Александр Рябов: «Прочность — наука универсальная»
5 мая 2014
Фото: Роксолана Черноба
Александр Алексеевич Рябов – директор «Саровского Инженерного Центра», доктор физико-математических наук.
1974 — окончил Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ).
1974–1985 — работал в Центральном специализированном конструкторском бюро (ЦСКБ), г. Самара.
1985 — поступил на работу в РФЯЦ-ВНИИЭФ, где прошел путь от старшего научного сотрудника до начальника отделения.
Является автором и соавтором более 80 научных работ, опубликованных в России и за рубежом, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В «Саровском Инженерном Центре» в Технопарке «Саров» мы занимаемся решением проблем прочности, тепломассопереноса, газодинамики, аэродинамики, теплопроводности на основе компьютерного моделирования с применением лицензионных комплексов программ мирового уровня. Мы очень много работали и продолжаем сотрудничать с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» по безопасности самолета Superjet-100. Для того чтобы он без ограничений летал во все аэропорты мира, самолет должен отвечать требованиям безопасности во всех условиях эксплуатации, включая аварийные. Нормы по безопасности пассажирских самолетов постоянно ужесточаются. Когда несколько лет назад французский «Конкорд» загорелся при взлете из-за разрушения протектора шасси и разбился, все находившиеся на борту погибли.
Деформации конструкции при аварийной посадке Superjet-100:
красный цвет — максимальные деформации,
зеленый — умеренные,
синий — минимальные
Причиной аварии оказался небольшой металлический предмет на взлетной полосе, который привел к разрыву покрышки шасси. Маленький кусочек резины с большой скоростью ударил по крышке топливного бака под крылом, появилась течь топлива, которая попала в горячую струю работающих двигателей и подожгла самолет.
После этой трагедии в нормы было введено требование, чтобы в случае разрыва протектора при взлете и посадке разлетающиеся фрагменты резины и струи сжатого газа не могли вывести из строя самолет. Вместе со специалистами ЗАО «ГСС» мы исследовали безопасность Superjet-100 на основе компьютерного моделирования более 30 возможных вариантов аварии, что позволило улучшить конструкцию, надежно подтвердить ее безопасность, сэкономить значительные средства и время, успешно сертифицировать самолет по этому требованию европейских норм во Франции.
Мы также проводили компьютерный анализ и других возможных нештатных ситуаций, моделировали различные варианты посадки самолета с частично выпущенными шасси. Необходимо было проверить, что в случае аварийной посадки самолет безопасен: деформируются и разрушаются его отдельные элементы, но он не загорится. В результате компьютерных расчетов, включающих все детали реальной конструкции, удалось подтвердить правильность технических решений, обеспечивающих его безопасность в условиях нештатной посадки и максимально снижающих вероятность пожара. В прошлом году во время испытательных полетов в Исландии самолет совершил нештатную посадку без шасси. Он не загорелся, и все на борту остались живы. Нам, специалистам, абсолютно ясно, что Superjet-100 в этой неожиданной аварийной ситуации продемонстрировал абсолютную надежность. Он получил деформации, близкие к расчетным, и вернулся в Россию своим ходом после замены двигателей.
Свободная конвекция теплоносителя в реакторе БН-800
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Такую схему проверили сначала на стенде ОАО «ОКБМ Африкантов». При этом достоверность моделирования «Саровского Инженерного Центра» была подтверждена показаниями нескольких десятков датчиков в эксперименте на этом стенде. После этого были проведены численные расчеты реального реактора, учитывающие все основные особенности конструкции и подтвердившие ее надежность.
КОСМОС
Масса интересных задач стоит перед разработчиками космической техники. Вот пример: рентгеновский телескоп собираются разместить на специальной орбите — за Луной, в так называемой второй точке Лагранжа. Проще говоря, это место, где притяжение Луны и Земли компенсируется, способствуя стабилизации положения аппарата в открытом космосе. Задача телескопа — измерение реликтового излучения, образовавшегося в момент Большого взрыва, когда родилась Вселенная. И вот для этого телескопа нужно сконструировать элементы оптических систем настолько качественно и точно, чтобы он, пройдя все перегрузки на активном участке и выйдя далеко за пределы земного притяжения на орбиту, оставался абсолютно идеально настроенным. Иначе ему не удастся провести высокоточные измерения. Основное препятствие для решения этой задачи — невозможность создания условий открытого космического пространства на Земле: гравитация не позволяет этого сделать. Единственный выход — создание и исследование моделей.
АВТОМОБИЛИ
ЧТО МЫ МОЖЕМ ЕЩЕ
Текст: Редкие земли
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ