В России будет создана атомная подводная лодка сейсмической разведки

3 мая 2017

Специалисты Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБМ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) разработали атомную подводную лодку сейсмической разведки, сообщает газета «Известия». Строительство подводной лодки начнется в 2020 году.

Атомная подводная лодка для сейсморазведки будет создана на основе стандартной субмарины водоизмещением не более 14 тыс. т, в конструкцию которой будут внесены некоторые изменения. Главным из них станут  крылья-сейсмодатчики, которые в нерабочем состоянии будут спрятаны между внешним — «легким» и внутренним — «прочным» корпусами субмарины в носовой и кормовой частях. В рабочем положении они будут раскрываться и создавать сканирующую поверхность площадью в сотни квадратных метров. Такие «крылья-сенсоры» смогут просканировать подводный грунт на несколько десятков метров и создавать трехмерную модель дна.

По словам главного конструктора ЦКБМ Евгения Топорова, на которого ссылаются «Известия», автономность плавания субмарины составит до 90 суток. Лодка сможет погружаться на глубину 400 метров с экипажем до 40 человек. При параметрах, соответствующих стандартным атомным подводным лодкам типа проекта 885 типа «Ясень», стоимость такого корабля будет на 60% ниже стоимости «боевой» субмарины, так  как на ее борту не будет систем вооружения.

Как отмечается в сообщении, субмарина-сканер разрабатывается в рамках проекта «Айсберг», который предполагает создание целой сети из подводных и подледных комплексов для освоения месторождений арктических морей. Эта сеть будет состоять из необитаемых буровых установок, роботов, подводных транспортно-монтажных и сервисных комплексов, а также автономных атомных реакторов. Задачей разработанной субмарина станет сейсморазведка, поиск полезных ископаемых и определение местности для развертывания подводных заводов. Она сможет решать как военные, так и «мирные» задачи: военные смогут ее использовать для управления подводными дронами и при развертывании на дне арктических морей глобальной системы контроля подводной обстановки «Гармония»,  также полученные с ее помощью данные могут быть использованы при прокладке новых и контроле действующих маршрутов Северного морского пути и поиске полезных ископаемых.

«Создание подводной инфраструктуры требует точного знания особенностей морского дна. Использование современных радаров и сенсоров, алгоритмов искусственного интеллекта позволяет подводным аппаратам в режиме реального времени формировать объемную картину рельефа. Это необходимо для прокладки кабелей, точной установки специального гидроакустического оборудования, выявления подводных каньонов, через которые скрытно могут пройти подводная лодка или необитаемые аппараты противника», — так прокомментировал  разработку профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
Все новости