Заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики состоялось в Москве

24 апреля 2018

Фото: Редкие земли
В ходе заседания, которое прошло  под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина,  обсуждены вопросы  развития космической спутниковой группировки для оказания услуг связи в Арктической зоне РФ, ход реализации мероприятий государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ", а также развитие пограничной инфраструктуры в Арктике и ее техническое переоснащение.

Дмитрий Рогозин, заместитель председателя Правительства РФ: 

"Слабым звеном при развитии арктических проектов является зависимость от западных спутниковых операторов." 

В рамках прошедшего заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики во вторник вице-премьер обратил внимание на зависимость пользователей услуг дистанционного зондирования земли в Арктике от западных спутниковых операторов. 

По его словам, Россия пока не обладает спутниковой системой, которая оперативно независимо от погоды передавала бы данные среднего и высокого разрешения для коммерческих пользователей в Арктической зоне.

В этой связи важной задачей остаётся развитие отечественных технологий дистанционного зондирования земли, в том числе радиолокационного, сказал Рогозин.
«Для наших космических спутников, которые двигаются по экваториальной орбите, российская часть Арктики является «слепой зоной», в результате большинство отечественных пользователей вынуждены покупать информацию и снимки, которые предоставляются западными спутниковыми операторами». 

При этом  Дмитрий Олегович отметил, что на сегодняшний день возможности спутниковых группировок российских операторов связи позволяют обеспечить Арктику космической связью, но ожидаемый рост грузопотоков по Северному морскому пути, а также повышение активности в Арктике повлечёт увеличение информационных потоков и спрос на космическую связь, поэтому России важно обладать прогнозной оценкой потребностей соответствующих услуг.

Росатом ждет закрепления  полномочий

Госкорпорация «Росатом» ждет официального утверждения своих полномочий по комплексного развитию Северного морского пути (СМП) и прилегающих территорий. Соответствующий законопроект находится в высокой степени готовности. Об этом  сообщил  Дмитрий Рогозин.

«Изменения в федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом» прошли все согласительные процедуры, включая согласование с государственно-правовым управлением президента РФ. В ближайшее время законопроект будет внесен Правительством РФ в Государственную Думу», — добавил Дмитрий Рогозин.

Напомним, в марте 2017 года президент России Владимир Путин поручил правительству проработать вопросы создания отдельной структуры, ответственной за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих территорий, включая развитие инфраструктуры, гидрографическое обеспечение, безопасность, управление и все необходимые при этом сервисы. Однако создание нового ведомства потребовало бы больших усилий.

В декабре 2017 года было объявлено, что президент поддержал предложение правительства о передаче функций управления Северным морским путем и прилегающими территориями государственной корпорации «Росатом». Для получения новых полномочий корпорация разработала отдельный законопроект.

Управление СМП будет осуществляться при общей координации Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Председатель комиссии Дмитрий Рогозин назвал развитие Севморпути «проектом планетарного масштаба», который в перспективе создаст новую транспортную конфигурацию евразийского континента.
 
Все порты Северного морского пути   будут обеспечены наземной инфраструктурой ГЛОНАСС в 2018 году, заявил  Дмитрий Рогозин.  

"В этом году мы планируем завершить работу по обеспечению всех морских портов Северного морского пути наземной инфраструктурой ГЛОНАСС", - сказал он.

Дмитрий Лихачев, глава Госкорпорации "Росатом":  

"Если позволите, хотел бы попросить  о включении  в рабочую группу Госкорпорации "Росатом", в которой Николай Анатольевич  Никифоров  - министр связи - будет работать, чтобы мы максимально могли предложить свои подходы к организации нового качества". 

Дмитрий Лихачев отметил, что для Росатома, развивающего круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, также важна надежная связь и навигационные системы. "Мы с вами должны понимать, что связь, в том числе и для наших потенциальных клиентов, важна. Конечно же, вся работа, связанная с прогнозом ледовой обстановки, для нас это часть большого бизнес-проекта". 

Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ:  

"В период до 2022 года планируется осуществить запуск  пяти новых космических аппаратов,   в основном они идут на замену космических аппаратов, у которых постепенно вырабатывается ресурс. В период до 2022 года также планируется осуществить создание системы спутниковой связи высокоэллиптических орбит (ВЭО)".  

Министр отметил, что связь вещания "Экспресс" состоит из 12 космических аппаратов, которые находятся под управлением и на балансе ГУП "Космическая связь". С помощью этой группировки обеспечивается покрытие примерно 40% территории всей арктической зоны. Добиться покрытия 100% арктической зоны РФ позволит реализация проекта создания связи ВЭО.

По прогнозным оценкам, отметил Никифоров, объем финансирования программы покрытия всей Арктики связью оценивается примерно в 62 млрд рублей, из которых 58 млрд рублей надо привлечь в качестве субсидий из бюджета. Затраты на поддержание и эксплуатацию системы "Экспресс" оцениваются в объеме около 12,7 млрд рублей за 10 лет. Их планируется компенсировать за счет представления услуг связи.

"В настоящее время по проекту концепции существуют технические разногласия, учитывая, что необходимо какое-то решение найти, мы просим повторно отдельно рассмотреть вопрос в правительстве в связи необходимостью принять принципиального решения", -  подытожил Николай Никифоров. 
 
Основная дискуссия на заседании развернулась вокруг создания в арктических регионах опорных зон. Как пояснил директор департамента регионального развития Минэкономразвития Игорь Егоров, в субъекты отправятся специальные делегации для проведения оценки экономического потенциала.

«Для эффективного освоения арктических регионов очень важно сформировать инфраструктуру: дороги, автомобильные и железнодорожные, мосты. В данном случае, время - деньги. Если бизнес чувствует, что он может что-то провезти по Северному морскому пути, он формирует свою логистическую цепочку".

Но нам необходима инфраструктура, с поддержкой государства. Чтобы в результате мы не теряли грузопоток», - заявил губернатор Дмитрий Кобылкин. Он подчеркнул, самое главное - создать ответвления от Транссибирской магистрали к портам Северного морского пути. Губернатора Ямала поддержал вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Я абсолютно согласен. Нужно сделать так, чтобы был подвоз к портам Северного морского пути», - подчеркнул он.

После заседания президиума Госкомиссии губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа  Дмитрий Кобылкин ответил на вопросы журнала "Редкие земли". 


На фото: Дмитрий Кобылкин выступает на заседании президиума  

"Редкие земли":
  Сегодня Ваше яркое выступление заставило всех оживиться. Что могли бы Вы предложить? Как Вы видите решение актуальных задач?

 "Нам нужно срочно привести в соответствие законодательную базу. Это самое первое, что нужно сделать.  Это  надо, в первую очередь, Госкомиссии по Арктике. Это  -  одно из направлений, которое не требует финансовых средств от государства.  У страны много денег нет, мы все это прекрасно понимаем, нужно сделать очень многое, связанное с военно-промышленным комплексом, с улучшением благополучия людей, с образованием, с улучшением здравоохранения - очень много задач предстоит решить. Понятно, что для улучшения жизни простых людей, для решения этих целей, связанных с большим компактным проживанием людей, президентом будут направлены государственные средства. А на инфраструктурные проекты денег не хватает, поэтому нужно сделать все, чтобы убрать для совершенствования нормативной базы - все препоны, сложности  и развязать руки субъектам Российской Федерации для решения проблем в арктической зоне.

- Что нужно сделать в первую очередь, какой закон № 1 принять?

"Ну, например, в Законе по строительству автомобильных дорог, который не позволяет нам строить инфраструктуру, если нет у нас альтернативного проезда. Да у нас никакого проезда нет!  Есть желание банков участвовать, есть подрядчик, который хочет строить. Мы складываем схему по реализации государственно-частного партнерства, но мы упираемся в закон. Их много таких моментов, бесконечно можно перечислять, все губернаторы знают хорошо, но Государственная Дума вчера буквально в большом составе выезжала на места, обсуждала эти вопросы, и я уверен, что Вячеслав Володин даст соответствующие поручения и эти вопросы будут сдвинуты с места для их решения. 

Речь идет  о поправках,  об отмене требования о наличии альтернативного проезда для платных автомобильных дорог при обязательном условии бесплатного проезда для населения. Для Ямала это крайне важно в контексте строительства моста через реку Пур на основе концессии.  Нам даже не нужно дополнительных средств. К сожалению, развивать государственно-частное партнёрство сейчас сложно. Мы хотим построить простой мостовый переход. Но не можем, потому что нет альтернативного бесплатного проезда. Изменений в 37 Федеральный закон не можем добиться уже год», - объяснил глава региона. Важно, что разработанные Ямалом поправки поддержали все 23 субъекта, на территориях которых есть районы Крайнего Севера, а также министерство транспорта Российской Федерации".

Сегодня жесткая дискуссия разгорелась по поводу опорных зон. Ваша точка зрения в чем?

 "Понимаете, мы много говорим об опорных зонах и мало двигаемся в этом направлении. Реализовали один проект второй, ждем реализации третьего проекта , и мы все никак не можем понять, мы в опорной зоне или не в опорной зоне, имеем ли мы какие-то льготы, можем ли мы пользоваться какими государственными преференциями по реализации проектов. Мы вынуждены тратить свои бюджетные деньги на инфраструктуру, они огромные. Мы посчитали, что мы потратили за восемь лет уже порядка 60 млрд рублей, на эти деньги уже можно было ветхое жилье снести все. Для нас эти деньги очень значимы, а ветхое жилье - больные точки, о которых мы говорим".

Какое впечатление по итогам заседания Госкомиссии?

 "Есть впечатление абсолютного понимания, что проекты в Арктике будут реализованы, нет единого – ни министерства, ни ведомства, ни агентства, которое могло бы на себя взвалить этот огромный груз ответственности. Сегодня это сложно, но это сложное нужно разбить на простое, а потом опять собрать сложное.

Уже понятно всем, что государство делает серьезные шаги, в части инфраструктурной ипотеки, это поможет нам в какой-то степени. Мы говорим о том, чтобы нам на местах давали больше полномочий для реализации государственных задач, потому что практически субъекты давно уже готовы, проекты все уже проинтаверизированы, они должны быть уже сегодня в работе, но к ним еще сегодня не приступили.

Существует «жизненный» цикл строительства инфраструктуры – 4-5 лет, потому что расстояния огромные, затраты сложные, вечная мерзлота, мы знаем, что реализовывать все очень долго, а это надо было делать еще вчера. Вот мы пытаемся торопить, говорить громко об этом, о том, что нам сегодня нужна помощь для реализации этих проектов". 


Наша справка:
Государственная комиссия по вопросам развития Арктики образована в марте 2015 года. Задача комиссии — координация работы федеральных и региональных властей и других госорганов при решении социально-экономических задач в Арктике, развития транспорта, экологии, международного сотрудничества и обеспечении национальной безопасности.
В состав комиссии включены руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица арктических субъектов РФ, представители других государственных органов, научных и общественных организаций.

В работе заседания президиума Госкомиссии принял участие академик РАН Юрий Михайлов, руководитель Президиума Научно-экспертного совета Госкомиссии по вопросам развития Арктики, председатель Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ — заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, председатель Редакционного совета журнала "Редкие земли".

Все новости