КОРПОРАЦИЯ «РОДИНА»
16 апреля 2014
Максим Кантор — редкое явление в современной европейской жизни. Он дает интервью так, как будто пишет новую книгу. Его речь практически сразу превращается в главы. Сами по себе приходят подзаголовки, ничего, по сути, не надо менять. Пророк? Он так не считает. Но его высказывания и суждения опережают время.
МАКСИМ КАРЛОВИЧ КАНТОР российский художник и писатель, философ. В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру. Картины Максима Кантора есть во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, Британский музей и др. Литературную деятельность Максим Кантор начал в 1993 году сборником рассказов «Дом на пустыре». В 2006 году опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования». В последующие годы опубликованы сборник «Медленные челюсти демократии» (2006), романы «В ту сторону» (2009) и «Советы одинокого курильщика» (2010), эссе «Одного достаточно» (2008), «Совок и веник» (2010). В 2013 году вышел роман Кантора «Красный свет», вошедший в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер» и в короткий список премии «Большая книга». Последняя книга Максима Кантора «Хроника стрижки овец» вызвала широкую дискуссию и яростные споры в СМИ. Живет в Европе.
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Наверное, Родина — это то, за что можно умереть. Трудно умереть за «Газпром», или за военно-промышленный комплекс, или за школу рабочей молодежи №74, которую я заканчивал, когда меня исключили из спецшколы №9 за выпуск антисоветской газеты. Она мне родная, но умирать за нее я бы не стал. А за Родину в целом стал бы, несмотря на то что живу во Франции и в Англии. Меня все время занимает вопрос: вот человек, работающий на территории России в «Дойче банке», — он своей родиной считает Германию или Россию? «Дойче банк» — это огромный институт, обслуживающий интересы Германии, причем обслуживающий с такой рьяной силой, что там нет места ни для каких иных чувств. «Дойче банк» даже в годы войны имел доходы, превышающие доходы стран-победителей. Когда судили на Нюрнбергском процессе бывшего президента Рейхсбанка Ялмара Шахта, лондонские и американские банкиры вывели его из-под трибунала, потому что боялись: если он начнет говорить, все вообще рухнет. Он держал в руках все связи, все финансовые операции мира. И сейчас «Дойче банк» — одна из мощнейших банковских структур… Так вот, вопрос простой: когда человек встроен в подобную корпоративную систему, остается ли Родина какой-то главной «духовной скрепой» для него? Или он уже переходит в другое ведомство? Мне-то уже давно кажется, что Родина стала для многих одной из таких корпораций. Что у Родины есть свои менеджеры — это чиновники, правительство. Вот они, менеджеры Родины! Они обслуживают эту корпорацию «Родина», такой средней успешности. А мы — учредители. Мы иногда платим налоги, иногда уклоняемся, потому что понимаем: там все равно все растратят. Вот так работает эта корпорация, а «Дойче банк» работает эффективнее. Вопрос в том, станет ли когда-нибудь снова понятие «Родина» вне корпорации. Это, собственно говоря, очень интересный вопрос. Может ли понятие «Родина», понятие общего дела, единой семьи стать не корпоративным, а общим интересом? Общим интересом всех людей. Если бы так случилось, это было бы здорово.
ТРЕЩИНЫ ДЕМОКРАТИИ
Сейчас существует некое разочарование в демократическом развитии. Я никакой не пророк и не злопыхатель по отношению к демократии. Но везде, во всех эшелонах власти, все думающие люди видят, что произошла какая-то странная подмена понятий. Где сейчас проходят трещины, где сбой в демократической модели? Тридцать лет назад мы все боролись за демократию, все засыпали с Оруэллом под подушкой. Казалось, боремся с тоталитаризмом за определенные гражданские свободы, человеческое достоинство, свободу самовыражения, свободу слова. Эти понятия никто не отменил, их «прекрасность» как была очевидна, так и осталась. И вдруг произошел сбой, и все видят, что это вроде бы и демократия, но вместе с тем — не совсем то, что мы ожидали. Все ожидали, например, соединения частного и общественного как само собой разумеющегося. Если все люди честные, то и государство честное. А почему-то не получается. Как же так? Мы же считали, что у нас нечестное государство и отсюда запуганные и ограниченные в правах люди. А если мы сделаем каждого человека честным и достойным, то у нас и государство будет достойным! Будет государство хороших людей. Даже появился внедренный Карлом Поппером термин «открытое общество». Вот есть общества закрытые, где сдавливается самовыражение человека, такие социальные казармы, и в них человек угнетен. Эти общества не способствуют прогрессу и цивилизационному развитию, они как бы затормаживаются, закрываются. А надо распахнуть общество, дать каждому высказаться. И тогда появятся условия и для личного совершенствования, и для совершенствования всего социального организма. И вдруг этого не произошло… А не произошло вот по какой странной причине. По причине соединения демократии и либерального рынка. Либеральный рынок, который раздвинул границы, убрал очень существенные компоненты демократии. Демократия греческого города, полиса, ограничивала круг участников выборов, круг действующих лиц так, что любой — и успешный, и неуспешный, и богатый, и бедный, и властелин, и простой гражданин — несли равную ответственность перед полисом. Ты не можешь лишиться этой ответственности. Будь ты солдат или генерал, ты все равно внутри этого полиса. Но когда границ полиса нет, когда он безразмерен, глобален, ты не несешь ответственности ни перед кем, кроме элиты и себе подобных, в круг которых ты вовлечен как успешный человек. Тем самым гражданское общество оказалось не у дел. «Открытое общество» открылось настолько широко, что эта либеральная модель приподняла демократию элиты над демократией толпы. Возникло как бы две структуры. И сейчас по всему миру наблюдается интеграция элит, которые проникают друг в друга и капиталами, и личными связями, и личными интересами, и сросшимися корпорациями. Они действительно интегрируются, элиты. Но народ, население — вот этот самый демос — он дезинтегрирован, он разобщается. Какие-то украинцы едут сидеть со стариками в Италии, поляки отправляются класть кафель в Лондон, русские ищут удачи где-то в Голландии и Германии, таджики ищут заработок здесь, в России. Полная дезинтеграция демоса и интеграция элит. Получив некую привилегию, привилегированный человек выходит из-под ответственности полиса. Он переходит в разряд демократической номенклатуры и не вернется в полис никогда. В греческом или римском полисе, когда избирали консула, потом его не переизбирали вновь. Это были временные должности, что и заложено в демократической процедуре. В теперешней демократии, поскольку она встроена в либеральный рынок, привилегированный человек остается в номенклатуре. Он переходит, скажем, на пост главы банка, встраивается в совет директоров «Газпрома». Например, Герхард Шредер, оставив пост канцлера Германии, стал членом совета директоров «Газпрома». Он остался внутри демократической номенклатуры, а не вернулся в германский демос, чтобы там продолжать служить германскому народу. Поскольку я часто бываю в Германии, я слышу, что люди обижаются на Шредера: почему он, бывший канцлер ФРГ, не несет ответственности перед ними, а служит России? Короче, все это породило демократическую номенклатуру, не связанную с понятием демоса, а связанную с либеральным рынком. И эти две модели, соединившись, создали страшный разрыв частного и общественного. Частное сейчас не несет никакой ответственности перед общественным. Общественное стало своего рода кандалами на ногах частного. И я не уверен, что это продуктивно по отношению к истории, к будущему людей и наших детей.
НОВАЯ КЛАССОВАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ
Идет новая классовая структуризация. Не по Марксу (впрочем, Маркс, по сути, и не оставил никакого описания классов — собирался, но не успел). Ясно, что это не те классы, потому что нет класса производителей, во всяком случае, он очень ограничен, он исчез из западного мира и перемещен в третий мир. Средний класс мимикрировал прямо на наших глазах. Мы говорили, что мы создали третий класс мелких собственников, а он на наших глазах весь растворился. Либо перешел в крупные корпорации, в топ-менеджмент, то есть стал зависим от крупного капитала, ушел просто на обслугу. Независимых мелких собственников в России нет и быть не может. Нельзя считать менеджера среднего звена средним классом. Разве что по зарплате, но не по самосознанию. Когда в конце XVIII века шла революция среднего класса во Франции, эти люди говорили: я хочу быть сам по себе, я произвожу башмаки, уважайте меня именно как производителя башмаков! Но менеджер компании «Газпром» не может сказать: уважайте меня как независимого менеджера! Он может сказать: уважайте мою компанию. Он может бунтовать против Путина, но никогда не будет бунтовать против своей корпорации. В этом парадокс сегодняшнего бунта, когда бунтари выходят бунтовать против корпораций вообще, но ни в коем случае не поднимают голос против своей корпорации, которая платит им зарплату. И это делает любой бунт весьма относительным.
УКРАИНА И ЕВРОПА
Эти люди на Майдане, стремящиеся в Европу, стихийно правы, но они, может быть, неправы исторически. Однако судить мы их никаких оснований не имеем. Если их корпорация «Родина» неуспешна, если она ничего не может им дать, то они выплывают с «Титаника» как умеют. Другое дело, что они не знают, к какому берегу плывут. Но как их можно вразумить, как можно им сказать, что их там не ждут, что их просто используют в своей геополитической игре?! Что они ждут от Европы то, чего она им не может дать… Европа сама оказалась в крайне неудачной ситуации, она переживает сейчас не лучший период своей истории. Помните, двадцать лет назад говорили про общий европейский дом, про то, что Россия — это тоже Европа, что мы строим общий европейский дом? Но оказалось, что в этот момент строили «Титаник», и вот теперь он идет ко дну. Причем он идет ко дну не в первый раз, и даже не в двадцать первый. Как сказал в свое время хороший немецкий историк Эрнст Нольте, когда ему говорили о европейском кризисе, Европа — это такой сложный организм, что она все время болеет. Только амеба здорова, у нее век очень короткий. Но там нечему болеть, у амебы нет ни сердца, ни печени, ни легких. А когда организм сложный, он все время то там, то здесь болен. Если сердце не болит, значит, воспаление среднего уха. Бывает, конечно, болезнь какая-то незаметная, легкий насморк, когда можно остаться дома и читать «Трех мушкетеров». Но сейчас Европа уже в который раз, как было, например, перед Первой мировой войной, вошла в страшное противоречие, вызванное, на мой взгляд, сочетанием демократии и либерального рынка, когда потеряна ответственность по отношению к собственному народу, к собственному демосу, ради процветания корпораций. Это открытое общество раскрылось настолько, что в эту дырку выпал собственный народ, собственная демократия. И это видят все. Сейчас вопрос перед Европой стоит таким образом: может ли она от конфедеративного устройства перейти к федеративному, как это сделали когда-то Америка и Советский Союз? Так вот, если у Европы найдутся силы, она опять может стать новой Римской империей или империей Карла Великого. Она станет той самой Европой, к которой всегда тяготел любой великий европейский лидер. Будь то Карл Пятый, Карл Великий, будь то Наполеон или Шарль де Голль, который, кстати, мечтал о Европейских Соединенных Штатах.
ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА
Сейчас ситуация очень напоминает 1913 год. Полярные интересы у стран, когда разные корпорации противопоставлены друг другу, и все меньше и меньше общих интересов. Государство старается держать единую экономическую модель, а корпорации растаскивают ее в разные стороны. И насколько это можно удержать единой политической волей, непонятно. Двадцать лидеров приезжают на встречи G20 — и расходятся, ничего не решив… Если бы была та самая просвещенная монархия, о ней мечтал Данте в своей книге «Монархия», когда он придумал христианскую монархию, которая объединит распадающуюся Европу, если бы была единая воля, как у Карла Пятого или у генерала де Голля, может быть, все это можно было бы объединить. Вопрос только в том, какой ценой. А пока все страшно расшатано, и этот костер по сию пору закидывают поленьями… Штука в том, что эта гибнущая демократия выживает в перманентном хаосе. Помните, у Честертона в одном из рассказов есть такой образ: где можно спрятать лист? В лесу. «А где надо спрятать мертвый лист? — спрашивает пастор Браун. — В мертвом лесу». Надо, чтобы засох лес, куда можно положить засохший лист. Умирающей и хаотичной демократии, демократии корпораций очень удобно жить в состоянии перманентно тлеющей войны перманентного хаоса. Почему все время поддерживаются локальные войны? Они же искусственно поддерживаются, когда входит куда-то контингент американской, английской или другой европейской армии. Я это воочию видел в Афганистане. Но теперь уже никто не хочет насаждать какой-либо порядок. Происходит точечная бомбардировка, и эту разруху оставляют для местных лидеров, чтобы они между собой боролись. Давайте устроим как бы «честные выборы», чтобы победил вот этот муфтий. Через три года его свергнет другой муфтий, а мы тем временем будем подкармливать какие-то партизанские отряды на окраине. И это перманентная практика. Я про это написал статью во французской газете, и мне ответил ни много ни мало французский министр обороны, что я прав. Понятно, что есть в этом заинтересованность военно-промышленного комплекса. Понятно, что эти люди будут цинично рассуждать, что существует бизнес и что его интересы — прежде всего. Но помимо интересов бизнеса существует и политический интерес, потому что этот дисбаланс и есть нужный баланс для демократии. Ты одновременно кормишь эту многопартийную, многоголовую гидру, не зная, какая из голов тебе пригодится завтра. Порой ты и сам не знаешь, какую власть хочешь установить. Любая определенность в этом смысле опасна. Пусть будет всегда вот так. Что, не было возможности за 30 лет войны в Афганистане силой поставить там своего лидера? Против Афганистана применено столько оружия, что его можно было или стереть с лица земли, или сделать из страны цветущий сад! Но из него делают перманентную площадку боя. Чтобы бой тлел все время. Эта никому не нужная война на самом деле нужна всем, потому что она подогревает все интересы и держит все шахматные фигуры в рабочем состоянии.
Идет новая классовая структуризация. Не по Марксу (впрочем, Маркс, по сути, и не оставил никакого описания классов — собирался, но не успел). Ясно, что это не те классы, потому что нет класса производителей, во всяком случае, он очень ограничен, он исчез из западного мира и перемещен в третий мир. Средний класс мимикрировал прямо на наших глазах. Мы говорили, что мы создали третий класс мелких собственников, а он на наших глазах весь растворился. Либо перешел в крупные корпорации, в топ-менеджмент, то есть стал зависим от крупного капитала, ушел просто на обслугу. Независимых мелких собственников в России нет и быть не может. Нельзя считать менеджера среднего звена средним классом. Разве что по зарплате, но не по самосознанию. Когда в конце XVIII века шла революция среднего класса во Франции, эти люди говорили: я хочу быть сам по себе, я произвожу башмаки, уважайте меня именно как производителя башмаков! Но менеджер компании «Газпром» не может сказать: уважайте меня как независимого менеджера! Он может сказать: уважайте мою компанию. Он может бунтовать против Путина, но никогда не будет бунтовать против своей корпорации. В этом парадокс сегодняшнего бунта, когда бунтари выходят бунтовать против корпораций вообще, но ни в коем случае не поднимают голос против своей корпорации, которая платит им зарплату. И это делает любой бунт весьма относительным.
УКРАИНА И ЕВРОПА
Эти люди на Майдане, стремящиеся в Европу, стихийно правы, но они, может быть, неправы исторически. Однако судить мы их никаких оснований не имеем. Если их корпорация «Родина» неуспешна, если она ничего не может им дать, то они выплывают с «Титаника» как умеют. Другое дело, что они не знают, к какому берегу плывут. Но как их можно вразумить, как можно им сказать, что их там не ждут, что их просто используют в своей геополитической игре?! Что они ждут от Европы то, чего она им не может дать… Европа сама оказалась в крайне неудачной ситуации, она переживает сейчас не лучший период своей истории. Помните, двадцать лет назад говорили про общий европейский дом, про то, что Россия — это тоже Европа, что мы строим общий европейский дом? Но оказалось, что в этот момент строили «Титаник», и вот теперь он идет ко дну. Причем он идет ко дну не в первый раз, и даже не в двадцать первый. Как сказал в свое время хороший немецкий историк Эрнст Нольте, когда ему говорили о европейском кризисе, Европа — это такой сложный организм, что она все время болеет. Только амеба здорова, у нее век очень короткий. Но там нечему болеть, у амебы нет ни сердца, ни печени, ни легких. А когда организм сложный, он все время то там, то здесь болен. Если сердце не болит, значит, воспаление среднего уха. Бывает, конечно, болезнь какая-то незаметная, легкий насморк, когда можно остаться дома и читать «Трех мушкетеров». Но сейчас Европа уже в который раз, как было, например, перед Первой мировой войной, вошла в страшное противоречие, вызванное, на мой взгляд, сочетанием демократии и либерального рынка, когда потеряна ответственность по отношению к собственному народу, к собственному демосу, ради процветания корпораций. Это открытое общество раскрылось настолько, что в эту дырку выпал собственный народ, собственная демократия. И это видят все. Сейчас вопрос перед Европой стоит таким образом: может ли она от конфедеративного устройства перейти к федеративному, как это сделали когда-то Америка и Советский Союз? Так вот, если у Европы найдутся силы, она опять может стать новой Римской империей или империей Карла Великого. Она станет той самой Европой, к которой всегда тяготел любой великий европейский лидер. Будь то Карл Пятый, Карл Великий, будь то Наполеон или Шарль де Голль, который, кстати, мечтал о Европейских Соединенных Штатах.
ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА
Сейчас ситуация очень напоминает 1913 год. Полярные интересы у стран, когда разные корпорации противопоставлены друг другу, и все меньше и меньше общих интересов. Государство старается держать единую экономическую модель, а корпорации растаскивают ее в разные стороны. И насколько это можно удержать единой политической волей, непонятно. Двадцать лидеров приезжают на встречи G20 — и расходятся, ничего не решив… Если бы была та самая просвещенная монархия, о ней мечтал Данте в своей книге «Монархия», когда он придумал христианскую монархию, которая объединит распадающуюся Европу, если бы была единая воля, как у Карла Пятого или у генерала де Голля, может быть, все это можно было бы объединить. Вопрос только в том, какой ценой. А пока все страшно расшатано, и этот костер по сию пору закидывают поленьями… Штука в том, что эта гибнущая демократия выживает в перманентном хаосе. Помните, у Честертона в одном из рассказов есть такой образ: где можно спрятать лист? В лесу. «А где надо спрятать мертвый лист? — спрашивает пастор Браун. — В мертвом лесу». Надо, чтобы засох лес, куда можно положить засохший лист. Умирающей и хаотичной демократии, демократии корпораций очень удобно жить в состоянии перманентно тлеющей войны перманентного хаоса. Почему все время поддерживаются локальные войны? Они же искусственно поддерживаются, когда входит куда-то контингент американской, английской или другой европейской армии. Я это воочию видел в Афганистане. Но теперь уже никто не хочет насаждать какой-либо порядок. Происходит точечная бомбардировка, и эту разруху оставляют для местных лидеров, чтобы они между собой боролись. Давайте устроим как бы «честные выборы», чтобы победил вот этот муфтий. Через три года его свергнет другой муфтий, а мы тем временем будем подкармливать какие-то партизанские отряды на окраине. И это перманентная практика. Я про это написал статью во французской газете, и мне ответил ни много ни мало французский министр обороны, что я прав. Понятно, что есть в этом заинтересованность военно-промышленного комплекса. Понятно, что эти люди будут цинично рассуждать, что существует бизнес и что его интересы — прежде всего. Но помимо интересов бизнеса существует и политический интерес, потому что этот дисбаланс и есть нужный баланс для демократии. Ты одновременно кормишь эту многопартийную, многоголовую гидру, не зная, какая из голов тебе пригодится завтра. Порой ты и сам не знаешь, какую власть хочешь установить. Любая определенность в этом смысле опасна. Пусть будет всегда вот так. Что, не было возможности за 30 лет войны в Афганистане силой поставить там своего лидера? Против Афганистана применено столько оружия, что его можно было или стереть с лица земли, или сделать из страны цветущий сад! Но из него делают перманентную площадку боя. Чтобы бой тлел все время. Эта никому не нужная война на самом деле нужна всем, потому что она подогревает все интересы и держит все шахматные фигуры в рабочем состоянии.
ДРОВА ДЛЯ ТОВАРИЩЕЙ
Не нужно искать путей индивидуального спасения от грядущих катастроф, да это и не поможет. То есть кому-то поможет, но просчитать, какое из бомбоубежищ окажется достаточно прочным, невозможно. Вот уедет Абрамович на яхте далеко в море. Казалось, чего надежнее? Но долбанут по соседнему атоллу атомной бомбой, пойдет такая взрывная волна, что его яхту просто накроет с головой! Может он это просчитать? Нет, не может. А так непременно и случится. Знаете, во время Сталина основали институт геронтологии, разрабатывали принцип бессмертия. И все бы хорошо, только директор института помер в 62 года. А так все шло отлично. Возможно, спасение придет, когда появится общая воля народа, как она появилась в 1812 году или во время Великой Отечественной войны, или, между прочим, во время нашей индустриализации. Ведь когда обустраивали эту землю при советской власти, Маяковский писал: «Нашим товарищам наши дрова нужны — товарищи мерзнут». Это же великие строчки! И ничего лучше люди не придумали. Если будет это чувство товарищества, то Россия спасется. А если не будет товарищества, если спасать себя: мол, моей корпорации нужны дрова, а что нужны дрова в Воронеже, я и знать не хочу — тогда все, пропали!.. Но если, не дай бог, случится какая-нибудь беда, конечно, опять это чувство товарищества появится в русских людях.
СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Демократы и либералы считают, что они борются за свободу, коль скоро произносятся такие прекрасные слова. Слова хорошие, но они ничего не объясняют. Кроме слов существует реальность, всякое слово должно опираться на реальные дела. И патриот — он ведь тоже не произносит плохих слов. Чем плохо слово «Родина»? Что тут дурного? Когда либерал ссорится с патриотом, это довольно смешной спор, потому что и тот и другой произносят очень хорошие слова. Ни слово «Родина», ни слово «свобода» ничем не дурны. А еще есть «свобода родины» — это словосочетание вообще замечательное! Но поскольку либерал и патриот спорят не о сути предмета, не о происходящем реальном, а спорят как бы на символических уровнях, то этот спор никогда не будет разрешен. Его и не хотят решить. Это бесконечный, нелепый спор. Поэтому надо прояснить эти понятия, ввести новые. А главное — осознать, какой именно строй существует сейчас. Потому что демократии уже давно нет в мире, она давно закончилась де-факто. Существует какой-то иной строй, и надо проанализировать и назвать его. Это какая-то смесь олигархии и корпоративного государства с демократией, мутировавшей в сторону охлократии. С другой стороны, произошло расслоение на номенклатуру демократическую, создавшую интеграцию элит, и абсолютно центробежный демос мира. Это требует определенного и очень строгого анализа. А то, что вместо анализа нам подавали это положение вещей как противостояние тоталитаризма и демократии, — это устаревшее понятие, это из какого-то учебника 60-х годов. Мы все еще пользуемся этим как учебником высшей математики, а на самом деле это счетные палочки, которые когда-то давали октябрятам.
ОЛЕТЕТРИН УЖЕ НЕ ЛЕЧИТ
Я не исключаю, что произойдет еще одна мутация Российской Федерации и она станет, например, Московией. Как это произошло с Югославией. Но, допустим, Югославия — это искусственное образование, она когда-то была собрана из разных стран. Распалась Российская империя, империя Германская, Австро-Венгерская, Османская и т.д. Распадается сейчас Англия. Помните, когда-то Мандельштам написал: Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта Гусиное перо направил Меттерних, — впервые за сто лет и на глазах моих меняется твоя таинственная карта! И сейчас опять изменилась карта Европы. Опять очень драматично и резко. Возникла объединенная Германия. Снова германское влияние распространилось на сопредельные страны. И снова Германию хотят остановить англосаксы. Опять Германия сильнее всех своих европейских соседей, и это совсем не выгодно Америке. Возродилась старая интрига. Опасное время. С чем бы это сравнить… Моя соседка, биолог, почему-то любила антибиотик олететрин, у нее была какая-то иррациональная страсть к нему. Этим олететрином она лечила все — от порезов до воспаления легких. Когда умирал ее папа из-за проблем с сердцем и давлением, ему тоже давали олететрин. Но в какой-то момент олететрин уже не лечил, например, и воспаление легких, потому что он просто устарел. Есть такая вещь, как привыкание микробов к антибиотику, поэтому существуют разные поколения лекарств. То, что лечилось олететрином, лечится антибиотиком четвертого поколения, потом пятого, потом будут еще какие-то антибиотики… И вот риторика демократии — это тот же олететрин сегодня. Вы знаете все эти слова, а организм болен уже чем-то совсем другим. И наша правозащитная риторика постоянно напоминает мне мою очень заботливую и доброжелательную соседку, которая говорит: «Нет, ты олететрина-то попей!» И когда говорится распадающемуся миру: возьмите чуть больше прав человека, — то это кажется безумием, потому что человеку сейчас надо взять не права, а обязанности.
Не нужно искать путей индивидуального спасения от грядущих катастроф, да это и не поможет. То есть кому-то поможет, но просчитать, какое из бомбоубежищ окажется достаточно прочным, невозможно. Вот уедет Абрамович на яхте далеко в море. Казалось, чего надежнее? Но долбанут по соседнему атоллу атомной бомбой, пойдет такая взрывная волна, что его яхту просто накроет с головой! Может он это просчитать? Нет, не может. А так непременно и случится. Знаете, во время Сталина основали институт геронтологии, разрабатывали принцип бессмертия. И все бы хорошо, только директор института помер в 62 года. А так все шло отлично. Возможно, спасение придет, когда появится общая воля народа, как она появилась в 1812 году или во время Великой Отечественной войны, или, между прочим, во время нашей индустриализации. Ведь когда обустраивали эту землю при советской власти, Маяковский писал: «Нашим товарищам наши дрова нужны — товарищи мерзнут». Это же великие строчки! И ничего лучше люди не придумали. Если будет это чувство товарищества, то Россия спасется. А если не будет товарищества, если спасать себя: мол, моей корпорации нужны дрова, а что нужны дрова в Воронеже, я и знать не хочу — тогда все, пропали!.. Но если, не дай бог, случится какая-нибудь беда, конечно, опять это чувство товарищества появится в русских людях.
СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Демократы и либералы считают, что они борются за свободу, коль скоро произносятся такие прекрасные слова. Слова хорошие, но они ничего не объясняют. Кроме слов существует реальность, всякое слово должно опираться на реальные дела. И патриот — он ведь тоже не произносит плохих слов. Чем плохо слово «Родина»? Что тут дурного? Когда либерал ссорится с патриотом, это довольно смешной спор, потому что и тот и другой произносят очень хорошие слова. Ни слово «Родина», ни слово «свобода» ничем не дурны. А еще есть «свобода родины» — это словосочетание вообще замечательное! Но поскольку либерал и патриот спорят не о сути предмета, не о происходящем реальном, а спорят как бы на символических уровнях, то этот спор никогда не будет разрешен. Его и не хотят решить. Это бесконечный, нелепый спор. Поэтому надо прояснить эти понятия, ввести новые. А главное — осознать, какой именно строй существует сейчас. Потому что демократии уже давно нет в мире, она давно закончилась де-факто. Существует какой-то иной строй, и надо проанализировать и назвать его. Это какая-то смесь олигархии и корпоративного государства с демократией, мутировавшей в сторону охлократии. С другой стороны, произошло расслоение на номенклатуру демократическую, создавшую интеграцию элит, и абсолютно центробежный демос мира. Это требует определенного и очень строгого анализа. А то, что вместо анализа нам подавали это положение вещей как противостояние тоталитаризма и демократии, — это устаревшее понятие, это из какого-то учебника 60-х годов. Мы все еще пользуемся этим как учебником высшей математики, а на самом деле это счетные палочки, которые когда-то давали октябрятам.
ОЛЕТЕТРИН УЖЕ НЕ ЛЕЧИТ
Я не исключаю, что произойдет еще одна мутация Российской Федерации и она станет, например, Московией. Как это произошло с Югославией. Но, допустим, Югославия — это искусственное образование, она когда-то была собрана из разных стран. Распалась Российская империя, империя Германская, Австро-Венгерская, Османская и т.д. Распадается сейчас Англия. Помните, когда-то Мандельштам написал: Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта Гусиное перо направил Меттерних, — впервые за сто лет и на глазах моих меняется твоя таинственная карта! И сейчас опять изменилась карта Европы. Опять очень драматично и резко. Возникла объединенная Германия. Снова германское влияние распространилось на сопредельные страны. И снова Германию хотят остановить англосаксы. Опять Германия сильнее всех своих европейских соседей, и это совсем не выгодно Америке. Возродилась старая интрига. Опасное время. С чем бы это сравнить… Моя соседка, биолог, почему-то любила антибиотик олететрин, у нее была какая-то иррациональная страсть к нему. Этим олететрином она лечила все — от порезов до воспаления легких. Когда умирал ее папа из-за проблем с сердцем и давлением, ему тоже давали олететрин. Но в какой-то момент олететрин уже не лечил, например, и воспаление легких, потому что он просто устарел. Есть такая вещь, как привыкание микробов к антибиотику, поэтому существуют разные поколения лекарств. То, что лечилось олететрином, лечится антибиотиком четвертого поколения, потом пятого, потом будут еще какие-то антибиотики… И вот риторика демократии — это тот же олететрин сегодня. Вы знаете все эти слова, а организм болен уже чем-то совсем другим. И наша правозащитная риторика постоянно напоминает мне мою очень заботливую и доброжелательную соседку, которая говорит: «Нет, ты олететрина-то попей!» И когда говорится распадающемуся миру: возьмите чуть больше прав человека, — то это кажется безумием, потому что человеку сейчас надо взять не права, а обязанности.
О ХОРОШЕМ И ДУРНОМ
Последние 50 лет на Западе прошли под знаком торжества релятивистских концепций, того, что мы называем постмодернизмом. Это возникло как закономерная реакция на тиранические директивные установки, когда экзистенциализм или просто партийность, то, что Сартр называл ангажированностью в литературе, заставляли людей идти на фронт, на баррикады. Эрнст Буш пел: «Вперед, рабочий фронт!» Потом буржуазные философы, прежде всего демократические, захотели это обстоятельство вообще стереть, убрать саму возможность директивного мышления. Сама перспектива того, что директивное мышление появится и вызовет энтузиазм, уже казалась опасной: ведь так дойдешь до лагерей! Только начнешь думать, что прекрасное должно быть красиво, глядь — уже и ГУЛАГ! И была подведена мина под любое директивное утверждение. Возникла концепция деконструктивизма, концепция постмодернизма, которая стала эстетическим критерием нескольких поколений европейских молодых людей, будь то художники или писатели, журналисты или философы. И этот постмодернизм, воплощенный во французских постмодернистах, или в английских художниках, или в русских мальчиках-концептуалистах, сделался, по сути дела, идеологией западного общества. Говорят, что у нас нет идеологии. У нас есть идеология, это идеология — релятивизм. Все относительно, и это сойдет. Вот у Соломона написано: «…И это пройдет». А здесь у общества: «И это сойдет». И это годится, и то, лишь бы не было ничего целеполагающего. Как только звучит утверждающий голос — вот это самое опасное! Сюда же подверстывается, разумеется, и концепция политкорректности, толерантность и все-все на свете. Довольно быстро по историческим масштабам они, эти философы-постмодернисты, атакуя директивную философию, расшатали нечто большее — категориальную философию. В философском университетском мире последние двадцать лет не было худшего ругательства, чем «Гегель». Когда человек произносил слово «Гегель», на него уже смотрели косо и в гости точно не звали. Сначала Гегель, а там, глядишь, уже и Пол Пот! Уничтожив эту категориальную философию, размыв ее, размыли вообще понятие суждения. А еще проще сказать: размыли представление о хорошем и дурном.
Последние 50 лет на Западе прошли под знаком торжества релятивистских концепций, того, что мы называем постмодернизмом. Это возникло как закономерная реакция на тиранические директивные установки, когда экзистенциализм или просто партийность, то, что Сартр называл ангажированностью в литературе, заставляли людей идти на фронт, на баррикады. Эрнст Буш пел: «Вперед, рабочий фронт!» Потом буржуазные философы, прежде всего демократические, захотели это обстоятельство вообще стереть, убрать саму возможность директивного мышления. Сама перспектива того, что директивное мышление появится и вызовет энтузиазм, уже казалась опасной: ведь так дойдешь до лагерей! Только начнешь думать, что прекрасное должно быть красиво, глядь — уже и ГУЛАГ! И была подведена мина под любое директивное утверждение. Возникла концепция деконструктивизма, концепция постмодернизма, которая стала эстетическим критерием нескольких поколений европейских молодых людей, будь то художники или писатели, журналисты или философы. И этот постмодернизм, воплощенный во французских постмодернистах, или в английских художниках, или в русских мальчиках-концептуалистах, сделался, по сути дела, идеологией западного общества. Говорят, что у нас нет идеологии. У нас есть идеология, это идеология — релятивизм. Все относительно, и это сойдет. Вот у Соломона написано: «…И это пройдет». А здесь у общества: «И это сойдет». И это годится, и то, лишь бы не было ничего целеполагающего. Как только звучит утверждающий голос — вот это самое опасное! Сюда же подверстывается, разумеется, и концепция политкорректности, толерантность и все-все на свете. Довольно быстро по историческим масштабам они, эти философы-постмодернисты, атакуя директивную философию, расшатали нечто большее — категориальную философию. В философском университетском мире последние двадцать лет не было худшего ругательства, чем «Гегель». Когда человек произносил слово «Гегель», на него уже смотрели косо и в гости точно не звали. Сначала Гегель, а там, глядишь, уже и Пол Пот! Уничтожив эту категориальную философию, размыв ее, размыли вообще понятие суждения. А еще проще сказать: размыли представление о хорошем и дурном.
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ