Алексей Конторович: Верная стратегия: осваивать нефтяные и газовые ресурсы Арктики
17 сентября 2015
Фото: Редкие земли
РЗ: Вы стоите у истоков организации мероприятия. Понятно, что цена на нефть слегка подпортила интерес к выставке и к тому, что происходит на арктическом шельфе. Ваш прогноз: насколько сохраняется интерес к освоению шельфа, и насколько это важно и нужно?
А.Э. Конторович: Кризисы в современной рыночной экономике бывают периодически. Но это флуктуации, которые неприятны для нас в тот момент, когда они есть, но они не могут изменить общего направления развития истории. Потребность в углеводородных продуктах растет больше и больше, и, в конечном счете, ввиду исчерпаемости ресурсов, несмотря на флуктуации, цена на нефть тоже будет расти. Поэтому тех, кто призывает в связи с кризисом менять стратегию, я не понимаю. Тактику на этот момент перестроить надо, а стратегия одна: надо осваивать нефтяные и газовые ресурсы: в этом - богатство страны.
РЗ: Какова основная проблема в освоении арктического шельфа? Что нужно решить прямо сейчас?
А.Э. Конторович: Крупномасштабная добыча нефти на шельфе будет развиваться в 30-40 годах нашего века, это середина века. Но к этому надо тщательно подготовиться. Нужно создать технологии, нужно обеспечить экологичность этих технологий, и нужно подготовить всю экономику к тому, чтобы в 30-е годы можно было крупномасштабно вести добычу на шельфе. Задача — планомерно выполнять программу и не нервничать в связи с какими-то кризисами!
РЗ: А какая цена сможет на нефть может окончательно убить интерес к Арктике? Есть нижний предел цены, или это вообще не вопрос цены?
А.Э. Конторович: Это вообще не вопрос цены, потому что впереди — десятилетия, впереди весь 21 век. Он весь будет с дорогой нефтью.
РЗ: А какова основная проблема в освоении Арктики?
А.Э. Конторович: Это - создание технологий.
РЗ: Много говорилось о том, что геологоразведка не ведется восточнее Карского моря.
А.Э. Конторович: Нет, она ведется. «Роснефть» в 2013-2014 году в Восточно-Сибирском и Чукотском морях выполнила огромный объем сейсморазведочных работ. Естественно, они дадут совершенно новое прочтение строения этих арктических районов. Во всем должна быть постепенность. Ведь когда мы осваивали Волго-Уральскую провинцию, Западная Сибирь только начиналась. Когда в полную меру освоили Западную Сибирь — приступили к Восточной. Так и с шельфами — сегодня осваиваются наиболее доступные и наиболее хорошо изученные Баренцевоморский и Карский шельфы, а дальше нас ждут все остальные.
РЗ: Советский Союз был в свое время лидером в исследовании Арктики. Насколько утеряно это лидерство, нужно ли его восстанавливать?
А.Э. Конторович: Если говорить о всей Арктике, то мы по-прежнему впереди планеты всей, поскольку ничего подобного Ямало-Ненецкому автономному округу и газовой промышленности с крупнейшим газовым центром в мире нет. Эти технологии были созданы российскими инженерами, освоены нашими специалистами на нашем оборудовании. В 1932 году было открыто первое месторождение в Арктике, в Коми, Ярегское месторождение — одно до сих пор там разрабатывается, «Лукойл» освоил новые, совершенно уникальные технологии. Платформа на Приразломном месторождении — то пример того, что наши инженеры могут и умеют делать красивые, нужные вещи. Но в этом направлении продвинусь многие другие страны — например, по части морского бурения есть страны, которые сегодня обошли нас, например, Норвегия.
РЗ: Арктический шельф — это не только нефть и газ, но и такие неконвенциональные источники углеводородов, как газогидраты. Как вы полагает, это вообще будет историей конца текущего века, или можно что-то сказать о разработке газогидратов в Арктике?
А.Э. Конторович: Такие технологии только создаются, во-первых. Во-вторых, этот гидратный газ, конечно, дороже классического. Есть масса экологических проблем, последствий которых мы еще не знаем: к чему приведет разрушение гидратного слоя на дне северного Ледовитого океана, как это нарушит биосферу океана, экологическую обстановку. Я думаю, заниматься этим нужно, технологии разрабатывать и осваивать нужно, но это — вторая и третья очередь проблем освоения Арктики.
- 27 декабря 2024 МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ: ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ