Виктор Манн о скандиевом проекте РУСАЛа
18 августа 2016
Фото: Редкие земли
Об уникальном проекте получения скандия из красных шламов, образующихся при переработке бокситов, в эксклюзивном интервью журналу «Редкие земли» рассказывает технический директор РУСАЛа Виктор Манн.
В компании РУСАЛ разработана уникальная технология извлечения скандия из красных шламов. Как развивается скандиевый проект?
Мы активно развиваем проект по извлечению скандия. В этом году на Уральском алюминиевом заводе мы запустили пилотное производство скандиевого концентрата. Вначале коэффициент извлечения составлял 11%, сейчас мы извлекаем уже 25% всего скандия, содержащегося в красных шламах. Такая же динамика и по содержаниям оксида скандия в концентрате. Начиналось всё с 0,5%, сейчас уже в концентрате содержится 43% оксида скандия. Понятно, что чем больше содержание оксида скандия в концентрате, тем ниже себестоимость перечистки, то есть получения уже чистого оксида. Раньше перечистка нам обходилась в 200 долл./кг, но поскольку мы добились высокого содержания скандия в концентрате, сегодня перечистка нам обходится всего в 30 долл./кг. В июле этого года мы запустили участок перечистки на Уральском заводе и уже получаем чистый скандий.
Объемы пока небольшие?
Да, небольшие. Пока еще первые килограммы, но уже получаем. У нас пилотный участок небольшой, на 100 килограмм в год, для отработки технологии. Надо добиться хороших результатов по себестоимости, чтобы это был конкурентоспособный товар. В планах — отработка на участке технических решений для снижения себестоимости, создание типового модуля производительностью по 2-3 тонны в год. А дальше зависит от рынка. Мы готовы увеличивать объемы до 10 тонн в год.
А что будет являться конечным продуктом?
Мы не планируем ограничиваться только оксидом скандия, развиваем технологию получения Al-Sc сплавов. По всем прогнозам у этого продукта хорошее будущее. Но должен сложиться спрос. Пока спрос ограничен тремя факторами. Первый — в мире просто мало скандия, в 2015 году его было произведено всего около 15 тонн. Второй — сам скандий очень дорогой и сплавы тоже дорогие получаются. Третий — необходимость включения новых материалов в ГОСТы, СНИПы, морские регистры и т. д., так как только после этого они могут быть включены в конструкторскую документацию.
Вы можете повлиять на цену?
Цена на рынке будет снижаться, потому что мы сейчас работаем над снижением затрат. Скандиевые сплавы очень дорогие — где-то 12–15 тысяч долларов за тонну при содержании скандия 0,25%. Мы разработали сплавы, которые при содержании 0,1% обладают практически теми же самыми характеристиками. У этих сплавов очень высокая прочность на разрыв, очень высокий предел текучести, очень хорошие свариваемость, коррозийная стойкость. За счет того что мы снизили содержание скандия в 2,5 раза, цена сплава тоже сразу в 2,5 раза снизилась. Сейчас мы снижаем себестоимость и самого скандия. И плюс еще между скандием и сплавом есть лигатура. Сначала мы хотели технологию для производства лигатуры у кого-то купить, но потом разработали свою, позволяющую процентов на двадцать снизить себестоимость лигатуры, а значит, и конечного продукта. Мы поставили себе цель снизить себестоимость сплава до трех тысяч долларов за тонну. Понятно, при такой себестоимости перспективы реализации очень хорошие.
В чем заключаются преимущества Al-Sc сплавов по сравнению с традиционными материалами, используемыми, например, в авиастроении или судостроении?
При замене стали на подобные сплавы вес судна уменьшится процентов на шестьдесят. А это — экономия топлива и так далее. Сегодня все самолеты на заклепках, в каждом — по 100 000 заклепок, это добавляет 20–30% веса. А в случае Al-Sc сплавов можно будет все заклепки заменить сварными швами без ущерба для прочности. Будут использоваться скандиевые сплавы и в машиностроении. Они прочнее сплавов, которые сейчас используются в этой отрасли.
На сегодняшний день у вас уже есть готовые продукты, которые вы предлагаете рынку?
Мы пока не предлагаем. На сегодняшний день совместно с Уральским заводом изготовили пробную партию лигатуры своим способом. Покупатели на нее уже есть, а участок по производству лигатуры мы строим и запустим его в первом квартале 2017 года. И тогда уже начнем лигатуру продавать. Параллельно мы начинаем испытывать наши сплавы — совместно с зарубежными компаниями, с нашими в России, в частности с судостроителями.
Планируете экспортировать тоже? Есть спрос?
Да, есть зарубежные компании, они уже взяли наши образцы и готовы покупать.
Со скандием понятно, а что остальные редкие земли?
Лабораторные технологии существуют и для других редкоземельных металлов, но промышленная — пока только для скандия. В концентрате присутствуют иттрий, много циркония. Просто до них еще руки не дошли. Со скандием надо разобраться, чтобы это было экономически оправданно, а потом уже двигаться дальше.
---------------------------
Полную версию интервью Виктора Манна читайте в осеннем номере журнала «Редкие земли».
Текст: Владислав Стрекопытов
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ