В Томске проверят на прочность детали будущих ракет

28 мая 2015

Фото: ТПУ
В Центре перспективных исследований «Динамическое моделирование материалов и конструкций» при Томском политехническом университете заработал диагностический комплекс для контроля качества швов крупных деталей ракет, спутников и других летательных аппаратов, сообщается на сайте университета.

При строительстве космических аппаратов нового поколения уже не используются традиционные алюминиевые сплавы, так как разработаны новые материалы, обладающие повышенной прочностью. Чтобы сварить такие материалы, применяется новый метод — сварка трением с перемешиванием (СТП), который был разработан в 1991 году британском Институте сварки (The Welding Institute). Этот метод позволяет сваривать большие по протяженности швы со скоростью, в 5-10 раз превышающую скорость сварки традиционными дуговыми методами, не требует предварительной обработки детали и не деформирует ее. Но так как это относительно новый метод, и его технология еще недостаточно хорошо изучена, на сварных соединениях иногда образуются дефекты: трещины, вмятины, деформации шва. В космосе эти дефекты могут стать причиной катастрофы.

Традиционно для контроля качества сварных соединения используются визуальный осмотр, рентген и компьютерная микротомография. В Центре динамического моделирования используются приборы, позволяющие провести диагностику, включающую шесть методов проверки.

«Мы разработали систему контроля — комплекс диагностики для таких швов, включающий в себя шесть методов проверки. С помощью устройства можно провести сканирование шва на наличие дефектов и проанализировать, по каким причинам он образовался», - приводятся в сообщении слова директора Института физики высоких технологий (ИФТВ) Алексея Яковлева. С помощью этой технологии можно проводить диагностику крупных деталей ракет. В частности, детали ракет, производимых РКК «Энергия», пройдут проверку на базе этого комплекса.

Также в Центре для испытаний подвижных частей космических летательных аппаратов, морских судов, автомобилей используется разработанный томскими учеными трехкомпонентный лазерный сканирующий доплеровский виброметр. С помощью этой системы можно проводить виртуальные испытания подвижных частей космических летательных аппаратов, морских судов, автомобилей и так далее. Определяет неполадки работы той или иной детали устройство виброметр по частоте колебаний.

«С использованием 3D-лазерного виброметра можно точно определять вибрацию всех деталей уже на этапе проектирования той или иной конструкции. На этом оборудовании мы будем решать первоочередные задачи для космоса, однако одинаково полезным оно окажется и для отраслей авиа-, машиностроения. Что особенно удобно, лазерный виброметр может работать с крупными объектами», - цитируются слова директора Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергея Псахье.
Все новости