Реформа Госзаказа. Слово на 66 миллионов

25 апреля 2014

В этом году вступил в действие Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который должен внести прозрачность в систему госзакупок. Фактически появляется новая профессия — закупщик, от которого во многом будет зависеть успех компании. Таких специалистов уже готовят на курсах в Корпоративной академии «Росатом». Об особенностях закона, о том, как будут по нему работать предприятия, по просьбе журнала «Редкие Земли» рассказывают специалисты Росатома, Правительства РФ, Федеральной антимонопольной службы.  

Редкие Земли: Наталья Петровна, в системе госзакупок слово может стоить миллион. Допустим, если это слово «аналог». Благодаря этой формулировке удалось сэкономить более 66 миллионов рублей при закупке оксида диспрозия. Есть ли еще примеры экономии?


Наталья Медведева, руководитель направления по обучению закупкам АНО «Корпоративная Академия Росатома»: 

Слово «аналог» в российской системе закупок иногда позволяет экономить миллионы. Устанавливая требования к качеству продукции или оборудования и ссылаясь на конкретную марку, закупщики атомной отрасли также обязаны добавлять слово «эквивалент». Вопрос в том, что где-то инструменты оптимизации расходов работают лучше, а где-то хуже. В нашей системе закупок сэкономленные миллионы превращаются в миллиарды. По результатам закупочной деятельности «Росатома», общая экономия от конкурентных закупок в 2013 году составила 22 млрд. руб.

РЗ: Необходимо ли создание постоянно действующей системы обучения как заказчиков, так и поставщиков? Готов ли рынок к изменениям в законодательстве?

Безусловно, это связано с необходимостью адаптации специалистов в сфере госзаказа к новым условиям. Статья 9 «Закона» 1 прямо предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В состав комиссии должны включаться преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Что касается готовности рынка к изменениям в законодательстве, полагаю, что рынок в данный момент не готов, т.к. нормативная база в полном объеме еще не утверждена. АНО «Корпоративная Академия Росатома» в данном процессе выступает не только как центр обучения с наличием лицензии на осуществление образовательной деятельности и правом выдачи соответствующих документов государственного образца, но и как центр экспертизы, поскольку на курсы повышения квалификации в сфере госзаказа мы привлекаем ведущих специалистов и разработчиков нормативных актов в сфере госзаказа. В основном это представители ФАС России, Минэкономразвития России, Правительства Российской Федерации.

РЗ: Фактически закон создает предпосылку для создания профессии закупщика. От этого специалиста будет зависеть успех компании. Внесена ли эта специальность в реестр профессии? Как повлияет закон на кадровую структуру?

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов нет профессии «закупщик», однако специалисты по торгам — закупщики уже есть на рынке труда, они появились в 1999 году, с момента вступления в силу Федерального закона  № 97-ФЗ2. Закон № 44-ФЗ конкретизирует требования к этим специалистам. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, будут создавать контрактные службы, причем всем специалистам, работающим в сфере закупок, необходимо повысить свою квалификацию, а члены комиссии должны иметь удостоверения о повышении квалификации или о переподготовке.

РЗ: На одной из сессий был приведен интересный пример «подводного камня»: для того чтобы стать поставщиком атомной отрасли, необходимо получить лицензию, но для этого нужен договор. В то же время для заключения договора нужна лицензия. Это ведь два взаимоисключающих обстоятельства! Прозрачность системы — еще не гарант прозрачности законодательства? Как это отрегулировать?

На «Атомексе» приводился пример о ряде закупок на заключение договоров, исполнение которых в соответствии с законодательством требует наличия лицензии, но это не все закупки. Принять участие в процедуре закупки может любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, способное на законных основаниях поставить требуемую продукцию. 

Таблица 1. Источник - Атомекс


Редкие земли: В чем заключаются основные принципы нового закона в сфере государственных закупок? И какие плюсы вы видите в новом законе о закупках, как это повлияет на систему в целом?


Юлия Тотрова, главный советник отдела развития конкуренции и предпринимательства Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации:

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результат, эффективности осуществления закупок. Основным отличием Закона от действующего законодательства о размещении заказов является более широкая сфера регулирования, включающая весь цикл закупок, в том числе их планирование, определение поставщика (исполнителя, подрядчика), заключение контрактов, исполнение контрактов, их изменение и расторжение, мониторинг, аудит, контроль. Планирование сделает закупки предсказуемыми для рынка. Поставщики, заблаговременно получая информацию о спросе на товары, работы, услуги со стороны государства и муниципальных образований, смогут соответствующим образом регулировать свою хозяйственную деятельность и предлагать лучшие условия для исполнения контрактов. Предполагается, что для товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут утверждаться обязательные требования. Нормирование закупок может осуществляться путем установления требований к потребительским свойствам и качеству товаров, работ, услуг, максимальных цен, нормативов затрат. Нормирование направлено на эффективное расходование бюджетных средств, исключение закупок товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши. В действующем законодательстве о размещении заказов проблема определения начальных (максимальных) цен контрактов не урегулирована. Это создает предпосылки для злоупотреблений, массово проявившихся, например, при закупке медицинских томографов. Законом предусмотрено, что начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод. Метод сопоставимых рыночных цен определен в качестве основного. Кроме того, Закон расширяет линейку способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), которые вправе применять заказчик. Введены новые виды конкурсов (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), запрос предложений. Эти меры позволят повысить эффективность закупок, в том числе высокосложной и инновационной продукции.

Редкие Земли: Как организована система контроля закупок? Можно ли будет расторгнуть договор с заказчиком без его согласия?

Александр Чеховский, консультант отдела проверок Управления контроля госзаказа ФАС России:
Контроль в данной сфере осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении всех органов, организаций и лиц, действующих в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд. Поставщики (подрядчики, исполнители) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

РЗ: Позволит ли система в какой-то мере контролировать демпинг цен?

Закон № 44-ФЗ предусматривает дополнительные меры защиты заказчиков при исполнении контракта в случае возможного демпинга цен при проведении закупок. Так, если при проведении конкурса или аукциона на размещение заказа, начальная (максимальная) цена которого составляет более пятнадцати миллионов рублей, участником предложена цена ниже начальной (максимальной) на 25% и более, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если же цена контракта составляет менее пятнадцати миллионов рублей, дополнительное обеспечение может не требоваться при условии предоставления участником информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки. Это информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов от цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

ТЕКСТ: Екатерина Андреас

Скачать таблицу «Реформа госзаказа:
Сравнительная характеристика норм 44-ФЗ и 94-ФЗ»

Источник -  Корпоративная Академия Росатом

Все новости