Игорь Орлов: «Архангельск – это портал в Арктику»
23 декабря 2015
Фото: Роман Мельник
На пресс-конференции, прошедшей в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня", губернатор Архангельской области рассказал о развитии своего региона и ответил на вопрос журнала «Редкие земли».
Сейчас очень много говорят об освоении Арктики, а Архангельск всегда был «воротами на Север». Каким, по вашему мнению, должно быть место Архангельска в глобальном процессе возвращения России в Арктику?
Об Арктике можно говорить очень долго, я постараюсь главные темы обозначить. Арктика – это глобальный проект человечества, не только России. Маршрутов движения в Арктику – много. Говорить, что где-то в одном месте находятся ворота, означает, что в том месте точно будет пробка. Я всегда всем говорил, в том числе и своим коллегам-губернаторам, что я вообще не борюсь за то, где находятся ворота. Мне лично больше нравится считать, что Архангельск – это портал в Арктику. Через нас можно попасть в Арктику как хотите – хоть через виртуальную реальность, хоть по реальным дорогам. Но то, что мы должны предоставить максимум возможностей для освоения Арктики – сомнений не вызывает. Так было всегда, когда речь заходила об Архангельске, его месте и роли…
Судите сами: логистические цепочки, которые приходят в Архангельск – уникальны. Такого сочетания нет больше нигде в России, просто нигде, какой бы регион вы ни назвали. Мурманск, Салехард, Дикси и так далее. Только у нас есть все варианты маршрутов, – и автомобильные, и железнодорожные, и морские, – максимально развитые и обеспеченные. И мы, конечно, это преимущество хотим использовать. Кроме того. Количество рабочих рук для переработки грузов, для их подготовки для движения в Арктику – причем в разных видах – максимально сконцентрировано только в одном городе. Самом большом городе Арктики – в Архангельске. Наиболее густонаселенная арктическая территория – у нас. И это тоже надо использовать. Я не предлагаю это в виде товара. Я говорю о том, что это – наше преимущество, преимущество всей России. Я везде об этом говорю, и везде нахожу понимание, на любых уровнях.
У нас сегодня уровень науки, работающей на Арктику, один из самых высоких. Есть Северный Арктический Государственный Университет, готовящий специалистов для арктических территорий и способных работать в Арктике, причем во всех сферах… Вот решаем мы, к примеру, задачу исследования поселений древних людей в Арктике. Туда едут специалисты из САГУ. Надо решать задачу добычи углеводородов – наш институт нефти и газа может этим заниматься. Есть Северный Государственный Медицинский Университет. Арктическая медицина абсолютно отличается от московской и краснодарской. Она другая, потому что там нужно по-другому людей лечить. Они находятся в совершенно других климатических условиях, режим питания тут абсолютно другой. Конечно, это все должно быть максимально задействовано…
Теперь о порте. Порт – это вершина всех логистических цепочек, приходящих в Архангельск, для последующей передачи в Арктику товаров и услуг. Максимальный объем его перевалки – 8 млн тонн. В этом году мы, наверное, выйдем на полтора миллиона – то есть он на полную мощность не задействован. Хотя есть у него в прямом смысле узкое место – канал, – ограничивающий использование этих возможностей. Кроме того, если взять самый популярный сейчас вид перевалки – контейнерные перевозки, он тоже требует развития и новых решений. Именно поэтому появилась идея – она не новая, не я её придумал, – Глубоководного морского порта в Архангельске. Создание его предполагается в районе острова Мудьюг, уже на выходе из канала, место называется Сухое Море. Там есть необходимые глубины, и соответствующая инфраструктура логистическая. Остается построить около 40 километров железной дороги, это так называемые «золотые километры», которые соединят глубоководный порт с новой, строящейся магистралью, протянувшейся от Белого моря – через республику Коми на Урал. Для любого инвестора это лакомый кусок. По предварительным оценкам, первая очередь глубоководного порта Архангельска сможет обрабатывать до 8 млн тонн грузов, а полностью его проектная мощность 35 млн тонн.
Но лично я считаю, что главная перспектива Архангельска – это не перевалка грузов, а арктический сервис. Наша главная перспектива в том, что любые виды услуг, необходимые для освоения Арктики, будь то полезные ископаемые, будь то оффшорная деятельность, туристическая или исследовательская деятельность, все это может быть найдено в Архангельске. Это наше место. Поэтому я никогда не скажу, что СПГ надо возить через Архангельск. Есть Мурманск для этого, и развивать соответствующие мощности нужно там. Не собираемся мы конкурировать и по перевалке нефти с другими портами – это бессмысленно. Но когда встает вопрос о контейнерных перевозках, услуг, сервиса, туризма полярного, в конце концов – я абсолютно уверен, что альтернативы Архангельской области нет.
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ