Непонятый гений советской авиации
17 апреля 2015
Фото: Редкие земли
Роберт Лювигович Бартини чем-то напоминает Вольфа Мессинга. Тот тоже приехал из-за границы и творил здесь чудеса, предсказывал будущее. Бартини будущее не только предсказывал, но и создавал. Великий авиаконструктор оставил после себя полсотни проектов. Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ Р.О. Сухого, как-то спросил Роберта Людвиговича, может ли отстающая система догнать ушедшую далеко вперед другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?» Золотые слова! Кажется, гений авиастроения всю жизнь и бежал наперерез.
Родился Роберт Людвигович Бартини (Roberto Oros di Bartini) 14 мая1897 года в городе Каниже, на берегу Дуная. Будучи внебрачным ребенком знатного итальянца, австро-венгерского вельможи барона Людовика ди Бартини, он был подброшен своему же отцу, усыновлен и получил блестящее образование. Этому способствовала феноменальная одаренность мальчика, а также абсолютная свобода в качестве главного принципа воспитания. Малыш прекрасно рисовал обеими руками, читать научился сразу на нескольких языках. Здесь мы уже можем заметить первые проявления гениальности ребенка — немецкий он выучил, к примеру, на слух, когда мама читала ему на этом языке Жюля Верна. Нет сомнений, что великий писатель-фантаст вдохновил юного Бартини на дальнейшие открытия и прорывы в строительстве летательныхаппаратов. Говорили, что юный барон обладал телепатическими способностями (недаром мы вспомнили о Вольфе Мессинге). Роберт отвечал на вопросы окружающих прежде, чем те успевали их задать.
Отец-вельможа был мудр: он направил способности сына в нужное русло — у мальчика в детстве была своя обсерватория, а на 16-летие папа подарил ему аэроплан. Однако жизнь Роберта сделала кульбит, нарушив математически точный расчет отца. В 1916 году, окончив офицерскую школу, Роберт отправился на Восточный фронт. Во время Брусиловского прорыва попал в плен. Уже тогда военнопленные называли его «красным бароном». Вернувшись в Италию в 1918 году, Роберт закончил воздухоплавательный факультет Миланского политехнического института. В 1923 году он уезжает в Советскую Россию — помогать государству рабочих и крестьян в деле авиастроения.
У Роберта Бартини в детстве была своя обсерватория, а на 16-летие отец-вельможа подарил ему аэроплан. Однако жизнь Роберта сделала кульбит, нарушив математически точный расчет отца
«Каждые 10–15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы», — писал впоследствии Бартини. Он немного лукавил, одна известная советская поэтесса говорила о нем, отличающемся внешней привлекательностью, классическими чертами лица, спортивной и подтянутой фигурой: «Это был настоящий римлянин». Но действительно только в Советской России раскрылся невероятный талант Бартини, которого сам Сергей Павлович Королев называл своим учителем, а авиаконструктор Олег Константинович Антонов — «непонятым гением советской авиации». У гения были и некоторые странности. Например, в его квартире одна комната была выкрашена в ярко-красный цвет, в другой весь потолок был в звездах, а на стенах «разливалось» море с островами. Бартини пояснял интересующимся посетителям, что в первой он впитывает энергию космоса, а во второй — творит. Еще одна, кроме телепатических способностей, «странность»: у Бартини не суживались зрачки, поэтому окна его комнат всегда были зашторены. Для многих Бартини был личностью очень подозрительной. Не оставляло Роберта Людвиговича без внимания и НКВД. В 1938 году Бартини был арестован. Но он продолжал творить и в условиях заключения, в так называемой «шарашке», работая в тюремном КБ с Туполевым. Бартини был освобожден через пять лет после войны…
Помимо авиации и физики, Р.Л. Бартини занимался космологией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини»
Сконструированные Робертом Бартини самолеты опережали свое время. Например, военных заинтересовал экспериментальный истребитель ЭИ-1, впоследствии доработанный и названный истребителем «Сталь-6». В 1942 году Бартини разработал реактивный самолет, который должен был летать со скоростью 2400 км/час. В то время скорость самолета была 500 км/час. Самолеты, бомбившие Берлин осенью сорок первого, были созданы на основе разработок Бартини. Они обладали уникальной по тем временам дальностью полета. Проект морского ближнего разведчика МБР-2, который в дальнейшем был реализован конструктором Г. Бериевым, — это тоже одна из идей Бартини. А его идея двухлодочной схемы гидросамолета воплотилась в проекте тяжелого морского бомбардировщика МТБ-2. Всего на счету выдающегося авиаконструктора полсотни законченных проектов. Один из самых значимых и невероятных — экраноплан.
Предыстория такова. В свое время Бартини разработал теорию «транспортного куба». Она позволяла давать экономическую оценку различным видам перевозки пассажиров и грузов. Объем «куба» определяется скоростью, грузоподъемностью транспортного средства, его независимостью от погодных условий и размеров обслуживаемой территории по отношению к поверхности всей Земли. Отсюда берет начало объяснение транспортных пробок в городах, заторов в морских и воздушных портах, на железнодорожных и других коммуникациях. В поисках решения проблемы у нас в стране и за рубежом специалисты предлагали создавать и развивать так называемый бесконтактный транспорт: наземный — экрановозы и экраноходы, воздушный — экранолеты, морской — экранопланы. Уже имелся опыт создания аппаратов, передвигавшихся над земной и водной поверхностями за счет воздушной подушки, которая создавалась специальными компрессорами и двигателями. Специалисты такую воздушную подушку называют статической. Помимо достоинств, этот способ передвижения имеет недостатки: низкая скорость и малая грузоподъемность.
В свое время Бартини разработал теорию «транспортного куба». Она позволяла давать экономическую оценку различным видам перевозки пассажиров и грузов. Объем «куба» определяется скоростью, грузоподъемностью транспортного средства, его независимостью от погодных условий и размеров обслуживаемой территории по отношению к поверхности всей Земли
Роберт Людвигович пришел к выводу, что для поддержания такого аппарата в воздухе необходимо использовать не статическую, а динамическую воздушную подушку, создаваемую за счет газовоздушных потоков двигателей и экранного эффекта — напора набегающего воздуха при полете над опорной поверхностью, то есть над землей или водой.
И тогда Бартини приступил к разработке самолета-амфибии вертикального взлета и посадки. По мнению конструктора, его машина могла обеспечить решение многих транспортных проблем, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики. При большой грузоподъемности самолет, выполнив вертикальный взлет, продолжает полет, используя динамическую воздушную подушку. Для взлета и посадки амфибия может использовать как земную, так и водную поверхность при волнении моря до 4 баллов. Опытно-конструкторские работы, выполненные в ЦАГИ, показали прекрасные результаты. Амфибия совершала полет на скоростях, близких к самолетным, и выше, чем суда на подводных крыльях.
Для взлета и посадки амфибия может использовать как земную, так и водную поверхность при волнении моря до 4 баллов. Опытно-конструкторские работы, выполненные специалистами ЦАГИ, показали прекрасные результаты
Эти идеи легли в основу создания вертикально взлетающего самолета-амфибии ВВА-14. Большой объем транспортного отсека позволял размещать в нем различное оборудование и 4 тонны вооружения для борьбы с кораблями и подводными лодками противника. В проекте были применены оригинальные решения. Машина построена по аэродинамической схеме: центроплан — летающее крыло с консолями и бортотсеками. Силовая установка самолета-амфибии — два маршевых и 12 подъемных двигателей. Для обеспечения взлета и посадки с земной и водной поверхности было сконструировано пневматическое взлетно-посадочное устройство с поплавками длиной 14 и диаметром 2,5 метра.
Проекты и чертежи Роберта Бартини
ВВА-14 планировали использовать на флоте для борьбы с ракетными и многоцелевыми подлодками противника в ближней зоне. Кроме ударных задач, амфибия могла использоваться для поисково-спасательных операций. 4 сентября 1972 года был выполнен первый полет ВВА-14. Началась летная жизнь машины. Но, несмотря на успех программы заводских испытаний, амфибию ждало забвение. По мнению экспертов, главная причина крылась в межведомственных противоречиях. Серийный выпуск ВВА-14 для ВМФ требовал увеличить производственные мощности авиапрома или отказаться от некоторых программ ВВС. Конфликт флота и авиации был налицо. Решить проблему можно было только на уровне ЦК КПСС, и у Бартини с его авторитетом такая возможность была. Но смерть конструктора в Москве 6 декабря 1974 года поставила крест на этом проекте.
Воззрения Бартини на время как категорию нашего бытия перекликаются с воззрениями древних православных аскетов, в частности, преподобного Исаака Сирина, одного из наиболее проницательных боговдохновенных религиозных мыслителей. На высокой ступени духовного развития и святости очищенный от страстных помыслов ум начинает прозревать одновременно прошлое, настоящее и будущее, воспринимать трехмерное время
Помимо научно-технических задач, Бартини на протяжении всей жизни занимался проблемами теории познания, космологии и структурой пространства-времени, в том числе — вопросом о количестве измерений. В восприятии обыденного человеческого сознания в мире существуют три параметра пространства и один параметр времени. В действительности, считал Бартини, физические явления происходят в шестимерном континууме — время, как и пространство, имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. Его модель мироздания в научной литературе получила название «мир Бартини». Примечательно, что воззрения Бартини на феномен времени перекликаются с воззрениями древних православных аскетов, в частности, преподобного Исаака Сирина, одного из наиболее проницательных боговдохновенных религиозных мыслителей. На высокой ступени духовного развития и святости очищенный от страстных помыслов ум начинает прозревать одновременно прошлое, настоящее и будущее, воспринимать трехмерное время. Жизнь современников Бартини, в том числе святого преподобного Серафима Вырицкого и протоиерея Николая (Гурьянова), тому пример.
Роберт Бартини мыслил стратегически, концептуально, выявляя самую суть проблем. Черты его характера и образ жизни соответствуют религиозным представлениям о высокой степени духовного и интеллектуального развития личности, что, по-видимому, и сделало возможным гениальные озарения Бартини. Кстати, Роберт Людвигович всегда говорил, что он русский...
Предыстория такова. В свое время Бартини разработал теорию «транспортного куба». Она позволяла давать экономическую оценку различным видам перевозки пассажиров и грузов. Объем «куба» определяется скоростью, грузоподъемностью транспортного средства, его независимостью от погодных условий и размеров обслуживаемой территории по отношению к поверхности всей Земли. Отсюда берет начало объяснение транспортных пробок в городах, заторов в морских и воздушных портах, на железнодорожных и других коммуникациях. В поисках решения проблемы у нас в стране и за рубежом специалисты предлагали создавать и развивать так называемый бесконтактный транспорт: наземный — экрановозы и экраноходы, воздушный — экранолеты, морской — экранопланы. Уже имелся опыт создания аппаратов, передвигавшихся над земной и водной поверхностями за счет воздушной подушки, которая создавалась специальными компрессорами и двигателями. Специалисты такую воздушную подушку называют статической. Помимо достоинств, этот способ передвижения имеет недостатки: низкая скорость и малая грузоподъемность.
В свое время Бартини разработал теорию «транспортного куба». Она позволяла давать экономическую оценку различным видам перевозки пассажиров и грузов. Объем «куба» определяется скоростью, грузоподъемностью транспортного средства, его независимостью от погодных условий и размеров обслуживаемой территории по отношению к поверхности всей Земли
Роберт Людвигович пришел к выводу, что для поддержания такого аппарата в воздухе необходимо использовать не статическую, а динамическую воздушную подушку, создаваемую за счет газовоздушных потоков двигателей и экранного эффекта — напора набегающего воздуха при полете над опорной поверхностью, то есть над землей или водой.
И тогда Бартини приступил к разработке самолета-амфибии вертикального взлета и посадки. По мнению конструктора, его машина могла обеспечить решение многих транспортных проблем, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики. При большой грузоподъемности самолет, выполнив вертикальный взлет, продолжает полет, используя динамическую воздушную подушку. Для взлета и посадки амфибия может использовать как земную, так и водную поверхность при волнении моря до 4 баллов. Опытно-конструкторские работы, выполненные в ЦАГИ, показали прекрасные результаты. Амфибия совершала полет на скоростях, близких к самолетным, и выше, чем суда на подводных крыльях.
Для взлета и посадки амфибия может использовать как земную, так и водную поверхность при волнении моря до 4 баллов. Опытно-конструкторские работы, выполненные специалистами ЦАГИ, показали прекрасные результаты
Эти идеи легли в основу создания вертикально взлетающего самолета-амфибии ВВА-14. Большой объем транспортного отсека позволял размещать в нем различное оборудование и 4 тонны вооружения для борьбы с кораблями и подводными лодками противника. В проекте были применены оригинальные решения. Машина построена по аэродинамической схеме: центроплан — летающее крыло с консолями и бортотсеками. Силовая установка самолета-амфибии — два маршевых и 12 подъемных двигателей. Для обеспечения взлета и посадки с земной и водной поверхности было сконструировано пневматическое взлетно-посадочное устройство с поплавками длиной 14 и диаметром 2,5 метра.
Проекты и чертежи Роберта Бартини
ВВА-14 планировали использовать на флоте для борьбы с ракетными и многоцелевыми подлодками противника в ближней зоне. Кроме ударных задач, амфибия могла использоваться для поисково-спасательных операций. 4 сентября 1972 года был выполнен первый полет ВВА-14. Началась летная жизнь машины. Но, несмотря на успех программы заводских испытаний, амфибию ждало забвение. По мнению экспертов, главная причина крылась в межведомственных противоречиях. Серийный выпуск ВВА-14 для ВМФ требовал увеличить производственные мощности авиапрома или отказаться от некоторых программ ВВС. Конфликт флота и авиации был налицо. Решить проблему можно было только на уровне ЦК КПСС, и у Бартини с его авторитетом такая возможность была. Но смерть конструктора в Москве 6 декабря 1974 года поставила крест на этом проекте.
Воззрения Бартини на время как категорию нашего бытия перекликаются с воззрениями древних православных аскетов, в частности, преподобного Исаака Сирина, одного из наиболее проницательных боговдохновенных религиозных мыслителей. На высокой ступени духовного развития и святости очищенный от страстных помыслов ум начинает прозревать одновременно прошлое, настоящее и будущее, воспринимать трехмерное время
Помимо научно-технических задач, Бартини на протяжении всей жизни занимался проблемами теории познания, космологии и структурой пространства-времени, в том числе — вопросом о количестве измерений. В восприятии обыденного человеческого сознания в мире существуют три параметра пространства и один параметр времени. В действительности, считал Бартини, физические явления происходят в шестимерном континууме — время, как и пространство, имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. Его модель мироздания в научной литературе получила название «мир Бартини». Примечательно, что воззрения Бартини на феномен времени перекликаются с воззрениями древних православных аскетов, в частности, преподобного Исаака Сирина, одного из наиболее проницательных боговдохновенных религиозных мыслителей. На высокой ступени духовного развития и святости очищенный от страстных помыслов ум начинает прозревать одновременно прошлое, настоящее и будущее, воспринимать трехмерное время. Жизнь современников Бартини, в том числе святого преподобного Серафима Вырицкого и протоиерея Николая (Гурьянова), тому пример.
Роберт Бартини мыслил стратегически, концептуально, выявляя самую суть проблем. Черты его характера и образ жизни соответствуют религиозным представлениям о высокой степени духовного и интеллектуального развития личности, что, по-видимому, и сделало возможным гениальные озарения Бартини. Кстати, Роберт Людвигович всегда говорил, что он русский...
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ