Юрий Ампилов: добыча запасов на арктическом шельфе — дело будущего

11 ноября 2015

Фото: «Редкие земли»
Сегодня на II Международной конференции «Геологоразведка 2015. Россия и СНГ: сотрудничество и бизнес возможности в нефтегазе» обсуждались вопросы, связанные с перспективами освоения Арктики: перспективы разведки на арктическом шельфе, на шельфе Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых. На вопросы журнала «Редкие земли» ответил Юрий Петрович Ампилов, глава представительства в России Petroleum GeoServices.

РЗ: Арктические моря изучены крайне неравномерно. Если Баренцево, Карское, Печорское моря более изучены, то восточные моря изучены хуже, чем дальше на восток,тем хуже изучен шельф. Когда и как мы сможем оценить запасы восточно-сибирских морей, какие оценки могут быть объективными?

Юрий Петрович Ампилов:
- Ресурсы оцениваются давно, запасы будут оценены нескоро, потому что перспективы поисково-оценочного бурения в этих акваториях очень туманны. Думаю, первые поисковые скважины будут пробурены там очень нескоро. Более того — вопрос осложняется тем, что даже если мы получим эти запасы, то в мире нет пока технологий для их освоения, и эти запасы мы положим в очень долгий ящик. Так что добыча этих запасов, я считаю, это вопрос будущего, наших внуков. Я думаю, это объективная точка зрения, а не мое субъективное мнение.

РЗ: Железомарганцевые конкреции — одни из популярных тем. По оценкам некоторых экспертов, конкреции в недалеком будущем могут стать основным источником редких и редкоземельных металлов. Кто в нашей стране занимается разработкой конкреции и добычей со дна океана? Насколько далеко они продвинулись в этих разработках?

Юрий Петрович Ампилов:
- Эти технологии были очень популярны в мире лет 30 назад. Тогда был пик увлечения железомарганцевыми конкрециями, считалось, что за ними большое будущее. С тех пор — вот это уже мое субъективное мнение — мало что изменилось, прогресс в этом направлении не виден. Конкреций действительно много в мировом океане, разведать их еще можно, но вот добыть и переработать, где взять технологии — это вопрос очень трудный, особенно для России. В свое время,когда разделили министерства, разделили и разведку на шельфе мингазпромовскую и Росгеологии, говорили, что оставят сейсморазведку и там и там, но Министерство геологии возьмет на себя задачу поиска железомарганцевых конкреций, а Миннефтегазпром будет заниматься нефтью и газом. В итоге та, что была в Мингеологии, все равно сдвинулась в сторону нефти и газа,и железомарганцевые конкреции оставила в стороне. Так что это до сих пор объект околонаучного изучения, а не практического. Но все же есть попытки использования этих конкреций - на Балтике в 2003-2004 годах одна частная компания попыталась запустить технологию, даже оценила запасы, но дело далеко не пошло. Железа в стране много, с марганцами были проблемы, но сейчас украинские источники заменили, а потребности российской промышленности, находящейся в стагнации, не так велики в этом сырье. Но останавливаться нельзя, и вести фундаментальные научные исследования нужно.
Все новости