В Самаре создают стратосферный беспилотник
1 июня 2016
Фото: Edward Jung
Предполагается, что стратосферный беспилотник сможет взять на себя на себя часть функций искусственных спутников Земли. Он сможет проводить мониторинг атмосферы, дистанционное зондирование Земли, метеонаблюдение. Так как скорость спутника будет составлять всего 70 км/час, он сможет практически «зависнуть» над областью наблюдения и выполнять функции антенны для сотовой связи в крупных городах и мегаполисах.
Преимущества беспилотника перед спутниками, находящимися на геостационарной орбите, для решения перечисленных задач в том, что из-за меньшего расстояния до Земли потребуется аппаратура меньшей массы и стоимости. Стратосферные беспилотники будут обладать большей маневренностью и при необходимости смогут перемещаться в зоны наибольшего интереса. Запуск стратосферного беспилотника будут осуществляться с аэродромов, а, следовательно, будут значительно дешевле запуска космических спутников.
Разработкой стратосферного беспилотника займется коллектив ученых из разных научных учреждений России. Проект реализуется на базе университетского Института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета. В качестве соисполнителей проекта выступает Самарский аэрокосмический кластер, планируется участие Московского авиационного института и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в качестве партнеров – РКЦ "Прогресс", «Компания "Сухой» и «ЭМЗ имени В.М. Мясищева», утверждается в сообщении.
В настоящее время определена высота, на которой будет находиться беспилотник — 20 километров.
«Основной вопрос – на какой высоте летать? Режим высоты магистральных самолетов не подходит, так как энергетически экономный самолет с небольшой скоростью должен быть устойчивым в полете. Оптимальная высота около 20 км – на данной высоте нет ветров, что и дает устойчивость», – цитируются в тексте пояснения заведующего кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета Валерия Комарова.
Остальные параметры беспилотника находятся в стадии обсуждения. «Предполагается, что будет оснащен электромоторами, которые будут получать питание от аккумуляторов и солнечных батарей, выполняющих функции преобразователя солнечной энергии. Конструкция аппарата будет выполнена, в основном, из композитных материалов. Конструкторские и технологические решения, которые будут заложены в этот АПС, особенно в части определения максимального КПД на различных высотах солнечных батарей, предварительно "обкатаются" на уже созданных в Самарском университете беспилотных летательных аппаратах. Одним из испытательных полигонов для нового аппарата станет полуостров Крым, обладающий нужной широтой и солнечной активностью», говорится в пресс-релизе.
Проект реализуется в рамках развития стратегической академической единицы «Аэрокосмическая техника и технологии», которая является одной из трех базовых "точек роста" конкурентоспособности Самарского университета на мировой научно-образовательной арене. К реализации этого проекта подключены четыре университетских института (авиационной техники, ракетно-космической техники, электроники и приборостроения, двигателей и энергетических установок), различные специализированные кафедры и научно-технические центры, совместная российско-словенская лаборатория "Композиционные материалы и конструкции", а также научно-исследовательская лаборатория "Сложные адаптивные аэрокосмические системы" под научным руководством профессора Георгия Ржевского (Великобритания), утверждается в сообщении.
Разработка концепции и основных научно-технических решений по созданию атмосферных беспилотников позволит Самарскому университету выйти в лидеры мирового научно-образовательного сообщества в области проектирования и производства длительно летающих высотных беспилотных аппаратов. Самым известным беспилотным летательным аппаратом такого класса является NASA Pathfinder, созданный в конце прошлого века американской компанией AeroVironment. На сегодняшний день освоение слоёв стратосферы выше 20 километров является одним из основных трендов мировой аэронавтики. Предполагается, что беспилотные дирижабли и самолёты, работающие на солнечной энергии, смогут длительное время находиться на высоте порядка 30 километров и обеспечивать наблюдением и связью очень большие территории, оставаясь при этом малоуязвимыми для средств ПВО.
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ