Экспертный совет: что мешает взлету?
17 апреля 2015
Фото: Редкие земли
Во вступительном слове Владимир Гутенев подчеркнул, что надо дать слово всем — и сторонникам, и противникам этой идеи. «Перспективы есть. Но цена ошибки в условиях немотивированных санкций слишком высока, поэтому надо рассмотреть вопрос со всех точек зрения. Это важно и с точки зрения освоения труднодоступных регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока, и для решения одной из самых острых сегодняшних проблем — транспортной связи с Крымским полуостровом». В заседании приняли участие представители Военно-промышленной комиссии, Минпромторга, Минтранса, Минобороны, МЧС России, а также организаций, занимающихся разработкой и производством экранопланов. Основная часть научно-экспериментальной базы по созданию этой авиационной техники на сегодняшний день сохранена. Однако государство в последние десятилетия эти исследования не финансирует. И хотя в Министерстве промышленности и торговли разработан целый проект Концепции развития экранопланов гражданского и военного назначения, а также План основных мероприятий по ее реализации, оба эти документа, что называется, «зависли» в Департаменте оборонной промышленности.
Свое слово должно сказать Правительство. По мнению Гутенева, надо постараться как можно скорее утвердить Концепцию. Это будет способствовать началу системной работы, позволит привлечь частных инвесторов, объединить разрозненные коммерческие разработки для создания конкурентоспособных, экономически эффективных образцов техники. Но это пока дело будущего.
Между прочим, так было не всегда. По словам Владимира Гутенева, в 60–70-е годы ХХ века мы опережали ведущих зарубежных разработчиков, по различным оценкам, на 10–15–20 лет. И 20 процентов патентов по этой тематике — наши, советские.
Но ситуация меняется. В этой сфере активно работают не только США, но и Южная Корея, и даже Вьетнам и Иран. Россия не должна оказаться в стороне от объемного и перспективного рынка. «То есть, на взгляд экспертов, причем большинство из них здесь присутствует, перспектива у данного направления есть», — завершил Гутенев свое выступление.
Затем высказались эксперты. Сергей Ганин, представитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр»:
«Советские разработки не превзойдены до сих пор. Но конкуренты не дремлют. Крупные надводные экранопланы пригодны для коммерческого использования — и в трансокеанских перевозках, и в качестве автомобильных паромов, и у спасателей. Экранопланы малого водоизмещения могут использоваться еще шире, но лишь для внутреннего потребления.
Страны, заинтересованные в использовании экранопланов, в основном имеют обширные морские границы. Исключение — Монголия, где экранопланы могут применяться для полетов над пустынными районами летом и зимой. Между прочим, многие государства, готовые к производству экранопланов, не являются авиационными державами. Сегодня экранопланы и экранолеты запускаются в производство в США, Германии, Японии и некоторых других промышленно развитых странах. А Россия уже начинает в этой области от них отставать. Можем окончательно утратить задел, который у нас ранее образовался. Если сейчас не будет прорыва, потеряем всё».
Владимир Соколянский, директор Московского комплекса ЦАГИ:
«На сегодняшний день мы считаем, что есть три наиболее важные области, где следует использовать экранопланы. Во-первых, военная сфера и примыкающая к ней сфера поисково-спасательных операций. Второе направление — это применение экранопланов на внутренних водоемах, прежде всего в малоосвоенных сибирских арктических регионах.
Третья область — возможность использования крупных экранопланов для трансокеанских перевозок. У нас есть концептуальные наработки, но чрезвычайно запутана нормативная база. Удручает тот факт, что в программах развития авиационной техники экранопланной тематики нет, она вся в судостроении. И эта ведомственная разобщенность вредит делу.
Мы считаем, что Россия в состоянии создать такую конкурентоспособную инновационную транспортную технику, как экранопланы и экранолеты».
Альберт Никитин, генеральный директор ассоциации «Космонавтика — человечеству»:
В 1997 году Российская академия естественных наук начала выполнять проект «Ноосферная транспортная система Сибири и Дальнего Востока». Требовалось прежде всего изучить проблемы производства новых видов транспорта, не разрушающих экологически уязвимый поверхностный слой тундры. Проект включал в себя едва ли не все темы, которые мы сегодня обсуждаем. Самое главное, чтобы новый вид не нарушал биосферу.
Я уверен, что экранопланы можно и нужно использовать на сибирских реках, особенно таких крупных, как Амур и Зея, а также в прибрежных районах Северного морского пути.
Между прочим, этот проект несет и социальную нагрузку, то есть помогает сохранить наше население в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке».
Андрей Курасов, заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ:
«Принятая концепция развития экранопланов обрабатывалась разными ведомствами, разными лицами, она была согласована с МЧС, Минтрансом, Минобороны, ФСБ, ЦАГИ им. Жуковского и КБ им. Алексеева. Сейчас она находится в Правительстве, и в военно-промышленной комиссии принято решение рассмотреть ее на одном из ближайших заседаний.
И еще одно важное замечание. Мы, судостроители, стыкуемся и тесно сотрудничаем с авиаторами».
Владимир Буковский, генеральный директор и конструктор компании «Небо — море»:
«Интеграция России в мировую техническую систему замедлила наше развитие и движение вперед. Россия должна иметь собственное направление, собственную техническую базу, и над этим нужно работать. Иначе мы становимся слишком уязвимыми. Слишком легко перекрыть кислород. Когда «Добролет» решил летать в Крым, — ему запретили, потому что авиакомпания использовала импортные самолеты. Вдобавок и авиационная промышленность не развивается.
«Запад нам поможет» — мне кажется, что эта фраза нам не подходит. Мы обязаны помочь себе сами!»
Итак, экранопланы готовы прорваться в воздушное пространство России, невзирая на все бюрократические препоны. За этой инновационной авиатехникой будущее. И будущее это должно принадлежать России, тем более что именно на нашей территории экранопланы возникли и взлетели в первый раз. Но до взлета еще далеко.
Текст: Редкие земли
- 27 декабря 2024 МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ: ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ