Томский робот поможет гиперактивным детям удержать внимание

26 сентября 2016

Фото: Пресс-служба ТУСУР
Специалисты лаборатории робототехники и искусственного интеллекта Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) разработали игру с участием робота NAO и использованием нейрокомпьютерного интерфейса, которая поможет проводить тренинги с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), сообщает пресс-служба ТУСУР.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - неврологическое расстройство, которое проявляется в детском возрасте. Дети с СДВГ, как правило, испытывают трудности с концентрацией произвольного внимания, им сложно заниматься в течение длительного времени какой-либо деятельностью - например, чтением, играми. Часто к дефициту внимания присоединяется гиперактивность или импульсивность, которые проявляются, в частности, неумением контролировать себя и просчитывать последствия своих действий. Таким детям сложно усидеть на месте и они, как правило, испытывают трудности при обучении, несмотря на хороший или высокий интеллект. В России СДВГ корректируется с помощью ноотропных препаратов и поведенческой терапии, причем доказано, что начало занятий с психологом в раннем возрасте помогает ребенку компенсировать СДВГ намного раньше.

Разработанный учёными ТУСУРа метод корректировки состояния детей с СДВГ предполагает игру с участием робота NAO и использованием нейрокомпьютерного интерфейса. По словам автором, идея использования нейрокомпьютерного интерфейса для тренировки детей с дефицитом внимания была предложена ещё в 2012 году группой учёных из Сингапура, причем в эту группу входили специалисты как в IT, так и в медицине. В ТУСУРе этот метод был усовершенствован.

Специалисты разработали игровой сценарий с использованием человекоподобного робота. Суть тренинга в том, что робот NAO предлагает ребёнку поиграть в игру, в ходе которой робот выполняет набор простых движений и просит ребёнка, на которого надет специальный шлем, мысленно дать роботу задание повторить движения в той же последовательности.

«Чтобы дать команду роботу, ребёнку как раз необходимо сконцентрироваться: ему нужно запомнить последовательность произведённых роботом движений и в точности мысленно в том же порядке скомандовать роботу их произвести», - так пояснил тактику задания Евгений Станиславович Шандаров, руководитель лаборатории робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа.

Как отмечает пресс-служба, для реализации замысла ученым пришлось совместно с коллегами из университета Рицумейкан (Киото, Япония) написать несколько программ согласно разработанному сценарию: для распознавания сигналов электроэнцефалограммы, которые снял шлем, а также непосредственно для робота NAO. В ходе проведения экспериментов часть оборудования находилась в Киото, а часть – в Томске, в ТУСУРе. Разработка осуществлялась на общедоступном оборудовании: использовались робототехническая платформа Aldebaran Robotics Nao и нейрокомпьютерный интерфейс Emotiv EPOC.

Положительные результаты своего практического исследования учёные ТУСУРа представили на I Международной конференции Interactive Collaborative Robotics (1st International Conference on Interactive Collaborative Robotics), которая была посвящена проблемам социальной робототехники, взаимодействия робота и человека. 



Все новости