Суперледоколы россии

26 октября 2016

Чем занимается сегодня наш атомный ледокольный флот? Это — обеспечение национальных арктических углеводородных проектов, ледокольная проводка, решение задач военно-морского флота, техническое обслуживание и т. д. Об этом на конференции рассказал Станислав Головинский, заместитель генерального директора по развитию предприятия — руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Москве. 


Великий адмирал Степан Осипович Макаров однажды сказал: «Ни одна нация в ледоколах не нуждается больше, чем Россия». Замечательные и актуальные слова! Ледоколы, как известно, живут автономно, сами себя обслуживают, работают с ядерным топливом, производят перезагрузку своих реакторов, помогают военным морякам и т. д.
«Мы находимся на территории 2,8 километров от северной черты города Мурманска и живем автономно — это 2000 человек, из них моряков 1045 и береговая инфраструктура 878 человек, — рассказал Станислав Головинский. — Есть свой плавучий док, где мы сами выполняем все работы по ремонту ледоколов».
Сейчас весь грузопоток в Арктике — это не более 3 млн тонн. Один из самых перспективных проектов — вывоз углеводородного сырья с «Ямал СПГ».
«Сегодня мы завозим туда оборудование и грузы для создания заводов по сжижению газа, — продолжил Станислав Головинский. — Грузопоток постоянно увеличивается, вскоре он составит 17,6 млн тонн. У нас контракт с «Ямал СПГ» до 31 декабря 2040 года. В прошлом году завозили для «Газпромнефти» 8,5 млн тонн, для «Норильского никеля» — 1,3 млн тонн. С ними у нас контракт до 31 декабря 2030 года. С «Норильским никелем» мы не работали только в 2011 году, когда поменялось руководство и они решили нанять дизельные ледоколы, для того чтобы водить свои суда. Но Бог так распорядился погодой, что за этот год дизельный электрический ледокол «Капитан Голицын» не то что не сумел провести ни одного парохода, но и сам регулярно застревал во льдах».

Станислав Головинский далее заметил, что свой портовый флот компания строит за свои же деньги, для этого взяли кредит в банке ВТБ — 197 миллионов долларов. На крымской Тамани уже строятся портовые буксиры, первый из них недавно спущен на воду. Собственный портовый флот будет приносить «Атомфлоту» такой же доход, какой сегодня приносят атомные ледоколы при проводке судов. Эти цифры будут соизмеримы, несмотря на то что здесь будут работать всего 5 судов: 4 буксира и портовый ледокол.
Очень важным для «Атомфлота» является проект с «Транснефтью». В рамках работы госкомиссии в Арктике (генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рушин входит в рабочую группу под руководством министра транспорта РФ Максима Соколова) «Атомфлот» предлагает построить для «Транснефти» переносной терминал, обладающий потенциальным грузопотоком 45 млн тонн в год.
Как известно, Северным морским путем идти значительно быстрее и короче, время прохода по нему — от Новой Земли до Берингова пролива — 8,5 суток. Сегодня грузопоток в Арктике растет. Он рос в Советском Союзе, потом был провал, и сейчас он возрождается. Как сказал Станислав Головинский, есть возможность поднять грузопоток в Арктике до 40 млн тонн, и это вполне реальные цифры. Многие судовладельцы переориентируются на Северный морской путь из-за потепления климата. Было бы неправильно этим не воспользоваться. Кстати, «Атомфлот» проводит как российские суда, так и суда стран, которые соблюдают российское законодательство по плаванию в Арктике.
После перехода в государственную корпорацию «Росатом» предприятие начало достаточно активно заниматься и транзитами. Правда, если транзитный грузопоток, скажем, в Африке до 2013 года рос значительно, то затем он упал, и на сегодняшний день сократился в шесть раз. «Сегодня у нас в строю 4 атомных ледокола, — рассказал далее Станислав Головинский. — В марте, после перезарядки, встанет в строй атомный ледокол «50 лет победы».
Сегодня 3 атомных ледокола — «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» — занимаются ледокольными проводками. «Таймыр» работает на Енисее с «Норильским никелем», остальные в основном доставляют грузы и занимаются обеспечением военных. В декабре поставляли горюче-смазочные материалы для обеспечения жизнедеятельности на остров Котельный. Есть еще атомный ледокол «Советский Союз». Он был выведен из эксплуатации в 2006 году, тогда просто не было для него работы. Но этот ледокол можно эксплуатировать еще лет 20, например, используя его в качестве источника электроэнергии. Мы обратились к министру обороны с этим предложением, к генеральному директору госкорпорации «Росатом» Сергею Кириенко. Еще предлагали создать подвижной командный пункт по Арктике на борту ледокола «Советский Союз». Характеристики у него хорошие, на автономности он может год находиться в море. Почему мы не используем его возможности? Ведь рука не поднимается списывать в утиль «Советский Союз»!»

Впрочем, ничто не вечно, поэтому сегодня строятся новые атомные ледоколы с ледопроходимостью 3 метра. Первый универсальный атомный ледокол «Арктика», который сможет работать и на морском участке, и на реке, должен быть спущен на воду 26 мая 2016 года, в день 160-летия Балтийского завода.
Второй атомный ледокол «Сибирь» уже заложен на стапелях Балтийского завода. Когда он будет спущен на воду, на этом месте будет заложен третий атомный ледокол — «Урал». Для этой серии ледоколов «Атомфлот» специально выбрал географическую серию названий.
«Атомный танкеровоз «Севморпуть» с 2006 года не имел работы и тоже стоял, — заметил далее Головинский. — Мы вышли с предложением восстановить его, потому что до сих пор содержим танкеровоз в хорошем состоянии. В результате было принято решение в интересах ядерного научного центра в Сарове. «Севморпуть» восстановлен, в декабре он вышел на ходовые испытания. Сергей Кириенко 2 декабря, в преддверии Дня атомного ледокольного флота, был на нем. Сейчас мы рассматриваем в рамках государственной комиссии рейс на этом танкеровозе на Петропавловск-Камчатский в контейнерном варианте. «Севморпуть» может брать 1320 двадцатикубовых контейнеров. Танкеровоз, который построен по правилам МГТ для ядерных судов, может еще 20 лет работать не только на Севере, но и в любых мировых океанах. В свое время он совершал переход с завода «Залив» в Керчи, где был построен, через Индийский океан на Тихий, стыковался в Сингапуре, работал на линии Владивосток — Ханой».
Сейчас «Атомфлот» на деньги Минпромторга разрабатывает технические параметры ледокола «Лидер» с ледопроходимостью 4,5 метра, и он будет в два раза мощнее других ледоколов. Тогда компания «Атомфлот» сможет проводить суда и через Северный полюс. Поскольку у «Лидера» ширина будет 45 метров, появляется возможность проводить самые крупные танкеры. Но это следующий проект, который должен быть разработан к концу строительства серии ледоколов с «географической серией названий», чтобы не потерять технологии, которые сейчас восстанавливаются на Балтийском заводе. Разрабатывается на бюджетные средства из Федеральной программы развития морской техники и проект многофункционального ледокола. Михаил Васильевич Ломоносов когда-то высказал такую мысль: «Могущество России будет прирастать Сибирью». Сейчас можно абсолютно точно сказать, что не только Сибирью, но и Северным океаном. Поэтому атомный ледокольный флот России будет стоять на страже интересов страны как государственный флот и выполнять все задачи, которые будут перед ним поставлены.
Все новости