Космические перспективы

11 апреля 2016

Фото: Редкие земли
Накануне Дня космонавтики представитель госкорпорации Роскосмос и руководители ведущих отечественных институтов, занимающихся космическими исследованиями, рассказали о российской космической программе. Недавно она была пересмотрена, но, по словам собравшихся в МИА «Россия Сегодня», основные элементы этой программы удалось сохранить. Коррекции подверглись лишь несколько направлений, и в большинстве случаев это даже нельзя назвать сокращением — начало исследовательских программ просто сдвинули за 2025 год.
Большую часть времени говорили, естественно, о программе ЭкзоМарс — совместная миссия Европейского космического агентства (ЕКА) и Роскосмоса стартовала к Красной планете 14 марта. Основным докладчиком по теме стал глава Института космических исследований РАН Лев Зеленый, — именно ИКИ РАН отвечает за российскую часть программы. «Вы знаете, что в последние годы было предпринято несколько неудачных попыток отправить миссию на Марс — в 1996 и 2011 годах. В 2011-м научное сообщество как-то особенно болезненно отреагировало на неудачу, и перед стартом, который состоялся 14 марта, все были напряжены. Однако старт прошел прекрасно, ракета-носитель «Протон» и разгонный блок «Бриз» вывели европейский аппарат в ту самую точку, которая была заказана, европейские коллеги были в абсолютном восторге и даже прислали благодарственное письмо. Аппарат сейчас летит к Марсу. До Красной планеты он доберется в середине октября этого года. После выхода на орбиту на Марс будет сброшен посадочный модуль «Скиапарелли» — это такая маленькая платформа, которая просуществует всего несколько дней. А основной аппарат, на котором половина полезной нагрузки — это российское оборудование, начнет свою работу несколько позже, потому что его рабочая орбита несколько отличается о той, с которой будет сброшен «Скиапарелли». Мы рассчитываем, что это произойдет где-то в мае 2017 года. Все ждут очень интересных результатов от этой миссии, поскольку главная ее задача — это поиск следов жизни на Марсе», — сообщил Лев Зеленый. 
Заместитель руководителя Роскосмоса Михаил Хайлов рассказал о лунной программе: «Мы очень аккуратно и, я бы сказал, поэтапно возвращаемся на Луну. Это, конечно, уже не тот штурм Луны, который мы проводили в 60–70-е годы. Это программа предназначена для того, чтобы вернуться к Луне на новых технологических условиях, сохранив все те технологические принципы, которые необходимы для полета, посадки, возвращения, поиска, спасения. Сначала это будут автоматы, параллельно модернизируем станции дальней космической связи, параллельно будут созданы новые носители, параллельно будет создан новый пилотируемый корабль. Наша цель — к 2030 году доставить космонавтов на окололунную орбиту и совершить посадку на Луну».
Лунная программа должна стать испытательным полигоном для оттачивания технологий, которые понадобятся для прыжка за орбиту Луны, для экспедиций к другим планетам — считает директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов. «Когда мы говорим о межпланетных полетах и о том, что система жизнеобеспечения орбитальных и межпланетных полетов существенно отличаются, мы имеем в виду те факторы, которые в условиях межпланетных перелетов выходят на первый план. Они до сих пор плохо изучены, но на самом деле, именно они могут жестко лимитировать пилотируемые полеты. Это, прежде всего, проблема радиационной безопасности (они имеют решение, но много вопросов еще остается). Вторая проблема, которая сейчас начинает активно обсуждаться — это полеты при фактическом отсутствии магнитного поля Земли. Надо понимать, также, что такие полеты принципиально отличаются по организации от орбитальных полетов, поскольку межпланетный перелет осуществляется в гораздо большей степени автономно, и это другая задача, которая требует решения многих медицинских вопросов и пересмотра части закладываемых в обеспечение миссии решений. Поднимается опять вопрос о создании на борту межпланетного корабля искусственной силы тяжести, чем мы сейчас начинаем заниматься. В ближайшие годы, в процессе подготовки лунной миссии, мы постараемся провести исследования, направленные, прежде всего на решение задач, которые ставит перед нами межпланетные перелеты, хотя медико-биологически обеспечить перелет к Луне мы можем уже и на нынешнем уровне развития».
Подробнее о космических исследованиях российских ученых читайте в ближайшем номере журнала «Редкие земли».
Все новости