Федор Конюхов: наша земля такая маленькая, а мы все воюем
4 августа 2016
Фото: Редкие земли
Полет уже назвали рекордным, потому что российский путешественник сумел побить достижения предыдущего рекордсмена - Стива Фоссета. В 2002 году Стив Фоссет совершил одиночный полет вокруг света, преодолев расстояние в 33 195,1 километра за 13 дней и 8 часов. Федор Конюхов прошел 34 977,36 километров за 11 дней и 5 часов. Чтобы установить свой рекорд, Стиву Фоссету потребовалось 6 попыток. Федор Конюхов стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки. Максимальная высота, на которую поднялся Конюхов - 11 200 метров. Раньше на такую высоту на воздушном шаре не удавалось подняться ни одному пилоту.
Но уникальность полета Федора Конюхова не исчерпывается только этими рекордами, сухие цифры которых скоро будут вписаны в официальную статистику полетов на воздушном шаре. Испытания прошли техника и вера, сила человеческого духа и правильный расчет.
«Мы до сих пор не понимаем, что мы сделали, - говорит Олег Николаевич Колченко, вице-президент Группы Компаний «Мортон». - Всего было сделано 29 попыток (облететь Землю на воздушном шаре - прим. ред.), и только три из них - успешные. Единственная команда с таким замечательным пилотом, которая справилась с этой задачей с первого раза - наша».
Вера и техника
В мастерской Федора Конюхова
«Проект был очень рискованный, и шансов, что все получится, было мало. Но, как сказал Федор, с помощью святых и своей веры он сумел совершить этот полет», - говорит Александр Ручьев, президент ГК «Мортон». Но без участия компании он бы не состоялся вообще: здесь поверили в возможность полета и доказали это делом, организовав полет. Компания заказала воздушный шар с уникальными техническими характеристиками, спонсировала полет и привлекла к сотрудничеству ученых более чем из 12 стран.
Сначала в успех этого проекта никто не верил. Как говорит Конюхов, первым его поддержал его земляк, Александр Ручьев, президент ГК «Мортон». Именно он начал организацию полета и не отказывался от него, даже когда возникали проблемы. «Никто не верил в это, только Александр Валерьевич, мой земляк, мы с ним из поморов. И когда все начало затягиваться, я спрашивал у него: «Может быть, вы откажетесь?» Он отвечал: «Нет, я не откажусь!», - рассказывает Конюхов.
Президент ГК «Мортон» Александр Валерьевич Ручьев
Затем в Конюхова поверили и другие. Когда стало очевидным, что полет действительно состоится, к проекту подключились многие ведущие мировые компании. Компания «Cameron Balloons» изготовила воздушный шар в Бристоле, DHL Express организовала перевозку воздушного шара и гондолы из Англии в Австралию. Австралийский руководитель проекта Джон Уоллингтон (John Wallington) добился разрешения на полет и организовал австралийскую логистику, а во время полета работал специалистом в центре управления полетом и помогал в принятии решений. Бесперебойные поставки гелия, этана, пропана и жидкого кислорода обеспечила компания Supagas, экипировку обеспечили «Форвард» и Red Fox, компания «Уорлд Эйр Опс» (World Air Ops) добилась разрешения для Конюхова лететь через воздушное пространство 4-х южноамериканских стран по запросу, поступившему всего за несколько часов до полета. Официальным хронографом полета стал часовой бренд Breitling, которая ранее поддерживала и других пионеров кругосветных перелетов на воздушном шаре - Бертрана Пикараи Брайна Джонса, совершивших полет на шаре Breitling Orbiter 3 в 1999 году. Для полета Федора Конюхова Breitling предоставил часы со встроенным двухчастотным радиолокационным маяком - Breitling Emergency. Но кнопкой SOS путешественник так и не воспользовался.
Глава представительства Breitling Russia Арсен Балаян
Подготовка к полету была сложнейшем в техническом отношении. Для полета был сконструирован воздушный шар, сочетающий использование гелия и солнечных батарей, так как на шаре, наполненном только горячим воздухом, невозможно было бы облететь вокруг Земли без остановки. Но вера и техника настолько тесно сочетались на этапе подготовки, что отделить одно от другого очень сложно: воздушный шар, на котором Конюхов совершил свой рекордный перелет, получил название «Мортон»,так как, по словам представителей компании, это название приносит удачу.
«Я увидел шар только в день отправления. Я дотронулся до него, и он перешел ко мне. Я зашел утром, смотрю как эта махина надувается гелием, я подумал: «Ничего себе. Как его вести?» У меня не было ни практики, ни опыта. Этому нельзя научиться. Я учился летать на водороде, на тепловом воздушном шаре, и в уме совмещал свой опыт. Когда я только зашел на воздушный шар, я понял, что надо просто лететь. Гелий – дорогое вещество, никто не летает на нем, все летают на водороде. Это было очень опасно и сложно. Даже англичане, которые сделали шар, боялись, сказали: «Мы не будем его вести. Мы построили его, и мы отошли, дальше вы сами». Тогда мой сын принял решение, что будет вести этот шар», - рассказывает Федор Конюхов.
При подготовке к полету Конюхову пришлось не только учиться управлять воздушным шаром, наполненным гелием, но и сдавать экзамены. Перед полетом он сдавал экзамены в Австралии, причем если в России он «завалил» три вопроса, то в Австралии только один. Теперь у Конюхова есть австралийский диплом пилота: он был необходим, чтобы получить разрешение пролетать над крупнейшими аэропортами Австралии.
Но, чтобы совершить этот полет, который уже сейчас можно назвать духовным подвигом, потребовалась не только вера в себя. Во время всего полета иерея Федора Конюхова вела вера в то, что полет проходит с Божьей помощью. На вопрос журнала «Редкие земли» о том, какой технической духовной подготовки потребовал полет, и какую роль в этом полеты сыграл крест, который Конюхов принес на пресс-конференцию, путешественник рассказал следующее:
«Почему этот крест: здесь 46 мощей святых. Эти мощи были собраны по разным храмам, а крест изготовили для полета. Когда я летел, я молился и говорил Господу Богу и святым, говорил сам себе, что нельзя мне падать в океан. Представляете, если бы я упал в океан и утонул? Сколько бы мощей ушло в океан! Надо молиться, надо тянуть, мощами нельзя разбрасываться. Мной можно разбрасываться. Я что? Жалко, но без Федора Конюхова мир не обеднеет. А мощи на большой глубине возле Антарктиды упали бы».
В полете путешественник не раз оказывался на волосок от гибели. При подлете к Чили у него замерзла кислородная маска. Затем вышла из строя печка, которая питалась пропаном от баллона. Путешественнику пришлось в этот баллон закачивать из основных горелок пропан с метаном, чего делать нельзя - в итоге при закачке баллон взорвался. В Индийском океане холодный фронт загнал его к Антарктиде.
«Полярная ночь, самолеты не летают, австралийцы не могут помочь - не их сектор. В Антарктиде на 60 градусах нет айсбергов, там только битый лед. А там молнии, разряды и меня затягивает, и меня затягивает. Я сообщил, что меня затягивает, что я тут сгорю: если попаду в молнию, у меня же столько топлива, может произойти взрыв. Я предупредил, что буду включать сигналы SOS, чтобы было знали бы хотя бы, где гондола упадет после того, как она упадет. Но они решили, что надо включить, сообщили всем. Думал, у меня грехов много – при жизни сгорю, не в аду. И смотрю - отходит фронт, и я выскочил. Я считаю, что это Николай Чудотворец есть и там, поэтому я и выскочил».
В путешествии Федора Конюхова «сопровождали» не только святые - вместе с ним мир облетела икона Божьей Матери, написанная специально для полета монахами Ватопедского монастыря. Как рассказал президент компании Александр Ручьев, именно они захотели, чтобы икона Божьем Матери вместе с Федором Конюховым облетела вокруг Земли. Ватопедские монахи написали икону Божьей Матери-Путеводительницы, на Афоне дали благословение, и икона вместе с Федором Конюховым облетела Землю.
В мастерской Федора Конюхова
«Проект был очень рискованный, и шансов, что все получится, было мало. Но, как сказал Федор, с помощью святых и своей веры он сумел совершить этот полет», - говорит Александр Ручьев, президент ГК «Мортон». Но без участия компании он бы не состоялся вообще: здесь поверили в возможность полета и доказали это делом, организовав полет. Компания заказала воздушный шар с уникальными техническими характеристиками, спонсировала полет и привлекла к сотрудничеству ученых более чем из 12 стран.
Сначала в успех этого проекта никто не верил. Как говорит Конюхов, первым его поддержал его земляк, Александр Ручьев, президент ГК «Мортон». Именно он начал организацию полета и не отказывался от него, даже когда возникали проблемы. «Никто не верил в это, только Александр Валерьевич, мой земляк, мы с ним из поморов. И когда все начало затягиваться, я спрашивал у него: «Может быть, вы откажетесь?» Он отвечал: «Нет, я не откажусь!», - рассказывает Конюхов.
Президент ГК «Мортон» Александр Валерьевич Ручьев
Затем в Конюхова поверили и другие. Когда стало очевидным, что полет действительно состоится, к проекту подключились многие ведущие мировые компании. Компания «Cameron Balloons» изготовила воздушный шар в Бристоле, DHL Express организовала перевозку воздушного шара и гондолы из Англии в Австралию. Австралийский руководитель проекта Джон Уоллингтон (John Wallington) добился разрешения на полет и организовал австралийскую логистику, а во время полета работал специалистом в центре управления полетом и помогал в принятии решений. Бесперебойные поставки гелия, этана, пропана и жидкого кислорода обеспечила компания Supagas, экипировку обеспечили «Форвард» и Red Fox, компания «Уорлд Эйр Опс» (World Air Ops) добилась разрешения для Конюхова лететь через воздушное пространство 4-х южноамериканских стран по запросу, поступившему всего за несколько часов до полета. Официальным хронографом полета стал часовой бренд Breitling, которая ранее поддерживала и других пионеров кругосветных перелетов на воздушном шаре - Бертрана Пикараи Брайна Джонса, совершивших полет на шаре Breitling Orbiter 3 в 1999 году. Для полета Федора Конюхова Breitling предоставил часы со встроенным двухчастотным радиолокационным маяком - Breitling Emergency. Но кнопкой SOS путешественник так и не воспользовался.
Глава представительства Breitling Russia Арсен Балаян
Подготовка к полету была сложнейшем в техническом отношении. Для полета был сконструирован воздушный шар, сочетающий использование гелия и солнечных батарей, так как на шаре, наполненном только горячим воздухом, невозможно было бы облететь вокруг Земли без остановки. Но вера и техника настолько тесно сочетались на этапе подготовки, что отделить одно от другого очень сложно: воздушный шар, на котором Конюхов совершил свой рекордный перелет, получил название «Мортон»,так как, по словам представителей компании, это название приносит удачу.
«Я увидел шар только в день отправления. Я дотронулся до него, и он перешел ко мне. Я зашел утром, смотрю как эта махина надувается гелием, я подумал: «Ничего себе. Как его вести?» У меня не было ни практики, ни опыта. Этому нельзя научиться. Я учился летать на водороде, на тепловом воздушном шаре, и в уме совмещал свой опыт. Когда я только зашел на воздушный шар, я понял, что надо просто лететь. Гелий – дорогое вещество, никто не летает на нем, все летают на водороде. Это было очень опасно и сложно. Даже англичане, которые сделали шар, боялись, сказали: «Мы не будем его вести. Мы построили его, и мы отошли, дальше вы сами». Тогда мой сын принял решение, что будет вести этот шар», - рассказывает Федор Конюхов.
При подготовке к полету Конюхову пришлось не только учиться управлять воздушным шаром, наполненным гелием, но и сдавать экзамены. Перед полетом он сдавал экзамены в Австралии, причем если в России он «завалил» три вопроса, то в Австралии только один. Теперь у Конюхова есть австралийский диплом пилота: он был необходим, чтобы получить разрешение пролетать над крупнейшими аэропортами Австралии.
Но, чтобы совершить этот полет, который уже сейчас можно назвать духовным подвигом, потребовалась не только вера в себя. Во время всего полета иерея Федора Конюхова вела вера в то, что полет проходит с Божьей помощью. На вопрос журнала «Редкие земли» о том, какой технической духовной подготовки потребовал полет, и какую роль в этом полеты сыграл крест, который Конюхов принес на пресс-конференцию, путешественник рассказал следующее:
«Почему этот крест: здесь 46 мощей святых. Эти мощи были собраны по разным храмам, а крест изготовили для полета. Когда я летел, я молился и говорил Господу Богу и святым, говорил сам себе, что нельзя мне падать в океан. Представляете, если бы я упал в океан и утонул? Сколько бы мощей ушло в океан! Надо молиться, надо тянуть, мощами нельзя разбрасываться. Мной можно разбрасываться. Я что? Жалко, но без Федора Конюхова мир не обеднеет. А мощи на большой глубине возле Антарктиды упали бы».
В полете путешественник не раз оказывался на волосок от гибели. При подлете к Чили у него замерзла кислородная маска. Затем вышла из строя печка, которая питалась пропаном от баллона. Путешественнику пришлось в этот баллон закачивать из основных горелок пропан с метаном, чего делать нельзя - в итоге при закачке баллон взорвался. В Индийском океане холодный фронт загнал его к Антарктиде.
«Полярная ночь, самолеты не летают, австралийцы не могут помочь - не их сектор. В Антарктиде на 60 градусах нет айсбергов, там только битый лед. А там молнии, разряды и меня затягивает, и меня затягивает. Я сообщил, что меня затягивает, что я тут сгорю: если попаду в молнию, у меня же столько топлива, может произойти взрыв. Я предупредил, что буду включать сигналы SOS, чтобы было знали бы хотя бы, где гондола упадет после того, как она упадет. Но они решили, что надо включить, сообщили всем. Думал, у меня грехов много – при жизни сгорю, не в аду. И смотрю - отходит фронт, и я выскочил. Я считаю, что это Николай Чудотворец есть и там, поэтому я и выскочил».
В путешествии Федора Конюхова «сопровождали» не только святые - вместе с ним мир облетела икона Божьей Матери, написанная специально для полета монахами Ватопедского монастыря. Как рассказал президент компании Александр Ручьев, именно они захотели, чтобы икона Божьем Матери вместе с Федором Конюховым облетела вокруг Земли. Ватопедские монахи написали икону Божьей Матери-Путеводительницы, на Афоне дали благословение, и икона вместе с Федором Конюховым облетела Землю.
«С собой у меня была и икона Божьей Матери, которую написали монахи в монастыре Ватопед, - рассказывает Федор Конюхов. - Это намоленная икона. Сейчас мы хотим, чтобы эта икона была в храме, сделать хороший киот. Научная программа очень большая была, и научная, и рекламная. Но Александр (президент ГК «Мортон» Александр Ручьев - прим. ред.) говорит: «Я тебя буду поддерживать, ты только с иконой облети, и все. Но об этом молчи, перед стартом я тебе ее вручу». А икону я получил уже в Австралии, перед стартом, ее привез Олег Николаевич».
Похоже, что это символическое действие объединило в себе все разнонаправленные смыслы путешествия: в старину, чтобы защитить себя от врага или болезни, крестный ход с иконой обходил вокруг города или села. Икона замыкала символический круг, и и святой, изображенный на иконе, давал людям защиту и поддержку, а также освящал как город, построенный руками людей, так и все стихии природы. Икона Божьем Матери - путеводительницы прошла над океанами и городами, сквозь ураган и лед и замкнула круг над над Южным полушарием, неся благословение людям и стихиям, творениям человеческого разума и утверждая силу человеческого духа.
Сила человеческого духа и расчет
Адекватным отображением приключений во врем путешествия, пожалуй, мог бы стать роман в духе Жюля Верна. Путешествие оказалось серьезным испытанием не только веры и техники, но проверила на прочность силу духа и умение правильно рассчитывать риски. В течение 11-дневного полета пилот не спал и ничего не ел и не пил.
«Об очень сложно рассказать. Я ничего не ел. Я взял два ящика продуктов и выкинул над океаном. Они просто замерзли все. И я ничего не ел. Только кусочек печеньки засунул под кислородную маску, и все. Не было даже воды, она замерзла, надо было отогревать. Когда я летел, спать было вообще нельзя, ни минуты. Если бы заснул, с шаром бы что-нибудь произошло. Как со Стивом Фоссетом: он во время четвертой попытки заснул и упал в море».
Чтобы не уснуть, Федор Конюхов держал чугунный ключ над тарелкой. Когда он засыпал, ключ падал из рук, гремел при ударе, и путешественник просыпался. Как объясняет Конюхов, были и будильники, но за долгое время без сна к их звуку можно легко привыкнуть.
Во время внештатных ситуаций путешественника спасали Божья помощь, и математика.
«Шар был экспериментальный, и мы все понимали, что всё нельзя предусмотреть, - рассказывает Конюхов. - Те же конструкторы говорили: «Мы не можем предусмотреть всё». Всё решалось на месте с Божьей помощью. Я шел к 11 тысячам, и от давления баллон взорвался, печка отказала. Еще мне сказали, что у меня закончился пропан. У меня в пропан накачивался для печки, а метан для горелок. Когда он закончился, мне сказали: «Перекачай». Я был на такой высоте, когда выходишь, сидишь на этих баллонах, а внизу только пропасть и мороз. Я начал перекачивать, но в этом как раз и допущена ошибка: в баллон, где был только пропан, я начал закачивать пропан и метан, и как я только начал закачивать, баллон взорвался. Это очень повезло, снова, думаю,помог Николай Чудотворец: он взорвался, когда не было огня, если бы взорвался ночью или когда печка работала, я бы весь взорвался. Я в одну секунду обрезал провод и остался без печки. И все поняли, что я не смогу выдержать, температура в самой гондоле опустилась до –20. Мне сказали: «Иди ниже», но тогда я не смог бы лететь. И тогда я начал воровать газ. У меня еще был чистый пропан на пилотной горелке, и я от них стал воровать сам у себя – печку нагрею и перекину газ, печку нагрею - и перекину. Так с эти воровством и продержался, но в каюте было -20, и все приборы замерзли».
Вторая крайне опасная для жизни ситуация возникла во время полета над Индийским океаном, когда Конюхов попал в холодный фронт. Бельгийская группа, которая в этот момент вела полет, предупредила путешественника что если он пойдет за фронтом, то он потеряет скорость до 70-80-100 км/ч, ему не хватит топлива не хватит и он упадет. Ситуация казалась безвыходной: в этих местах не было площадки для приземления, под ним был только океан. Перепрыгнуть холодный фронт казалось невозможным: его высота составляла 12 тысяч метров.
«Ночью на горелках я мог подняться только на высоту 10,5 тысяч метров. Днем на гелии я могу на на 11 тысяч метров, но перепрыгнуть пришлось бы ночью, а ночью гелий не работает. Тогда мы приняли решение – я должен был подняться на определенную высоту. Фронт шел со скоростью 100 км/ч, а я должен был идти со скоростью 200 км/ч, уйти в Антарктиду, обойти холодный фронт, обогнать его и зайти вперед так, чтобы он толкал меня сзади. Но если я пойду к Антарктиде и не смогу его по скорости обогнать, то холодный фронт подействует, как плуг - он давит и поднимает теплый воздух, и на высоте 8-9 тысяч метров меня ждали бы грозовые тучи, разряды молний. Я стал обходить холодный фронт, подхожу к архипелагу Кергелен, где я был шесть раз. Оставалась тысяча километров до Антарктиды. Там меня ждала полярная ночь. Полярная ночь плоха тем, что я не мог лететь там за счет гелия. Солнце там выходит днем только на три-четыре часа, и все - остальное время я летел на горелках. Я стал уходить, и подошел к нему очень близко, а дальше уходить уже было нельзя. Вел меня мой сын Оскар, потому что все остальные отказались, предупредил меня: «Если ты не успеешь, топливо закончится, и ты упадешь в океан». Об этом сообщили береговым службам Кейптауна. Береговые службы Кейптауна ответили: «Мы не можем достать это место, слишком далеко. Полярная ночь, самолеты уже не летают».
Но рискованный расчет оказался правильным - с Божьей помощью Конюхов прошел через фронт, оказался перед ним и, подгоняемый им, подошел к Австралии. Когда Конюхов оказался перед фронтом, точность расчетов оказалась особенно важна.
«Он (Оскар Конюхов) должен был меня настолько точно вести! Расстояние от меня до холодного фронта было 200 метров. Поднимаешься чуть выше - скорость такая, опускаешься чуть ниже – скорость уменьшается, и фронт тебя давит Я обогнул и пошел на Австралию. Мне говорят: Ты должен идти на Австралию, если ты уйдешь влево, то вернешься обратно, к Индийскому океану, и у Мадагаскара упадешь. Если пойдешь направо, то промахнешься и подойдешь к Тасмании, а Тасмания – очень маленький остров, там горы и леса, ты там не сможешь сесть. И вот ночь, по моим расчетам, мне нужно идти тысячу километров на посадку, и тут мне говорят «У тебя всего 280 км посадки», а это очень мало. И я с такой большой высоты должен был резко пойти вниз. И вот ночь, ветер, вертолеты не могут меня достать. И я понимаю, что если я пойду дальше, то я уйду к горам Австралии и не смогу там сесть. И я начал эту сложную посадку - ветер 22 км/час, даже тепловые шары, на которых я летаю, не могут в таких условиях садиться, не то что такая махина. И мы приняли решение, была жесткая посадка, но с Божьей помощью все закончилось благополучно».
Федор Конюхов поблагодарил все страны, которые помогали ему во время пути. Он отметил, что диспетчеры относились к нему очень доброжелательно и помогали по возможности.
«Все диспетчеры очень хорошо меня воспринимали, все знали, что я буду лететь. Чтобы дать мне дорогу, чилийцы, например, отводили в сторону свои боинги. Если раньше я пропускал боинги, то чилийцы сказали: «Мы будем так вести вас, а боинги пусть уходят в сторону». Я зашел через Австралию в Новую Зеландию, на Таити, за час пролетел через Чили, девять часов потребовалось на Аргентину, потом я зашел в Уругвай и захватил кусочек Бразилии. Позже началась Южная Африка, но я до нее не дошел из-за холодного фронта я ушел в Антарктиду. Все эти страны очень хорошо ко мне отнеслись. Если они хорошо отнеслись ко мне, значит, хорошо отнеслись и к нашей стране. Люди знали, что летит русский шар». - рассказывает путешественник.
Федор Конюхов посвятил свое путешествие тому, чей рекорд он побил - путешественнику Стиву Фоссету, который погиб в 2007 году, разбившись на одномоторном самолёте. Вторым человеком, о замыслах и путешествиях которого Конюхов отзывается с огромным уважением, стал британский предприниматель Ричард Брэнсон, который несколько раз пытался поставить рекорд и облететь вокруг мира на воздушном шаре. Но его попытки так и не увенчались успехом.
«Я начал следить за воздушным шаром, когда в 90-х годах Ричард Брэнсон, Стив Фоссет, Бертран Пикар начали первые попытки. Бертран Пикар облетел вокруг света только с третьей попытки. Первый раз он взлетел и упал, снова строил шар целый год. Взлетает, снова падает, и снова строит. За 21 день со своей командой (вдвоем) он с третьей попытки совершит кругосветное путешествие. В 2002 году Стив Фоссет совершил такое путешествие в одиночку с шестой попытки. Я преклоняюсь перед ним, Царствие ему Небесное. Шесть раз он падал в океан. Я бы не выдержал!»
На вопрос журнала «Редкие земли», общался ли Конюхов когда-нибудь с Ричардом Брэнсоном, путешественник ответил: «Он только сейчас поздравил меня! У него было три попытки облететь вокруг света. Благодаря Ричарду Брэнсону это все и было затеяно: он в 1993 году первый заявил, что облетит вокруг света. Он пересек Атлантический океан, Тихий океан. Но он проиграл швейцарцам в 1999 году (полет Бертрана Пикара и Брайна Джонса - прим. ред.) и «одиночку» (одиночный полет - прим. ред.) Стиву Фоссету. Затем он отказался от этих попыток. Сейчас он меня поздравил и сказал: «мне не удалось, а тебе удалось». Я хочу с ним встретиться, полечу к нему поговорить о батискафах... Ричард Брэнсон - романтик. Он на год старше меня - он 1950-го,а я 1951-го года. Я бы хотел, чтобы в нашей стране были такие, как Ричард Брэнсон».
Путешественник, совершивший невозможное, уже сейчас обсуждает следующие проекты: подъем в стратосферу на высоту 25 тысяч метров, погружение в желоб Тонга в Тихом океане, глубина которого на 60 метров больше, чем у Марианской впадины, а также еще одна кругосветка - на яхте с солнечными батареями. Ближайший проект - подъем в стратосферу - приблизит детскую мечту Конюхова. Как он рассказывает, в детстве он мечтал стать космонавтом. Полет в стратосферу приблизит его к этой мечте: «Космонавт Федор Юрчихин в разговоре со мной сказал, что я смогу увидеть, как Земля изгибается и переходит в темное небо. На высоте 25 тысяч метров я это, наконец, увижу. Для меня самое захватывающее в этом путешествии – увидеть маленький космос».
С большой высоты Конюхов, как и его герои-космонавты, увидел Землю маленькой и хрупкой. «Наш земной шар очень маленький. Меня не было два месяца в России, я вернулся и мне стало страшно, не за себя: я за 11 дней пролетел вокруг света, пролетал океан за то время, которое я на яхте за 200 дней проплывал. Земля очень маленькая, ее надо беречь, а у нас и в мыслях нет: мы только воюем. Я не говорю о России, по всему миру воюем. Мир настолько интересен, настолько красив, им так интересно заниматься. Курить, пить? Мир настолько красив - и океаны, и просторы, бери, погружайся! Я родился в 1951 году. Когда Юрий Гагарин полетел, мне казалось, что в XXI веке мы уже будем… В XXI веке я разочарован. Разочарован! XXI век! А мы так же … В 1969 году, когда человечество ступило на Луну, мне казалось, что в конце XX века мы там уже города будем строить. Конец XX века, а мы даже к Луне не подошли! А бюджет? Когда Советский Союз шел в бой, готовил высадку на Луну в 1968 году, бюджет Советского Союза был меньше, чем сейчас бюджет Москвы. А мне говорят: «Денег нет». Бюджет Москвы больше, чем бюджет Советского Союза в 68 году! Тогда были мечтатели – мечтатели полететь в космос, строить города под водой. А сейчас мы отказались от этого, и только идем на поводу. Семь миллиардов человек на земном шаре живет хороших. Меньше миллиона террористов, а мы идем у них на поводу. В моем возрасте это страшновато. И сейчас Джеймс Кэмерон (он за свои деньги спустился в Марианскую впадину) сказал: «Через 17 лет я высажусь на Марсе», и я ему верю, потому что он – мечтатель. Он один, и он мечтает, а нас семь миллиардов. Нам надо лететь на Марс, на другие планеты, погружаться, но только не воевать, мы же образованные люди».
Текст: Роксолана Черноба, Наталия Ферапонтова
Фото: Мария Баркова, пресс-служба ГК «Мортон»
Фото: Мария Баркова, пресс-служба ГК «Мортон»
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ