Закон о проектной деятельности в Арктике
22 марта 2017
Михаил Андреевич, что важного и интересного было сказано на заседании?
Доклад делал Директор Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил (СОПС), доктор географических наук Александр Николаевич Пелясов. Наиболее интересен в докладе анализ специализаций проектов, представленных арктическими регионами для реализации в рамках опорных зон развития, проиллюстрированный таблицей.
Из таблицы видно, что абсолютно преобладают добывающие проекты (47%). Сопряженные с ними транспортные проекты и геологоразведка составляют соответственно 17 и 13%. Проекты перерабатывающие заявлены только в инфраструктурно более развитых Мурманской и Архангельской областях.
Что это означает на практике?
Развиваются только высокомаржинальные проекты, прибыль от которых покрывает все характерные для Арктики высокие издержки. И если мерами общесистемного характера ситуация не будет изменена, она будет сохраняться и далее.
Опорные зон развития этой проблемы не решают?
Это совершено другой — проектный подход, который нацелен на стимулирование развития региональной экономики не за счет расширения спектра экономически привлекательной деятельности посредством снижения издержек, а за счет привлечения средств в рамках крупных проектов развития. При таком подходе развиваться будут только те проекты, доходность которых превысит всю сумму специфических арктических издержек. А таких видов деятельности в регионах Арктики совсем не много. Дело не только в северном удорожании производственных, транспортно-коммуникационных и социальных издержек, но и в налогообложении всех видов удорожания.
Разве синергетический эффект крупных проектов не обеспечивает снижение издержек?
В первую очередь тем, что любой крупный проект ведет к увеличению инфраструктурной обеспеченности и локально снижает транспортно-коммуникационные издержки. Но системно проблему внеэкономического северного удорожания в его экстремальной арктической форме такой подход не разрешает.
Если законопроект «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» не решает системно проблем российской Арктики, насколько он важен и нужен?
Важен и нужен как закон о проектной деятельности, так как существует объективная потребность в дальнейшем развитии этой сферы, совершенствовании инструментов согласования государства и бизнеса на основе сопряженных планов совместной хозяйственной деятельности. Кроме того, опорные зоны развития могут быть эффективным инструментом не только в Арктике, но и в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока Российской Федерации.
Об этом мы уже говорили с Вами в материале «Об очередной редакции проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».
Действительно, в ноябре 2016 года на юбилейном 400-м заседании Совета Федерации при обсуждении законопроекта Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Игоревич Азаров высказал мнение, что целесообразно рассмотреть возможность принятия данного закона как закона об опорных зонах развития. Обсуждая такой подход, мы с вами пришли к заключению, что он полностью соответствует реальному содержанию законопроекта, так как опорными зонами развития содержание законопроекта по существу и исчерпывается. Положения других глав, адресованные сферам отраслевого законодательства, нормативно закрепляют очевидные положения, сформулированные декларативно и не вносящие ничего принципиально нового. Указанные главы могут быть безболезненно сокращены и скорее всего не пройдут «фильтр» правовых управлений Государственной Думы, Совета Федерации и Администрации Президента.
Иными словами, вы рассматриваете законопроект как попытку разработать закон о проектной деятельности в Арктике?
Именно так, с тем уточнением, что его результаты могут быть успешно использованы и за ее пределами.
Были ли какие-либо полезные предложения в этом плане на заседании рабочей группы?
Были. Закон о проектной деятельности должен учесть все основные аспекты ее регулирования, определив, в том числе, полномочия правительства и регионов. В этом плане актуальны поставленные в докладе вопросы о праве на местное проектное законодательство и о технических регламентах проектного управления.
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ