Компания ABB: швейцарское качество для московского «Аэроэкспресса»
21 сентября 2017
Фото: Роксолана Черноба / Редкие земли
Компания АBB — мировой технологический лидер в областях электрооборудования, робототехники и механизмов движения, промышленной автоматизации и электрических сетей. Широко известна компания и в железнодорожной отрасли. Она изготавливает такие компоненты электропоездов, как тяговые трансформаторы, преобразователи, электродвигатели, автоматические выключатели, силовые полупроводниковые приборы, искровые разрядники и различные низковольтные устройства для большинства производителей подвижного состава и железнодорожных компаний.
На предприятии компании АBB в городе Турги (Швейцария) мы встретились с операционным директором подразделения ABB Traction Гаральдом Хеппом и региональным менеджером по продажам того же подразделения Евгением Бандукиным, которые рассказали нам о новинках компании в области тягового оборудования, которое используется не только в поездах.
«ABB — по-настоящему международная группа, — рассказывает о компании Гаральд Хепп. — У нас сто сорок тысяч сотрудников. Мы представлены в ста странах. Наш оборот составляет 34 миллиарда долларов в год. Как и во всей группе, здесь в Турги основные направления это — разработка продуктов, сервисов и логистика инфраструктуры. Понятно, что по продуктовому направлению основными нашими клиентами являются генерирующие компании, эксплуатирующие организации, заводы, очистные сооружения, заводы водоподготовки. Вторым большим столпом является промышленность как таковая. И, наконец, транспортная инфраструктура.
Можно сказать, что в настоящий момент группой АББ движут две основные тенденции. С одной стороны это — энергетическая революция, которая происходит на наших глазах. Речь идет о том, как можно получать энергию без вреда для экологии, как ее разумно распределять и как минимизировать потери при ее потреблении. Второй драйвер нашего развития в настоящий момент это — четвертая индустриальная революция. Как вы знаете, речь идет об автоматизации производства.
Швейцария — это одна из стран основателей АББ. Мы появились здесь сто двадцать пять лет назад. Но при этом сегодня из наших ста сорока тысяч сотрудников только шесть тысяч работают в Швейцарии. Но производительность у них очень высокая. Примерно половина работающих здесь сотрудников занимаются тяговыми системами. Мы имеем значительное количество разных призов и наград за наши достижения. И за инновации, и за техническое исполнение. Мы особенно гордимся наградой, которая досталась нашему предприятию в Турги как лучшему предприятию в немецкоязычных странах в 2014 году. И, безусловно, мы одни из наиболее активных заявителей на патенты. Мы были вторыми в Швейцарии по количеству заявок в 2016 году. Не первыми только потому, что в Швейцарии очень сильна фармацевтическая промышленность».
Операционный директор ABB Traction Гаральд Хепп
Три главных элемента подвижного состава, от которых зависят не только экономичность и ходовые качества, но и надежность и безопасность, — тяговый трансформатор, тяговый преобразователь и тяговый электродвигатель. Компания АББ — единственная компания, единственный независимый поставщик, имеющий в своем портфолио все три компонента, что позволяет, объединив их в единую систему, поставлять решения «под ключ». Подобные комплексные решения компания предлагает сегодня не только для железнодорожного транспорта, трамваев, легкорельсового транспорта и поездов метро, но и для рынка электробусов.
«По сути это очень близкие по духу вещи. В автобусе мы внедрили инновацию в виде тягового электродвигателя на постоянных магнитах, который дает нам еще более высокую энергоэффективность, — рассказывает Евгений Бандукин. — Но и помимо тягового оборудования для электробусов мы поставляем комплект приводной техники. Дополнительно мы поставляем тяговые батареи, не производя сами, а объединяя их в общую тяговую систему. Мы делаем расчеты, калькуляцию всей тяговой системы, давая, таким образом, преимущество нашим заказчикам в части оптимизации тяговой системы».
Редкие земли: За счет чего вы добиваетесь высокой энергоэффективности вашей продукции?
Евгений Бандукин: Один из первых факторов — это поставка всей тяговой системы, когда АВВ поставляет не только отдельные компоненты, а всю тяговую систему. Таким образом, мы имеем возможность должным образом оптимизировать каждый компонент в отдельности, произвести необходимый расчет и взять именно тот электродвигатель, именно тот тяговый преобразователь и трансформатор, которые необходимы конкретно для данной конфигурации. Плюс делаем расчет энергоэффективности всей системы и берем на себя ответственность за всю тяговую систему, что дает большие преимущества нашим заказчикам. Большое внимание мы уделяем проектам модернизации подвижного состава. Россия — это огромный потенциальный рынок для замены морально устаревшего оборудования тяги на подвижном составе на новое. У нас есть большие проекты и успешные решения.
К примеру, в 1980-х годах в Европе была очень популярна технология построения электронной базы на запираемых тиристорах (GTO), которые мы сейчас меняем на современную электронную базу на основе транзисторов IGBT, добиваясь более высоких показателей энергоэффективности и решая проблему устаревания самого оборудования. Меняя электронную базу на более современную, мы тем самым решаем и проблему с запчастями. Ну и опять же, вопрос рекуперации электроэнергии при торможении на подвижном составе с двигателями постоянного тока с реостатно-контактной системой управления был фактически невозможен. А в этом направлении можно добиться существенного (до 50%) увеличения энергоэффективности.
Очень популярное и масштабно растущее направление — использование тяговых батарей с суперконденсаторами на разных типах подвижного состава, начиная от электробусов и заканчивая локомотивами, целыми локомотивами, работающими только на тяговых батареях. Это и трамваи, работающие без пантографа. Когда трамвай заезжает в историческую часть города, где полностью отсутствуют провода, пантограф опускается, и трамвай едет только на тяговых батареях.
Еще один пример использования суперконденсаторов — когда мы добавляем энергию, необходимую для работы поездов в часы пик, когда большое количество людей возвращаются или едут на работу и необходимо увеличить мощность тягового оборудования. Мы осуществляем это за счет установки дополнительного источника энергии в виде суперконденсаторов или батарей.
Ну и еще один немаловажный момент — это топология нашего тягового оборудования. У нас существуют различные варианты применения. На каждом типе подвижного состава — от электробусов до высокоскоростных поездов — используются различные варианты решения проблем энергоэффективности и тяговой системы подвижного состава.
Региональный менеджер по продажам ABB Traction Евгений Бандукин
А какое решение выбрано вами для московского «Аэроэкспресса»? Какова судьба проекта?
В Москве в проекте «Аэроэкспресс» мы реализовали трехуровневую топологию тяговых преобразователей. Это будет двухэтажный поезд, который будет курсировать между тремя главными аэропортами: Домодедово, Внуково и Шереметьево. Контракт на производство поездов был подписан еще года три или четыре назад между швейцарской компанией Stadler и «Аэроэкспрессом». После этого произошел очередной кризис в России, произошел скачок рубля по отношению к евро, и заказчик не смог оплатить весь заказ полностью. Просто уменьшил количество. Тем не менее, поезда были произведены. Пять поездов были проданы в Азербайджан, два поезда — в Грузию. И одиннадцать поездов будут эксплуатироваться в Москве.
Что было нового в этом проекте?
Это первая двухэтажная электричка в России. В России есть двухэтажные вагоны, которые делает Тверской вагоностроительный завод. Но первая двухэтажная электричка именно эта. И она вобрала в себя очень много инноваций и технологий. Скажем, тяговый преобразователь выполнен на базе трехуровневой топологии, позволяющей еще и сократить потери при работе с двигателем до минимума. Вся система получается высокоэффективна. И КПД очень высокий, за счет именно использования трехуровневой топологии.
А с какими регионами России вы еще работаете?
В России все еще сохраняется тенденция применения электропоездов на коллекторной тяге. Это старая технология с двигателем постоянного тока, с которыми мы практически уже не работаем. Поэтому в России — это Москва и Петербург. Это два города-пионера, которые пытаются внедрить все новые технологии. Фактически Москва это первый и Санкт-Петербург это второй город, которые начинают использовать все больше и больше подвижного состава на синхронной тяге. Вот по этим направлениям мы и работаем. Другой проект, который мы реализуем с российским производителем подвижного состава — «Трансмашхолдинг», Тверской вагоностроительный завод — называется «Иволга». Два поезда на сегодняшний день уже курсируют. В России это пионер. Это первый поезд после «Ласточки» компании Siemens, в котором применены современные технологии синхронного привода, синхронной тяги, силовой электроники и так далее. Но это полностью российский продукт, российский поезд, который производится Тверским вагоностроительным заводом. А мы туда поставляем свою тяговую систему.
На сегодняшний день все-таки главным заказчиком подвижного состава в России является РЖД. И может быть, когда они скажут, что больше не покупают подвижной состав с коллекторным приводом, произойдет качественный сдвиг. А все производители подвижного состава готовы к тому, чтобы сделать этот новый шаг. Хороший пример — Метрополитен, который сегодня уже не покупает поезда с коллекторным двигателем. Тут должна быть инициатива от заказчика. Стратегическая инициатива.
Текст и фото: Роксолана Черноба
Справка
Компания АBB (www.abb.ru) является ведущим поставщиком силового оборудования и технологий для электроэнергетики, транспорта, инфраструктуры и автоматизации производства. Группа компаний АББ ведет бизнес в 100 странах, а ее штат насчитывает 140 000 человек.