Госплан для отдельно взятой области

18 декабря 2018

Фото: Редкие Земли

В Москве прошел второй отраслевой форум Лесопромышленного комплекса России «ЛПК360°», на котором рассмотрели результаты и обсудили основные положения  Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года. Документ принят в этом году, и сейчас ведется активная проработка мер по основным направлениям ее реализации.

 Традиционно лидером среди лесопромышленных регионов является Иркутская область. Неудивительно, что этот регион первым в стране разработал свою региональную Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года.

 «Иркутская область является лидером как по запасам сырья — расчетная лесосека составляет 73 млн кубометров, так и по объемам производства лесной продукции — 35 млн кубометров. Отмечу, что мы в регионе также разработали и приняли Стратегию развития лесопромышленного комплекса. Это основообразующий документ, необходимый каждой отрасли», — сообщил на форуме губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

 Стратегия развития лесного комплекса Иркутской области предполагает рост объемов производства с одновременным увеличением глубины переработки, что полностью соответствует федеральной Стратегии, определяющей в качестве одной из ключевых задач — к 2030 году до нуля сократить вывоз необработанной древесины. Региональная стратегия включает в себя пятилетний план развития производства глубокой переработки древесины в области, предусматривающий реализацию инвестиционных проектов, направленных на повышение технического уровня предприятий, а также создание новых производств с ориентированием их на глубокую переработку древесины. Пятилетний план также предусматривает увеличение объемов лесовосстановительных работ и противопожарных мероприятий. Уделяется внимание и социальной сфере.

 «Необходима социальная поддержка, чтобы социальная сфера работала и соответствовала экономике. Всегда это было принято: если ты строишь завод, значит, ты должен построить рядом и жилье, и всю социальную сферу» — отметил губернатор Иркутской области.

 После пленарной сессии форума мы задали Сергею Левченко несколько вопросов.

Редкие земли: Чем отличается ваш подход, заложенный в Стратегии, от всех остальных регионов? И что вы можете предложить для страны в целом на основе опыта вашего региона?

 Мы для себя приняли решение о создании Госплана. И с 1 января 2019 года он будет действовать. Стратегия — это основа планирования. Речь идет о долгосрочном планировании. До этого у нас было большое количество разрозненных так называемых плановых документов. Но они все относились к краткосрочному планированию. Год, максимум три. У нас бюджет, по сути дела, принимается на один год. Крупные проекты (а для Сибири характеры большие инвестиционные проекты) в такие сроки не вписываются. Надо как минимум лет пять для того, чтобы от замысла дойти до реализации. А Стратегия — до 2030 года, она достаточно общая и рассчитана на 12 лет. А пятилетний план более конкретный. Он сделан на основании существующих нормативов, правовых документов, целей и задач, которые мы закладываем. Как представители государства мы даем бизнесу гарантии на эти пять лет.

 Только пять лет? Ведь если речь идет о строительстве ЦБК, то там проект более протяженный.

 С реализацией такого крупного проекта можно уложиться в пять лет. В этом году мы заложили несколько подобных проектов, и все они будут вводиться в строй в 2022-2023 годах. За пять лет можно крупный проект реализовать, если всем работать на одну цель.

 Чем все-таки ваш подход отличается от других регионов? Гарантиями государства или чем-то еще?

 Просто там нет такой стратегии, и все. А у нас есть конкретное планирование на пятилетку. Со всеми обязательствами со стороны государства, со всеми методами контроля, с организацией слежения и корректировки, если в этом есть необходимость.

Для этого вам придется менять местные законы?

Нисколько. Потому что все основные правовые документы есть, начиная с Конституции. Есть Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, есть Указ Президента № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», есть отраслевые программы развития. Вся необходимая документация есть. Просто нужно взять на себя ответственность за результат.

 

 Возникают ли при этом обязательства перед населением по развитию территории? Потому что сейчас есть ощущение, что население и правительство находятся в разных измерениях. Возможно, благодаря вашему новому мировоззрению, вам удастся наладить контакт с населением, заручиться его доверием. В чем оно будет выражаться фактически?

 У нас план, а не прогноз. А все сегодняшние существующие документы — это прогнозы. В этом-то и суть. В нашем пятилетнем плане заложены конкретные цели, конкретные задачи. Любой человек, зайдя в Интернет, сможет найти свой район и увидеть, что в этом конкретном районе будет сделано за 5 лет.

 Может ли этот человек как-то участвовать в принятии решений?

 Конечно, дойти до каждого из двух с половиной миллионов жителей области, мы не можем. Мы провели в течение последнего полугода достаточно много мероприятий с точки зрения сбора информации со всех территорий Иркутской области. Мы получили предложения от всех муниципалитетов с включением этих предложений в план. Мы сделали вежведомственную корректировку. Все поступившие предложения мы сравнили с федеральными программами, в том числе с национальными проектами. Мы спроектировали, спланировали и скоординировали все задачи, которые есть, и определили, когда, кто и за что отвечает.

 Надеемся, ваш опыт можно будет перенести и на другие регионы.

 Будем надеяться.

 

Все новости