Наступает эра ПАТЭС

3 ноября 2015

Фото: Евгений Кратт

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге находится в стадии завершения уникальный проект — плавучая атомнАЯ ТЕПЛОэлектростанциЯ (ПАТЭС). ЭТО отечественное ноу-хау, никто в мире подобных станций не строил. в будущем такие станции станут одним из самых конкурентоспособных экспортных товаров. ЗА РУБЕЖОМ Интерес к ПАТЭС очень большой. Балтийский завод уже посетили делегации из Японии, Китая, Кореи, ОАЭ и других стран.
Разработчиком проекта плавучей атомной электростанции является компания «Атомэнерго», входящая в структуру «Росатома». Именно она разработала всю концепцию, включая береговую часть и непосредственно плавучий энергоблок. Балтийский завод судостроения выполняет контракт по созданию плавучего энергоблока. Береговой частью занимается концерн «Росэнергоатом», в структуре которого создана дирекция по строительству плавучего энергоблока и самой станции.


Вся эта история началась на Балтийском заводе в 2010 году, когда произошла смена завода-строителя. Плавучую часть ПАТЭС начинали создавать на «Севмаше», потом по разным причинам производство было переведено в Санкт-Петербург, на Балтийский завод. Готовность «балтийской» части работ составляет порядка 80%. В настоящий момент смонтированы все металлоконструкции, на энергоблок загружено фактически всё оборудование. В апреле принято питание от береговых источников. Сейчас идет активная подготовка к началу швартовых испытаний. Следующая задача — подготовить объект для принятия на борт ядерного топлива. По графику это запланировано на январь-февраль 2016 года. Готовность к отправке — сентябрь 2016-го. Пока Балтийский завод идет строго в соответствии с контрактными обязательствами и графиком работ, даже с небольшим опережением.
«ПАТЭС будет эксплуатироваться в очень отдаленных районах, в чукотском Певеке, поэтому создается целый комплекс, — рассказывает Владимир Баженов, первый заместитель генерального директора Балтийского завода. — На плавучем блоке имеется, само собой, энергетическая установка, а также устройство для хранения отработанного ядерного топлива, чего нет, скажем, на атомных ледоколах. Построен большой жилой блок для экипажа, который будет обслуживать атомную станцию».
ПАТЭС должна выдавать 60 мегаватт электроэнергии и 70 гигакалорий тепловой энергии. То есть станция может обеспечивать потребителей не только электроэнергией, но и горячей водой. Нужно понимать, что мощность, которую выдает один энергоблок, позволяет спокойно обеспечивать город с трехсоттысячным населением. Поэтому все с нетерпением ждут, когда этот объект введут в эксплуатацию.
Понятно, что любой объект с ядерной энергетической установкой потенциально опасен. Поэтому применяются серьезные меры — технические, технологические, организационные, административные. «В проект были заложены решения, которые позволяют использовать энергоблок безопасно как для экипажа, так и для населения и природы, — продолжает Владимир Баженов. — Плавучая атомная электростанция — полностью замкнутый объект. Никаких выбросов в окружающую среду, все остается внутри. Раз в 6 лет загружается топливо. Сама установка должна меняться раз в 12 лет. Поэтому их должно быть две: одна ушла, а другая стоит. Надеемся, к тому моменту, как мы закончим, будет решен вопрос по созданию береговой инфраструктуры. К сожалению, она еще не выстроена, потому что в силу разных политических, административных и финансовых моментов несколько раз менялось место, где объект будет размещаться. Мы заинтересованы, чтобы скорее сдать свой объект, потому что Балтийский завод расположен в центре Санкт-Петербурга, там же мы будем загружать ядерное топливо. Но мы уверены, что всё будет хорошо, все атомные ледоколы исторически строятся на Балтийском заводе, и топливо на них загружается там же. И никаких происшествий, слава богу, не случалось».

Борис Арсеев, директор департамента международного бизнеса и развития концерна «Росэнергоатом»:
«Росэнергоатом» — это компания с огромным опытом безопасной эксплуатации атомных электростанций. Сегодня наш концерн — это 10 действующих станций, 34 энергоблока суммарной мощностью более 26 гигаватт. На этапе строительства находится уникальная плавучая атомная электростанция. Никаких проблем, которые могли бы повлиять на сроки поставки энергоблока, не существует. Концерн рассчитывает получить готовый плавучий энергоблок от Объединенной судостроительной корпорации осенью 2016 года. Вместе с тем, на завершающем этапе строительства, во время испытаний плавэнергоблока, когда необходимо будет работать с ядерными материалами, может возникнуть необходимость более деятельного участия со стороны госкорпорации. Из-за сложности проекта мы не исключаем, что сроки окончательного пуска энергоблока и сдачи его заказчику могут быть скорректированы — в допустимых пределах.
Второй фактор связан с обеспечением безопасности во время транспортировки энергоблока в период открытой навигации в северном регионе. Этот период приходится на весну-лето, соответственно, концерн будет корректировать свои планы, исходя из благоприятных погодных условий по транспортировке, в плане приемки объекта. Добавлю, что все вопросы финансирования закрываются плановым образом. Денежные средства исправно поступают на счета ОСК и завода по закрытию очередных строительных этапов.
В повестке дня стоит и вопрос интереса зарубежных компаний в приобретении этих технологий. Наиболее актуальным является взаимодействие с Китаем, с которым у нас очень активные деловые контакты в течение последних трех лет. Подобные объекты могут использоваться, например, в интересах нефтегазовых компаний, осуществляющих добычу полезных ископаемых в Бохайском заливе. Помимо непосредственной поставки плавэнергоблоков на промышленные площадки Китая, существуют варианты кооперации производственных усилий с передачей технологий и поставкой энергетического оборудования для реализации на судостроительных мощностях Поднебесной. Мы предполагаем, что взаимодействие с КНР перейдет в практическую плоскость в самом ближайшем будущем.


Журнал «Редкие земли» задал несколько вопросов управляющему проектом плавучих АЭС концерна «Росэнергоатом» Сергею Завьялову:
Как было заявлено, по существующему проекту загрузка и выгрузка ядерного топлива на плавучую станцию осуществляется один раз в 6 лет. Предполагается, что ПАТЭС будет две: одна пришла и работает, а вторая ушла менять топливо. А есть ли какая-то иная схема замены отработанного и получения нового топлива?
Плавэнергоблок имеет в своем составе хранилище ядерного топлива и отработанного ядерного топлива. Первая загрузка топлива осуществляется заводом-строителем. Период выработки топлива зависит от мощности, выдаваемой потребителям. Он может составлять 2 года, 2–3 года либо 3,5 года. Мы рассчитываем на средний период 2,5 года. Соответственно за весь период эксплуатации до ремонта могут быть четыре загрузки. По завершении десятилетнего периода эксплуатации энергоблок выводится в ремонт и ставится на завод-строитель, где происходит выгрузка отработанного ядерного топлива, всех радиоактивных отходов и их утилизация. После завершения ремонта плавэнергоблок с новой порцией топлива уходит к месту работы. Когда его нет, работает сменный блок. Мы сейчас прорабатываем вариант строительства второго сменного энергоблока.

Насколько ПАТЭС эффективнее по сравнению с традиционной для севера углеводородной энергетикой?
Мы посмотрели экономику работы нашей станции в условиях Чукотского автономного округа. Все расчеты подтверждают, что тарифы на электрическую энергию не только конкурентны по сравнению с угольной генерацией, они на 15–20% ниже. Если угольная генерация предлагает отпускной тариф 7–8 рублей за кВт/час, то наша технология в Арктике предлагает отпускной тариф в 5–5,5 рубля за кВт/час.

Сколько стоит такой плавучий энергоблок?
Совокупные затраты на проектирование и сооружение головного образца составили для концерна 21,5 миллиарда рублей. Говоря о строительстве второго энергоблока того же проекта, мы можем с уверенностью сказать, что стоимость его не будет превышать 18 миллиардов рублей. В этом случае мы рентабельны, не несем убытков. Таким образом, все наши усилия и вложения экономически оправданы.

Существует ли какая-то террористическая угроза во время эксплуатации плавучих атомных энергоблоков?
Мы рассчитываем, что такая опасность минимальна с точки зрения эксплуатации всего атомного флота и атомных станций, но, учитывая современные вызовы, самым тщательным образом продумываем вопрос физической защиты. Будем использовать как собственные силы и средства обеспечения охраны объекта, так и специализированные, предоставляемые государством, включая вооруженные силы. На период транспортировки атомного блока с завода-строителя в Санкт-Петербурге на точку постоянного базирования на севере сопровождение будут осуществлять ВМС РФ. На месте базирования в Арктике предусмотрено несколько глубоких эшелонов защиты, и мы не допускаем никаких, даже малейших вероятностей террористических проявлений на этой территории. У нас есть соответствующие договоренности с Министерством обороны о том, что инфраструктура МО РФ, дислоцирующаяся в Арктике, будет использована и для обеспечения безопасности ядерных объектов.

Правда, что Россия обсуждает с Китаем вопрос постройки шести ПАТЭС в северном регионе Поднебесной?
Отвечу так. Концерн прорабатывает вопросы использования накопленного опыта строительства головного энергоблока для перемещения на промышленные мощности Китая. Нам было бы интересно вместе с китайскими специалистами строить носители для наших ядерных установок. Мы готовы обеспечить поставку специального энергетического оборудования на китайские предприятия и совместно с китайскими коллегами установить это оборудование на суда, которые будут построены в Китае. Но мы находимся лишь на пороге такого сотрудничества. 
Все новости