Бизнес и власть: кризис доверия

23 апреля 2017

Фото: Редкие земли

Алексей Репик, президент общественной организации «Деловая Россия» считает, что фундаментальная проблема взаимоотношений бизнеса и власти в России – отсутствие доверия. Почему это происходит, Алексей Репик рассказал в интервью журналу «Редкие земли» на Красноярском экономическом форуме.





На Ваш взгляд, проблемы взаимодействия власти и бизнеса в основном лежат в необходимости выработки новой экономической стратегии или должны быть решены не только экономические вопросы?
Это комплексный вопрос точной настройки «социального контракта» государства, отвечающего за справедливое перераспределение ресурсов экономики. С одной стороны государство должно выполнять свою основную функцию по обеспечению безопасности и всех социальных гарантий, к которым мы все привыкли, на которые мы надеемся. В то же время, нужно следить за тем, чтобы не выдоить так много молока, что у коровы отвалится вымя.
Мы понимаем, что национальный суверенитет Российской Федерации безусловно основан на экономической мощи страны. Если страна будет экономически слабая, мы просто не сможем соответствовать тому уровню амбиций, который мы совершенно справедливо, как великое государство, себе задаем.

Как президент «Деловой России», в чем Вы видите основную проблему взаимодействия власти и бизнеса? Понятно, что это целый комплекс проблем, но попытайтесь все же выделить одну, главную на ваш взгляд.
Эта проблема фундаментальная и, можно сказать, философская: недостаточный уровень доверия бизнеса по отношению к власти. Доверия, связанного с предсказуемостью правил игры. Это приводит к сокращению горизонта планирования бизнеса. Для того чтобы бизнес вложил деньги в какой-либо проект, он должен быть уверен, что правила игры сохранятся как минимум до тех пор, пока не будут возвращены инвестиции. Сейчас проектов с годовой, двух- или даже трехлетней окупаемостью инвестиций практически нет. Это скорее исключение, так получается, если предприниматель удачно наткнулся на суперидею. Гораздо чаще бизнесмен оказывается в ситуации, когда ему надо принять решение о судьбе проекта, окупаемость которого — семь, восемь, десять, двенадцать лет… И тогда решение просто не принимаются, потому что гарантий, что система не будет меняться, недостаточно. А главное, никто не застрахован от того, что правоприменительная практика не будет отличаться от задекларированных фундаментальных ценностей.
Поэтому очень важно, что на высшем уровне у нас стабильность не просто декларируется, она ставится во главу угла. Это и мораторий на повышение налоговой нагрузки, и попытка закрыть обходные налоговые лазейки, неналоговые платежи, навязанные услуги… Создать инфраструктурную и тарифную предсказуемость, когда всем ясно, где пройдет дорога и сколько стоит по ней проехать.
Однако в правоприменительной практике у нас все время возникают какие-то новеллы. А если добавить к этому дороговизну финансовых ресурсов и сложную правоприменительную практику, станет ясно, почему многие решения, которые могли бы быть приняты, сейчас не принимаются. Поэтому сегодня стоит задача настроить всю систему диалога государства и бизнеса на стимулирование инвестиций.
ТЕГИ: КЭФ-2017
Все новости