но расширить состав членов Ассоциации РМ и РЗМ, предоставить им доступ к этой информации и возможность использовать Ассоциацию как площадку для консолидации мыслей и донесения предложений до федеральных органов исполнительной власти – это можно и нужно.

- Что можете сказать о последних достижениях?
Завершилось строительство Туганского ГОКа, и я считаю, успешно во всех смыслах. Строительство удалось закончить до того, как стоимость материалов, необходимых для завода, достигла критических значений. А сейчас, когда в страну категорическим образом ограничены поставки и титановых, и циркониевых концентратов из-за рубежа, получилась та самая ситуация, когда дорога ложка к обеду - успели построить завод.




- Сколько времени шла работа над этим проектом?
- Это интересный вопрос. Зависит от того, что считать этим временем. АО «Атомредметзолото» начало прорабатывать вопрос вхождения в этот проект в 2018 году, и прохождение всех стадий, включая поиск оптимальных условий бизнеса, заняло практически 2,5 года. Только в 2021 году мы со своей стороны смогли войти в состав акционеров предприятия и приступить к его финансированию.

- Достаточно быстро?
- Да, если вести отсчет с момента, когда мы начали прорабатывать свое участие в проекте. Но если смотреть глубже, в 1960-е месторождение было разведано, поставлено на государственный баланс, но не разрабатывалось по причине того, что Советский Союз создал рудники в Украине и основал два крупнейших предприятия: Иршанский и Вольногорский ГОКи, которые обеспечивали все внутренние потребности страны. При наличии этих двух крупнейших предприятий новым было кратно сложнее выйти на рынок. В Советском Союзе это было не нужно, а в постсоветский период строительство новых мощностей, особенно в технологически сложной редкометалльной отрасли, тормозилось, поскольку упиралось в длительные циклы инвестирования. Поэтому подключение Ассоциации к проекту и нахождение оптимальных условий бизнеса позволило Госкорпорации влиться в проект, дофинансировать его и завершить строительство. Сейчас это предприятие наработало опытные партии титановых и циркониевых концентратов и несколько вариантов песков. Текущая задача комбината - выйти на производительность, и мы каждый день отслеживаем выработку продукции.




- А возможно ли создать мобильные заводы?
- Мобильные заводы, изготавливаемые под ключ, это голубая мечта всех эксплуататоров заводов. Когда ты берешь кем-то созданный «под ключ» готовый завод, привозишь его, монтируешь, «включаешь в розетку», и он работает - это все еще мечта, которая недостижима сегодня, и я слабо верю, что это может реализоваться хоть в каком-то прогнозируемом будущем.

- Почему?
- На примере проекта Фосфогипс могу сказать, что создание не только промышленного, но даже опытного производства упирается в необходимость решения непростых вопросов. Для того чтобы переработать фосфогипс и извлечь из него РЗМ, необходимо обработать фосфогипс набором кислот, использовать высоковольтное оборудование, газ, а это все требует соответствующего регулирования. Под регулированием я подразумеваю разработку проектной документации и получение разрешений.

- А как вы считаете, государство должно контролировать редкометалльную отрасль?
- Безусловно, государство должно контролировать. Можно по-разному воспринимать слово «контролировать»: быть акционером - это одно, контролировать с точки зрения регулирования отрасли и мер поддержки - другое. Я подразумеваю все-таки второе. Я делал конференцию в 2017 году, и те тезисы, которые я тогда излагал, и сегодня не утратили свою актуальность.

Государственное регулирование необходимо для тех отраслей, которые критически важны для государства, и которыми никто, кроме него, не займется. Как правило, это касается оборонно-промышленного комплекса, в рамках которого нужно производить по формуле «мы за ценой не постоим», то есть изготавливать по любой цене — критически важен сам факт наличия продукции. В этом виде проектов участие государства может быть максимальным, вплоть до создания ФГУПов, которые выпускают продукцию в малом объеме по смете. Из-за того, что объемы производства исчисляются зачастую именно килограммами, а не десятками тысяч тонн, это может стоить на порядки дороже, чем коммерческие продукты. Такое финансирование по формуле ФГУПа происходит по смете, то есть из бюджета оплачиваются все расходы на содержание предприятия вне зависимости от объема и себестоимости выпускаемой продукции.

*Приводим выдержку из выступления 2017 года:

Давно назрел обстоятельный разговор по нашей дорожной карте в части направления РМ и РЗМ. Главный вопрос – источники финансирования проектов, инвестиционная политика государства. Из всех проектов дорожной карты сегодня только два пока инвестируются без участия Росатома, остальные обратились в Госкорпорацию. Таким образом, по всем проектам кристаллизовалась одна и та же картина: инициаторы проектов смогли профинансировать проекты на десятки и сотни миллионов рублей. Но как только дело дошло до миллиардов и десятков миллиардов на проектирование и строительство (т.е. около 90% от требуемых инвестиций) – все частные инвесторы стали испытывать сложности.
Я общался с многими представителями частного бизнеса. Фактически все называют одну и ту же системную проблему: неприемлемо сложное банковское финансирование, неприемлемо длинный период окупаемости инвестиций. Их логика выглядит примерно так:
- Срок от начала проекта до запуска завода в среднем не менее 8 лет. Срок на погашение банковского кредита – тоже не менее 8 лет. Только после этого начинается возврат акционерного финансирования.
- Банки требуют субординации акционерного финансирования, т.е. погашение акционерного долга и выплата дивидендов – только после погашения банковского кредита.
- Начало возврата собственных средств акционеров происходит ближе к 20-му году реализации проекта (т.е. через 20 лет акционер только начнет, а не закончит возвращать себе инвестиции). К 20-му году уже не будут действовать никакие налоговые льготы. То есть, государство будет активно облагать бизнес налогами, и сумма дивидендов сократиться до минимума.
- Бизнес по выпуску РМ и РЗМ – очень сложный (сложные технологии добычи и переработки, сложные продажи, сложное госрегулирование из-за РАО, ограничения из-за статуса стратегических предприятий). Такой бизнес очень требовательный и низколиквидный, первому желающему предприятие не продашь (в отличие, например, от золота). Развивать проект только лишь с целью последующей перепродажи – не вариант в России.
- Банки очень требовательны к выдаче кредитов – требуют наличия оффтейков, то есть сбыта, гарантированного жесткими контрактами. А потребители уклоняются от предоставления оффтейк-контрактов, так как очень требовательны к качеству продукции. Поэтому получение банковских кредитов возможно только под 100% поручительство на всю сумму финансирования проекта. По сути, из собственного кармана акционера.
- Все существующие меры господдержки никак не решают перечисленных выше проблем доступа к финансовым источникам. СЗПК, СПИК, РИП, ТОР – это все про налоговые льготы для построенных новых заводов, а не для финансирования строящихся проектов. Причем льготы временные, лимитированные по объемам, очень сложные для выбивания. Проблема в том, что не находится большого количества желающих строить новые заводы на собственные средства.
- Владельцы бизнесов, имеющие «лишние» десятки миллиардов рублей, уже, как правило, в возрасте 50+ лет. Так что такие инвестиции смогут вернуть годам к 80-ти. Для них инвестиции в РМ и РЗМ «лежат за пределами биологически осмысленного срока окупаемости». Иначе говоря, люди просто не доживут. На передачу бизнеса наследникам не рассчитывают – зная, какие круги ада предстоит пройти, и насколько сильно бизнес завязан на личных отношениях, они не решаются передать наследникам управление бизнесом.
- Из числа крупных холдинговых структур сегодня только Росатом имеет компетенции в добыче и переработке РЗМ. Ростех в эту область не стремится, т.к. их профиль – не добыча, а переработка. Другие холдинги пугает сложная продажа РЗМ, сложные технологии переработки, проблема обращения с радиоактивными отходами.
- В сухом остатке: до промышленного производства дойдут только те крупные проекты, в финансирование которых включится Росатом. Остальные имеют риск топтаться на месте или закрываться. Опыт Минпромторга по запуску РЗМ-проектов в 2011-2020 гг. – тому подтверждение. Частные инвесторы на призывы Росатома и Правительства к необходимости решения стратегических задач, стоящих перед Родиной, смотрят с практической точки зрения («если действительно надо – дайте действенные меры поддержки»).
- Необходимо кардинально пересматривать подходы Правительства к финансированию проектов. По сути, нужны «ипотечные кредиты на 30 лет» – длинные, по низкой ставке, фактически не обеспеченные (т.е. без поручительства инвесторов, под залог создаваемых заводов). В принципе, это достаточно небольшие деньги в масштабе решаемой стратегической задачи (на всю РЗМ-промышленность России нужно денег как на 1 атомный энергоблок), но эти деньги неприемлемо большие для частных инвесторов. Из каких источников брать эти суммы – надо думать.
Фабрика проектного финансирования ВЭБ РФ не подходит. У них самих денег нет, посылают к банкам, где называют срок менее 10 лет, а ставка выше 12% (примечание: речь о цифрах 2021 года).
Теоретически возможны средства ФНБ, но нужны кредиты на 30+ лет по низкой ставке, которые позволят инвесторам возвращать свои инвестиции сразу после запуска заводов, не дожидаясь погашения кредитов).
Без решения этих вопросов государство будет отбиваться от всех проектов («денег нет, но вы держитесь»), инвесторы будут стоять на месте, Ассоциация будет просто фиксировать в Дорожной карте бесконечный сдвиг проектов вправо.
- Если мы (ГК «Росатом», АО «Атомредметзолото») не получим преференций, то исполнение Дорожной карты по этому направлению под бол вопросом. Если не будет централизации, то не будет возможности выбивать ДЛИННЫЙ и ДЕШЕВЫЙ инвестиционный ресурс.
В высокотехнологичных и наукоемких отраслях нужна концентрация ресурсов. РОСАТОМ ДОЛЖЕН ЛИДЕРСТВОВАТЬ В РЗМ. Нам нужна стратегическая программа по РЗМ. И на том основании мы обязаны браться за все проекты, которые считаем жизнеспособными.



Все новости