В Республике Коми проведена Всероссийская научная конференция, посвященная развитию регионов Севера и Арктики

25 октября 2016

19-21 октября 2016 года в городе Сыктывкар состоялась Всероссийская научная конференция «Стратегические приоритеты в управлении природно-ресурсным потенциалом Европейского Северо-Востока и зоны Арктики». Конференцию организовала и провела Коми республиканская академия государственной службы и управления совместно с Коми научным центром УрО РАН при поддержке Государственного совета Республики Коми и соучастии Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина и Сыктывкарского лесного института.

Конференция посвящена политическим, экономическим и социокультурным аспектам регионального управления на Европейском Севере и Арктической зоне и носит научно-прикладной характер. Она направлена на поиск стратегических приоритетов в решении прикладных вопросов региона, таких как построение системы эффективного управления использования природных ресурсов региона, формирование системы непрерывного профессионального образования для кадрового обеспечения региона. Ректор Коми республиканской академии государственной службы и управления И.В. Минин открыл пленарное заседание и подчеркнул, что конференция имеет не только научную, но и практическую актуальность. Вопросы, которые будут затронуты на конференции, являются общими для всей Арктики. От имени Главы Республики Коми и Правительства региона участников конференции приветствовал Заместитель Председателя Правительства Республики Коми К.Г. Лазарев. Он подчеркнул важность и значимость потенциала Воркуты, которая входит в Арктический регион, не только для Республики Коми, но и для всей России в целом. «Мы будем обсуждать десятки вопросов, решение которых будет направлено на повышение эффективности управления Европейским Севером и зоной Арктики, разработку стратегических приоритетов для дальнейшего развития всего нашего региона» сказала в своем выступлении Председатель Государственного Совета Республики Коми Н.Б. Дорофеева.

Продолжением пленарного заседания стали две панельные дискуссии. Темами первой — «Развитие Арктической зоны Республики Коми» — были: «Нормативно-законодательное обеспечение развития Арктической зоны Республики Коми и Арктической зоны Российской Федерации» и «Арктический (приарктический) городской округ: настоящее и будущее». Вторая панельная дискуссия — «Экологическая безопасность жизнедеятельности в Арктике» — была посвящена проблемам экологической безопасности в Арктике, состояние биоресурсов Большеземельской тундры, проблемам оленеводства на Европейском Северо-Востоке и оценке ущербов природной среде арктических территорий.

В последующие два дня работа конференции осуществлялась в рамках семи секций: «Комплексное социально-экономическое и инфраструктурное развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Совершенствование финансово-экономических инструментов осуществления государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации», «Улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике», «Управление инновационными проектами в сфере образования», «Развитие сельскохозяйственной отрасли и становление зеленой экономики на европейском Северо-Востоке России: технологии, управление, практика», «Вопросы юридической науки и практики в современной России», «Актуальные проблемы теории права».

Были проведены симпозиум «Социокультурная динамика российской северной провинции: история и современность (на материалах Республики Коми)» и круглые столы: «Правовое регулирование экологической безопасности: проблемы теории и практики», «Актуальные вопросы реформирования ЖКХ в Республике Коми», «Образовательные и научно-инновационные проекты в подготовке кадров для развития Арктики и северных территорий», «Формирование инновационного пилотного проекта по переводу Арктической Зоны Республики Коми на неоклассическую модель рыночных отношений», «Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Рассказать о конференции мы попросили ее участника, арктического эксперта нашего журнала, члена Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаила Жукова.



Михаил Андреевич, Ваш доклад на пленарном заседании «Основные направления развития государственной политики России в Арктике» открыл работу конференции. С чем это было связано?

Заместитель Председателя Правительства Республики Коми К.Г. Лазарев в своем выступлении сказал: «Важным является то, что проведение Конференции совпадает со временем разработки основных актов развития Арктической зоны РФ. У нас есть уникальная возможность в рамках Конференции обсудить, выработать и отправить на Федеральный уровень научно-обоснованные предложения прикладного характера, новых решений и подходов к развитию северных и арктических территорий». Тот опыт создания и имплементации институтов развития, который будет наработан в Арктической зоне Российской Федерации, раньше или позже, но неизбежно будет распространен и на другие территории нового хозяйственного освоения – Европейский Север и Сибирь, отчасти выпавшие в настоящее время как объекты государственного управления из внимания федеральной исполнительной власти.

О чем говорили на панельной дискуссии «Развитие Арктической зоны Республики Коми», в которой Вы принимали участие в качестве эксперта?

Были обсуждены правовые проблемы, требующие первоочередного решения в рамках работы над проектом Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».

Что это за проблемы?

В достаточно полном объеме они уже рассматривались как в номерах и на сайте журнала, так и на сайте «Арктика сегодня».
В чем интерес регионального руководства, затратившего силы и дефицитные в нынешних условиях средства на проведения научной конференции?

Уходят в прошлое времена, когда «эффективные менеджеры» принимали значимые для населения управленческие решения, никак не соотнося их с мнением населения. Политика экономического псевдолиберализма в нашей демократично ориентированной стране генерирует беспрецедентное расслоение населения и превращает в платные услуги то, что в социальном государстве является его обязательствами, а для реализующих эти обязательства людей - не коммерцией, а служением. В условиях, когда перечисленное накладывается на экономический кризис, в целях сохранения стабильности общества все значимые управленческие решения в той или иной форме должны опираться на общественное мнение. Но по всякому поводу референдум не проведешь. Да и проблемы по большей части требуют компетентного обсуждения. В этой связи региональные власти обращаются к соответствующему экспертному сообществу, в том числе научному.

Конференция проводится на регулярной основе?

Уже в пятнадцатый раз, причем в двадцатилетний юбилей Коми республиканской академии государственной службы и управления.
Что еще интересного было на конференции?

Интересно было все. Я надеюсь, что материалы конференции будут опубликованы или выложены на сайте Коми республиканской академии государственной службы и управления. Можно отметить большую полноту рассмотрения в серии докладов панельной дискуссии «Развитие Арктической зоны Республики Коми» потенциала угольных месторождений Республики и возможных вариантов его рационального использования. Особенно интересен доклад группы специалистов Института геологии Коми НЦ Уро РАН, посвященный перспективным направлениям обогащения и углубленной переработки углей с получением широкого перечня новой для промышленности региона продукции, в том числе инновационной. В целом, основное содержание докладов конференции – анализ перспектив и поиск дополнительных ресурсов развития социально-экономической сферы Республики.

Давайте вернемся к проблемам развития Арктической зоны страны. Что продемонстрировала конференция?

В первую очередь — рост значимости воздействия государственного управления на федеральном и региональном уровне на устойчивость и сбалансированность социально-экономической сферы регионов, особенно регионов со сложными природно-климатическими условиями жизнедеятельности и хозяйствования.
А как же невидимая рука рынка?

Никак. Биологам и экологам хорошо известно, что сложные многокомпонентные системы всегда не сбалансированы и находятся в состоянии поиска равновесных состояний, но никогда их не достигают в полной мере, так как им не хватает времени на завершение этого процесса. Частоты возникновения разнообразных «дестабилизирующих» воздействий на сложные системы обычно существенно больше периодов времени, необходимых для достижения равновесия. Более того, адаптация систем в режиме автоподстройки всегда происходит с большими издержками и потерями составляющих их компонентов. Причем отбраковываться при этом могут весьма жизнестойкие и стратегически перспективные компоненты, так как «выбраковывать» их будут, в том числе, случайные короткодействующие воздействия. Например, в людских коллективах в условиях жесткой конкуренции выживать будут самые агрессивные, циничные и подлые. Для Ньютонов и уж тем более Перельманов в таких условиях шансов на выживание нет.

И как это проецируется на системы социальные?

В чистом виде это — социальный дарвинизм в его людоедской формулировке: «умри ты сегодня, а я — завтра». Именно поэтому у высокоразвитых видов животных с групповой организацией имеются вожаки, организующие действия группы. И весьма часто это не самцы-доминанты, а старые опытные самки. Именно поэтому весь исторический период существования человека в его группах осуществлялось управление, причем главное содержание социальной эволюции — усложнение и совершенствование систем управления, обеспечивающее условия выживания и нормального существования всех членов человеческих коллективов.

Но ведь нас учат тому, что капитализм – это стихия нерегулируемых рыночных отношений?

Слово капитализм происходит от латинского «caput» — «голова». Иными словами это такая форма социального устройства, где источником благосостояния является не врожденный социальный статус, а человеческий ум и способность его применять. Но ум люди используют для управления процессами и ситуациями исходя из эгоистических или альтруистических соображений. Капитализм предполагает не отсутствие контроля за ситуацией и управления процессами, а осуществление управления в личных эгоистических интересах. Главное свойство капитализма — всеобъемлющая конкуренция по всем направлениям. Обман доверившегося — один из основных ее инструментов. В нашей стране упорно пытаются отказываться от государственного планирования, хотя это технически несовместимо с задачами выживания государства в условиях жесткой международной конкуренции. В развитых странах Запада не только государство, но и частные компании планируют свою деятельность, в том числе и на долгосрочный период до 25–50 лет.

Что планирует делать руководство Республики для продвижения в жизнь разработок ученых региона?

Я знаю много изобретений академических институтов (в том числе и в Республике Коми), которые не внедряются потому, что бизнес ищет легких заработков, а государственных инструментов внедрения инноваций у нас как не было, так и нет. Например, биохимики Коми НЦ Уро РАН изобрели ряд перспективных медицинских препаратов, но не могут провести их клинические испытания, так как у академии средств на это нет, а отечественный бизнес тратиться на длительный цикл клинических испытаний не хочет. Либо эти разработки так и останутся невостребованными, либо права задешево перекупят западные компании, которые вернут в Россию разработки ее же ученых, но уже по западным ценам на медицинские препараты, не доступным для большей части населения страны.
Доходы региона от добычи минеральных ресурсов упали и только своими средствами регион всех задач не решит. Нужно эффективное взаимодействие с федеральным уровнем, в первую очередь в рамках участия в мероприятиях государственных программ развития.
Все новости