«НЕ СМОТРИТЕ НАВЕРХ»: К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЖАДНОСТЬ

22 февраля 2022

Фото: кадр из фильма "Не смотрите наверх"
Мы живем в непростое время, и отношение общества к угрозам в нашумевшем фильме «Не смотрите наверх» показательно. Перед лицом мировой катастрофы технологический миллиардер предложил извлечь рзм из летящего на Землю небесного тела. Мы решили узнать мнение экспертов о возможности такого сценария и поговорили с председателем Ассоциации РМ и РЗМ Русланом Димухамедовым.
«Самое страшное, что некоторые люди могут воспринять эту комедию как что-то настоящее, имеющее отношение к действительности. Когда ты добываешь что-то космическими методами, это становится «космически» дорого. Говорить о том, что там находится редкоземов на триллионы долларов – абсолютно некорректно. Если так будут воспринимать всех редкоземельщиков, это будет геростратова слава.»

Говорить о том, что на астероиде находится редкоземов на триллионы долларов – абсолютно некорректно. Объем мирового рынка редкоземельных металлов достигает 1-3 миллиардов долларов, руды – сотен миллионов долларов. Поэтому, даже если на этом астероиде теоретически существуют такие богатства, мировой рынок их «не съест». В Земле находится железо-никелевое ядро, но это не означает, что тот, кто присвоит себе это ядро, сразу же станет владельцем всей планеты и мультитриллиардером. К слову, есть хороший советский фантастический рассказ «Гиперболоид инженера Гарина» – о том, как ученые изобрели лазер, прожгли земную кору, добрались до расплавленного золота и начали им заполонять планету. Естественно, произошла гиперинфляция, и золото стало стоить дешевле железа. Оно стало никому не нужно, как только перестало быть дефицитным.

Тут такая же ситуация, и это я не беру во внимание, что для того, чтобы физически затормозить астероид, несущийся со второй космической скоростью, по формуле Циолковского нужно потратить соответствующее количество энергии и топлива. И количество этого топлива на несколько порядков выше, чем масса самого астероида. Соответственно, если астероид весит триллион тонн, необходима тысяча триллионов тонн керосина и тысячи триллионов ракет, чтобы его остановить. Поэтому это, конечно же, фантастика. У людей, хотя бы немного знакомых с тем, что такое наука, это вызывает резкое отторжение. Самое неприятное, что этот фильм вообще попал в медийное пространство, и многие люди, не включая критическое мышление, поверили в правдоподобность этой истории. А это комедия. И страшно, что некоторые могут воспринять эту комедию как что-то настоящее, имеющее отношение к действительности. Зачастую выдвигаются предложения добывать редкоземельные металлы на Луне, на Марсе. Загвоздка в том, что, если ты добываешь этот металл космическими методами, то он становится «космически» дорог. И это не фигура речи. Можно добывать, например, лютеций стоимостью тысячу долларов за кг товарной продукции. Но, если его добывать на Марсе и привозить обратно, его себестоимость достигнет миллиарда долларов за кг. Можете вычислить доходность этого проекта.

И в этом смысле еще большой вопрос: для нас благо или вред от такого отношения к редкоземельной отрасли? Если так воспринимать всех редкоземельщиков, отрасль приобретет геростратову славу. Страшно не то, что технологические миллиардеры — зло. Им положено быть злыми. Глупо жаловаться на природу, когда в наш организм влетает болезнетворная бактерия, которая стремиться его разрушить. Главное, чтобы иммунная система была живая, она на то и заточена. Но страшно, когда иммунная система саморазрушается и деградирует до полного нуля. В этом смысле проблема не в миллиардере, который является гением в расчетах и фондовых рынках, но недостаточно компетентен в других областях. Проблема в том, что на него одного работает целая отрасль, в которой заняты тысячи человек, правительство из сотен человек, и вся эта иммунная система идет в отказ — вот это страшно.


Все новости