Россия нуждается в мегабрендах

9 августа 2015


В кулуарах форума «Иннопром-2015» нам удалось побеседовать с директором Института экономики РАН, членом-корреспондентом РАН Русланом Гринбергом

Руслан Семенович, еще недавно словосочетание «промышленная политика» считалось чуть ли не ругательным, говорили, что оно, дескать, ведет нас к прежнему советскому, социалистическому порядку. Сейчас ситуация изменилась, верно?
Институт экономики последние двадцать лет придает особое значение теме индустриализации, или реиндустриализации, и диверсификации российской экономики. Надо сказать, что в последнее время действительно есть какие-то прорывы. В том смысле, что к нам начинают прислушиваться. Раньше основной упор делался на силу саморегулирования, особенно это было характерно для 90-х годов. Но и в нулевые годы, когда экономика росла благодаря высоким ценам на нефть, также было не очень модным признавать промышленную политику, несмотря на наши ссылки на мировой опыт, в частности азиатский. Слава богу, сейчас риторика изменилась. Дело теперь за реализацией этой риторики.

Как вы оцениваете нынешнее состояние российской экономики?
Российская экономика находится в тяжелом положении сегодня. Из всех более-менее развитых стран мы имеем самую слабую экономическую динамику, и, похоже, эта тенденция стагнации продлится еще долго. Маловероятно, что будут отменены санкции. Мне кажется, надо здесь действовать более активно, но и не привыкать к ситуации нашей ссоры с Западом, не вползать в такой изоляционизм. Мне кажется, это опасная история. С одной стороны, возникают возможности закрывать какие-то рынки, чтобы производить продукты, которые мы перестали производить. Но надо понимать, что мы не можем вообще отказаться от сотрудничества с Европой, потому что наша культура и потенциал все-таки предполагают сотрудничество с Европейским союзом. Поэтому восстановление доверия между нами — это абсолютный императив.
Сегодня мы живем в мире, переполненном товарами и услугами. Все страны и предприятия существуют по принципу «продать или умереть». Уйти с рынка очень просто. Для меня, например, как символ этой примитивизации нашей экономики — утрата пассажирского самолетостроения. Были две державы в мире, которые правили бал — СССР и США. Теперь тоже две державы, только вместо нас — Европейский союз. И это, конечно, грустная история.

Возникает вопрос: что делать дальше? Как исправить положение?
В России сейчас в этом плане существует две школы мышления. Различия между ними проходят и в экспертном сообществе, и в Академии наук. Но самое главное — в правительстве и министерствах. Собственно говоря, борются две концепции. Одна говорит, что у нас возникают, как я уже упоминал, хорошие возможности в связи с нынешним «холодным миром» с Западом, и мы можем себе позволить протекционистскую политику, плюс — декабрьская девальвация рубля. И вот эта школа мышления говорит о том, что надо понижать налоги для частного сектора, убирать административные барьеры, в общем, всё то, что говорилось и десять, и двадцать лет назад. И что у нас на печи якобы лежат какие-то суперспособные менеджеры, которые могут производить готовую продукцию, если им снизить инфляцию до 4 процентов, снизить налоги. То есть они встанут с печи и начнут производить «самсунги», «боши» и «нокии». Я в это не верю, но существует много людей, которые так думают. И демонизируют при этом любую попытку усилить государственную активность…
Другая школа мышления, и я к ней отношу себя, говорит, что при прочих равных условиях частные инвестиции более эффективны. Потому что это твои деньги, и ты всегда относишься к ним более рачительно. Но мы живем в таком мире, где главное — конкуренция, а не собственность и не обожание вот этих сил саморегулирования. Если у вас в четыре часа утра свинья начинает рожать, то колхозник может и не встать, чтобы помочь ей. А частник встанет, поскольку это его свинья. Но когда мы говорим о крупном производстве, тут совсем другая история. Вот возьмем концерн Daimler AG — мы делали для них заказы. Я никогда не мог понять, какая это собственность. Частная или не частная? Кто владеет компанией — суверенные фонды, государства, банки, страховые компании? И там жуткая бюрократия, еще хуже, чем была в Госплане. Тем не менее Daimler AG успешно работает на рынке!

Вы назвали DAIMLER - это мегабренд. Может, и нам надо создать в России несколько значимых мировых брендов?
Да, это наше слабое место, ахиллесова пята, что в России нет большого количества серийных производств готовых изделий. Ну, да, есть у нас хорошие грузовики, вертолеты, суда, атомное машиностроение. Но этого мало. Страна действительно нуждается в брендах. 10–12 брендов, как «Самсунг» или что-то в этом роде. И, конечно, мы еще в состоянии это сделать. У нас есть два общемировых признанных потенциала — природный и интеллектуальный. Природный используется на сто процентов. А вот интеллектуальный — совершенно недостаточно!.. В общем, две школы мышления, о которых я говорил выше, должны, наконец, договориться. Потому что время не на нашей стороне. И, похоже, это начинают понимать и президент, и премьер-министр. Проблема только в том, что мы находимся в кризисе. И здесь я их могу понять, остро стоит вопрос: тратить деньги или не тратить. Вообще-то теория говорит, что во время рецессии деньги надо тратить. И не надо думать о дефиците бюджета, а надо идти в долговую экономику, но, конечно, не доводя дело до греческой ситуации. На мой взгляд, необходимо увеличивать дефицит бюджета, надо тратить деньги. Всё равно никакой альтернативы государственным инвестициям нет.
Все новости