Россия призывает не открывать «ящик Пандоры»

24 сентября 2016



Глава Департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями рассказал о грядущем конфликте безъядерных и ядерных государств, а также лазейках, позволяющих размещать оружие в космосе.






Приближается 26 сентября — Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия. История его берет начало со встречи на высшем уровне по ядерному разоружению, прошедшей 26 сентября 2013 года в Генеральной Ассамблее ООН.
   В Первом комитете Генассамблеи ООН (именно он занимается вопросами ядерного разоружения) в октябре 2013 года была утверждена резолюция с призывом начать соответствующую Конференцию, которая поднимет вопрос запрета на обладание, разработку, производство, приобретение, испытание (и многое другое — лазеек нет) ядерного оружия. В декабре того же года резолюцию была принята: «за» было подано 129 голосов, высказались «против» 28 и воздержались 19. В документе содержатся по-человечески понятные формулировки: «катастрофические гуманитарные последствия», «более безопасный мир», «добровольный отказ» и т.д. Но что стоит за словами?

Жаркая дискуссия
   Чем грозят перемены для России и ядерных держав рассказал директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Министерства иностранных дел РФ Михаил Ульянов на пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Встречу посвятили актуальным вопросам разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, в том числе вынесенным на обсуждение открывшейся недавно 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
   По словам Ульянова, градус дискуссий за последние 10 лет поднялся и эмоции «просто зашкаливают», особенно ввиду появления несколькими годами ранее Гуманитарной инициативы — она предполагала углубленное изучение гуманитарных последствий любого ядерного взрыва.
«Мы в этой инициативе участия не принимали, потому что отчетливо видели, что за гуманитарным «антуражем» стоит совсем другая цель — делегитимизировать ядерное оружие. Наши оценки подтвердились — все внимание сейчас концентрируется на запрете ядерного оружия как такового. В соответствии с решение прошлогодней сессии генеральной ассамблеи ООН, в этом году в Женеве работала рабочая группа 5-го состава. Ядерные державы участия не принимали, как официальные: Россия, США, Великобритания, Китай и Франция, так и неофициальные. Многие другие государства не участвовали в этой работе. Тем не менее, по итогам принят доклад, содержащий рекомендацию созвать в 2017 году Конференцию для проведения переговоров по Международной конвенции по полному запрещению ядерного оружия. 68 стран проголосовали «за», 22 «против», 13 воздержались.
   Большинством голосов рекомендация была принята, и ожидается, что на этой сессии, скорее всего, Мексика и Австрия внесут проект в соответствующую Резолюцию, и вокруг нее развернется нешуточная борьба и довольно ожесточенная дискуссия» — рассказал Михаил Ульянов.
   Конечно, принятое решение не будет обязательным для России, Америки, Великобритании, Франции и Китая, однако с другой стороны последуют какие-то практические действия. Российская сторона считает инициативу нереалистичной, оторванной от реальности и даже вредной. Дело в том, что с одной стороны мотив понятен, и цель построения безъядерного мира нами (Россией) принимается, однако в вопросах, как двигаться к этой цели, оппоненты расходятся. Так Россия предпочитает двигаться поэтапно и полагает, что действия безъядерных держав могут не только не ускорить разоружение, но даже помешать ему, привнеся нотки антагонизма между сторонниками различных точек зрения. Кроме того возникает противоречие, когда в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) ядерное оружие легализовано и говорится об обязательствах обладающих им пяти государств, тогда как в новом соглашении это будет объявлено вне закона.
   Выполняя обязательства по ДНЯО Россия вместе с американцами последовательно сокращает ядерные арсеналы до уровня 50-60-хх годов (показатели достигли уже 85%) и прекратила гонку ядерных вооружений. Сокращение ядерного арсенала в одночасье может привести к дестабилизации ситуации в «отнюдь не совершенном мире».
   В то же время МИД выражает озабоченность по поводу корейского полуострова, осудив действия Пхеньяна и поддержав введение санкций. Однако, как считает Ульянов, санкции — это крайнее средство и не панацея, особенно в случае, когда у государства есть политическая воля.


Космос ошибок не прощает
   Если относительно ядерного разоружения Михаил Ульянов придерживался дипломатических выражений вроде «предостеречь от опрометчивых решений», то отвечая на вопрос по гонке вооружений в космосе, дал понять журналистам, что проблема сложнее. Как известно, в прошлом году на Генеральной Ассамблеи ООН Россия выступала с подобной инициативой, против которой выступили делегации США, Израиля, Украины и Грузии.
   «Раньше обычно голосование «против» было в другом формате: США, Израиль, Микронезия и Маршалловы Острова. Микронезия и Маршалловы Острова негативно в прошлом году не голосовали, их место заняли Грузия и Украина, это видимо выбор Тбилиси и Киева».
   Дополнил Ульянова заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Министерства иностранных дел РФ Владимир Ермаков.
   «США нигде никогда публично не заявляли о том, что они лоббируют размещение оружия в космосе, давайте четко соблюдать оценки. В целом у нас с США до известных событий, отразившихся в двусторонних отношениях в 2014 году, был довольно содержательный диалог по всем вопросам стратегической стабильности, включая вопросы безопасности космической деятельности и включая проблематику военного космоса».
   В свою очередь Ермаков назвал прекращение гонки вооружений в космосе одним из приоритетов  внешней политики России, ставшей первооткрывателем космического пространства и одним из передовиков его освоения.
   «Естественно мы на себя, как ответственное государство, возлагаем особое дополнительное обязательство в области безопасности космической деятельности. С советских времен мы выступаем за то, чтобы были международные договоренности, чтобы не было никакой возможности разместить оружие любого вида в космосе и тем более начинать гонку вооружений. В этом году мы начали подготовку к юбилею, который отметим в следующем году — 50 лет Договору о космосе 1967 года, который запрещает размещать оружие массового уничтожения в космосе, но ничего практически не говорит об оружии отличном от такового. По сути, до сих пор открыта лазейка для того, чтобы в космосе появилось оружие.
   В 2004 году Россия в одностороннем порядке взяла на себя обязательство не размещать оружие в космосе первыми. В 2005 году на высшем уровне все государства ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) присоединились к обязательству. В 2014 году совместно с китайскими партнерами, Бразилией и др. Россия внесла на рассмотрение Первого комитета проект Резолюции о неразмещении оружия в космосе первыми.
   «Содержание понятное, призыв к диалогу и дальнейшему продвижению в сторону юридически обязывающих договоренностей. Резолюция была признана подавляющим числом голосов. В 2014 году это было 126 государств, в 2015 — 129. В 2015 году у нас уже появилось 40 соавторов резолюции, что весьма впечатляюще. В этом году мы продолжим продвижение. Здесь возникает нюанс: а кто же блокирует продвижение? Блокируют наши американские партнеры. По сути, по моей личной оценке, Соединенные Штаты — единственное государство, которое блокирует продвижение в этом направлении. Естественно они «выдергивают» из общей массы своих союзников, чтобы те также подняли руку «против» и возразили. В частности, по этой Резолюции НПОК «против» проголосовали США, Израиль и все те же в кавычках независимые государства Грузия и Украина. Еще один серьезный фактор — США по сути вынудили всех своих партнеров по НАТО и других союзников воздержаться. Евросоюз, который везде заявляет, что является проводником идеи предотвращения гонки вооружений в космосе, под беспрецедентным давлением США (когда американские партнеры буквально бегали по залу и заставляли каждое государство и Евросоюз в целом воздерживаться) воздержался против приглашения к диалогу даже» — заявил Владимир Ермаков.
   Михаил Ульянов надеется, что Евросоюз перестанет смешивать эту конкретную тему с общеполитическими вопросами, тем более аргументация критики не выдерживает.
   «Если оружие будет выведено в космос, если кто-то откроет этот «ящик Пандоры»— последствия будут крайне негативны, похлеще чем с противоракетной обороной».

Заклятые партнеры
   Продолжая тему отношений с США, Ульянов поделился соображениями по поводу модернизации США, ставшей, по его мнению, самой масштабной за всю историю страны, с затратами до триллиона долларов. При этом отметил тот факт, что президент Барак Обама изначально обещал обеспечить прогресс в области ядерного разоружения и даже получил Нобелевскую премию мира.
   Проанализировав ситуацию с применением террористами химических веществ в Сирии и Ираке, российская сторона пришла к выводу, что международно-правовая база для борьбы с этим явлением имеет изъяны и их нужно устранить (запретить не только производство, но и использование оружия). Директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ вновь назвал единственным противником на этом пути США, которые ссылаются на практичность действующих механизмов.
   Представители МИДа не оставляют надежды, что наладят диалог с новой администрацией США, при условии, что она «пересмотрит свой подход».

   Напомним, 71-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН официально открылась в Нью-Йорке 13 сентября. Ежегодные общие прения стартуют 20 сентября и продолжатся до 26 сентября. Глава МИД РФ Сергей Лавров выступил 23 сентября.
Все новости