Анатолий Чубайс: в сфере нанотехнологий Россия - очевидный мировой лидер
26 октября 2016
Фото: Редкие земли
РЗ: Сейчас достаточно активно идет выход из одних проектов и поиск других. У кого из инноваторов есть наибольший шанс стать объектом внимания «Роснано» и получить деньги?
Анатолий Чубайс:
Вы абсолютно правы. Нам девять лет - это как раз тот срок, когда естественным путем заканчивается первый инвестиционный цикл. То, во что мы инвестировали восемь-девять лет назад, мы сейчас заканчиваем, и выходим из этих проектов. Есть ряд успешных выходов, есть готовящиеся выходы, в том числе очень серьезные - например, компания «Новомет» - уникальная пермская компания, производящая погружные насосы через технологию наноструктурированного порошка. Все это происходит шаг за шагом, и суть нынешнего бизнес-перехода для нас состоит в том, что мы, получая обратно деньги от выходов, реинвестируем их заново. Это завершение первого инвестиционного цикла и начало второго инвестиционного цикла. При этом второй инвестиционный цикл будем делать не просто этими деньгами, а стараясь на каждый рубль новых вложений привлечь новых инвесторов. Организационно-правовой способ, как этого достичь, называется инвестиционные фонды, или венчурные фонды. Собственно, в этом суть нашей стратегии. Сейчас, на сегодняшний день, мы уже создали три новых фонда общих объемом привлеченных инвестиций больше 16 миллиардов рублей. До конца года мы объявим еще о создании нескольких фондов, увеличивая общий объем привлеченных инвестиций. Наша целевая задача - в целом к 2020 году поднять более 150 миллиардов рублей внешних инвестиций плюс к нашим деньгам. При этом важно, что в этой финансовой технологии нет новых ассигнований из бюджета. Государство вложило один раз деньги в «Роснано» - девять лет назад, и, собственно, все. Дальше мы должны обеспечить воспроизводство этих средств. Пять циклов, 20, 50 произойдет - и на каждом цикле будут появляться компании. На сегодняшний день в результате первого цикла мы построили 73 завода.
У кого есть шансы получить наши средства? Пока всего три новых фонда, но каждый их них как раз сейчас сконцентрирован на потоке новых заявок. Сбор заявок - это приоритет компаний, новые фонды - нужны новые заявки. И на нашем сайте rusnano.com сделана очень простая электронная технология подачи заявок, в предельно простой форме, и мы ждем заявки. Поле подачи заявки идет первичная экспертиза, вторичная экспертиза, и дальше эти проекты будут распределяться по трем существующим фондам и попадать в новые фонды. Какого типа проекты нам нужны? мы для себя решили, что в рамках второго инвестиционного цикла мы не меняем технологических профиль - как мы занимались нанотехнологиями, так и продолжаем ими заниматься. Здесь речь идет о реальном секторе и высоких технологиях - везде, где есть реальный сектор с высокими технологиями, практически всегда есть «нано». Это может быть и металлургия, и фотоника, оптоэлектроника, фармацевтика - нам нужно реальное производство. Мы не инвестируем в чистый софт, в интернет, социальные медиа - это не наша сфера. Мы инвестирует в реальный сектор - там, где идет речь о строительстве новых заводов, связанных с высокими технологиями.
РЗ: Тема климата сейчас актуальна. Какие проекты «Роснано» связаны с «зелеными технологиями»?
Анатолий Чубайс:
Я для себя делю «зеленые технологии» на две сферы: первая сфера - это то, что непосредственно связано с загрязнением окружающей среды. Мы уделяем ей особое внимание не только потому, что здесь есть очевидные нанокомпоненты, но и потому, что в общечеловеческом смысле это правильно. Примеры экологических проектов первой сферы: у нас есть уникальные компании, например,"Пеностекло", которая занимается переработкой стеклобоя в уникальный теплоизолирующий материал. Производство запущено в Калужской области, хороший спрос, и окружающая среда очищается, и производится уникальный материал. Или еще пример: еще одна наша компания перерабатывает отработанные автомобильные покрышки в наноструктурированные добавки для асфальта для дорожного полотна.
Но, помимо темы загрязнения окружающей среды, есть тема глобального изменения климата. Это две разные вещи, хотя их часто путают. Глобальное изменение климата связано с выбросами СО2, и это гигантская проблема для всего земного шара. Можно выбрасывать СО2 под Москвой или в Нью-Йорке - неважно где, но в целом на земном шаре атмосфера будет из-за того нагреваться. В рамках этой темы, к которой мы подходим очень серьезно, мы очень рады тому, что Россия приняла важнейшее решение - пару месяцев назад вице-премьер России Хлопонин подписал от имени России Парижское соглашение по борьбе с потеплением климата. Сейчас идет сложная дискуссия в бизнесе, мы за то, чтобы оно было ратифицировано - но мы не просто «за», мы еще развиваем важнейшие технологии.
Некоторые из этих технологий, как нам кажется, поставили Россию в число мировых лидеров. Например, мир активно говорит про энергетику как способ решения проблема глобального потепления. Мы предлагаем идею о том, помимо энергетического подхода, должен быть подход, связанный с материалами. вот мы находимся в здании, оно построено из железобетона. Представьте себе, что мы вдруг научились делать железобетон в два раза прочнее. Даже не будучи специалистом вы понимаете, что толщина стен, вес фундамента и его объем могут быть меньше, а дальше, если вы посмотрите всю технологическую цепочку, например, от арматуры до железной руды, вы поймете, что на каждом из этих звеньев может быть меньше материалов. Вы поймете, что объемы перевозки и затраты топлива на перевозки существенно сокращаются. Мы настаиваем, что материалы - это не менее важная вещь, чем энергия. Конечно, энергоэффективность - это способ выбросы, но и материалоэффективность работает так же. Было проведено исследование, которое показало, что потенциальный эффект применения наноструктурированных добавок, увеличивающих прочность базовых материалов (того же цемента, металла, пластика), больше, чем эффект от всей альтернативной энергетики.
Иными словами, нанотехнологии, создавая новые материалы, способны принести вклад в борьбу с глобальным потеплением сопоставимый или больший, чем вся альтернативная энергетика,и это - важнейшее направление. И в этом направлении, в частности, в производстве одностенных углеродных нанотрубок Россия - очевидный мировой лидер. У нас сегодня больше 50%-60% мирового рынка, и мы последовательно наращиваем объем производства. И в этой сфере мы стоим в шаге от мощной технологической революции.
Иными словами, нанотехнологии, создавая новые материалы, способны принести вклад в борьбу с глобальным потеплением сопоставимый или больший, чем вся альтернативная энергетика,и это - важнейшее направление. И в этом направлении, в частности, в производстве одностенных углеродных нанотрубок Россия - очевидный мировой лидер. У нас сегодня больше 50%-60% мирового рынка, и мы последовательно наращиваем объем производства. И в этой сфере мы стоим в шаге от мощной технологической революции.
- 27 декабря 2024 МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ: ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ