Социально-технологическое мышление — мышление будущего

1 февраля 2019

Предлагаем вашему вниманию еще одну статью Владимира Тарасова — известного социального технолога, бизнес-тренера, автора книг по менеджменту, основателя и научного руководителя первой школы бизнеса на территории бывшего Советского Союза — Таллиннской школы менеджеров (основана в 1984 году в Таллине, Эстония). Статья подготовлена эксклюзивно для журнала «Редкие земли». 

Раньше успевает тот, кто быстрее думает!

В настоящее время наблюдаются важные процессы, радикально меняющие общество. Расслоение работающего населения происходит уже не только и не столько по уровню квалификации и оплате труда, сколько по способности адекватно отвечать на технические и социально-технологические вызовы. Можно сказать, что ускоряющимися темпами происходит дифференциация на «продвинутых» работников и простых исполнителей, в том числе и квалифицированных, в перспективе вытесняемых роботами на позиции уже не производителей, а только потребителей.

Быстрыми темпами происходит переход на «цифру», когда в деловом и частном общении между людьми появилось третье лицо — гаджет, который по своему интеллекту начинает догонять своих клиентов, и который диктует им свой язык общения — короткий и лаконичный, без вербальных узоров литературы прошедших веков.

Снизились требования к качеству потребительских товаров. Благодаря быстрому появлению все новых версий и моделей, требования к долговечности вещей кажутся анахронизмом. Новизна стала важнее качества. Потребитель жаждет скорее самого нового, чем хорошего. Это касается не только вещей, но даже произведений искусства и литературы. В угоду скорости снизились требования к качеству общения людей и к самому языку общения, требующему краткости.

Мы чувствуем наступление виртуальной реальности, когда происходящие в ней события прямо влияют на события в реальной жизни и уже нередко перехватывают «контрольный пакет» у последней. Когда имидж факта становится значительно важнее самого факта. Многие люди, в том числе и деловые, ощущая эти тенденции, осознают их как собственное устаревание и списывают это на свой возраст.

Что значит устаревание? Это значит снижение способности к принятию адекватных управленческих решений, причем не обязательно в каких-то сверхсложных ситуациях.  Неадекватность управленческих решений обусловлена устаревшим мышлением, мышлением ХХ века, которое, как таковое, уже не поспевает за новой социально-технологической реальностью. Здесь мы видим ту же тенденцию: скорость мышления, как новая ценность, начинает теснить качество мышления и его результаты. Это касается и управленческих решений, а это уже опасно.

Встает вопрос о массовой модернизации процесса мышления, чтобы при сохранении, и даже повышении качества резко повысить его скорость с тем, чтобы сделать его адекватным ускоряющемуся техническому и социально-технологическому развитию.

Каким же должно стать новое мышление? На что оно может быть похоже?

Представьте себе, что на улице произошло серьезное происшествие, связанное с жизнью и смертью людей. Прибывший на место полицейский опрашивает свидетеля. На основании рассказа свидетеля полицейский составляет протокол.

Теперь сравним живой рассказ свидетеля, изобилующий эмоциями, повторами, противоречиями и посторонними отвлечениями, с сухим полицейским протоколом, где речь свидетеля очищена от всего лишнего, но где все необходимые факты и важные детали зафиксированы. Этот протокол ложится в основу сценария последующих действий полиции. Язык фактов и сценариев — это язык социальной технологии, поэтому уместно назвать новый тип мышления, о котором идет речь, социально-технологическим мышлением.

Это мышление так же отличается от обычного, как полицейский протокол от речи взволнованного свидетеля. Понятно, что протокол гораздо короче, чем рассказ свидетеля, и гораздо результативнее.

Если человек обучится мыслить «протоколами» и сценариями, а не «художественными текстами», его мышление станет быстрее и результативнее.

Для примера сравним два варианта поведения, продиктованных разным типом мышления.

К нам в Таллинн на тренинг по управленческим поединкам прибыла большая группа из России. Мы организовали для них автобусную экскурсию по городу, которая начиналась на следующий день в 9:00 утра. Но мы опасались, что кто-нибудь обязательно опоздает, и подумали, как эту проблему решить. Сравним два варианта наставления слушателям.

Первый вариант (обычное мышление):

«Господа, экскурсия начинается завтра в 9:00! Просим не опаздывать, автобус никого ждать не будет!»

Второй вариант (социально-технологическое мышление):

«Господа, экскурсия начинается завтра в 9:00! Но у вас в Таллинне могут быть другие  дела,  вы можете предпочесть воздержаться от экскурсии. Поэтому не надо нас  предупреждать, вы просто не приходите к автобусу, мы поймем, что у вас другие планы, и ровно в 9:00 уедем!»

Конечно, мы применили второй вариант, и ни один человек не опоздал.

Что же ждет нас в ближайшем будущем? Ведь маловероятно, что после этой небольшой статьи все люди начнут дружно осваивать социально-технологическое мышление. Если мы будем говорить о руководителях, а они нас интересуют в первую очередь, то начнется расслоение на четыре типа.

Первый тип. Те, кто освоили социально-технологическое мышление или от природы им обладали, будут вовремя принимать реалистичные и эффективные решения.

Второй тип.  Те, кто по типу мышления останутся в ХХ веке, будут принимать запоздалые, потому нередко неадекватные решения, а то и вовсе будут стараться уходить от принятия решений и личной ответственности.

Третий тип.  Более молодые и современные руководители из «цифрового поколения», привыкшие к краткому языку гаджетов. Им не откажешь в скорости принятия решений, но вот с точностью дело обстоит хуже. Они легко могут смело, что называется, наломать дров.

Четвертый тип. Это второй тип с помощником третьего типа, который, в основном, принимает решения от имени второго типа. Тут все зависит от разделения труда между ними. Если оно удачное, то качество решений может в какой-то мере приближаться к первому типу, а если неудачное, то и решения часто будут неудачными или несвоевременными.

Понятно, что более всего социально-технологическое мышление необходимо осваивать второму и третьему типу руководителей, иначе у них нет будущего. А уж кто к какому типу себя относит, это решать вам самим!

Но во всех случаях — прощай ХХ век!

Конечно, непросто освоить социально-технологическое мышление, если сама социальная технология, как научная дисциплина, еще слишком молода и не заняла достойного места в пантеоне научных дисциплин несмотря на то, что первый, можно так сказать, учебник по социальной технологии для высшего управленческого персонала, не утративший актуальности до настоящего времени, был написан пятьсот лет назад. Я имею в виду великое произведение Николо Макиавелли «Государь».

Желающим познакомится с практикой применения этого мышления, а отчасти, и освоить, рекомендую

·         во-первых, свою книгу «СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ в вопросах и ответах» (Изд-во «Добрая книга, Москва, 2017)

·         во вторых, мой мастер-класс «СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ», который состоится 26-27 февраля на о. Тенерифе, Испания

·         в третьих, мой 10-месячный крауд-тренинг «ПЕРСОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ИСКУССТВО», который проходит в онлайн формате.

Владимир Тарасов
Руководитель Таллиннской школы менеджеров
www.tarassov.ru


На презентации книги В. Тарасова "Прагматическая логика" в Москве

Читайте также на нашем сайте статью Владимира Тарасова «Виртуальное государство».

Все новости