ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА
16 июня 2014
О ПОЛЬЗЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В образовании все как в математике. В том смысле, что математика – стройная наука, где уже почти все продумано. Людям достаточно использовать содержание математики и развивать ее. В образовании то же самое. Слава Богу, предыдущие ученые, философы, социологи все разработали и описали. Применяйте наработанное с умом и душой, и все получится! Образование включает в себя пять частей. Первая компонента — теоретические знания, практические умения и навыки, которые усваиваются, переосмысливаются, совершенствуются и применяются на практике. Вторая часть образования — воспитание. Образованный человек, конечно, должен быть успешным, полезным, здоровым и счастливым. Но еще образование обязывает человека обладать набором важных качеств. Например, воспитанный человек должен быть толерантным к тому, чтобы, к примеру, заходя в японский ресторан, видеть в качестве официанток жителей Кыргызстана, плохо говорящих по-русски и поэтому долго уточняющих твой заказ, и не сердиться! Проявите воспитанную в школе толерантность! Развитие — третья компонента образования. Духовное, физическое, интеллектуальное развитие. В соответствии со стандартами образования интеллектуальное развитие становится важнейшей компонентой образования. Четвертая составная часть образования — это жизнеобеспечение. Физический и психологический комфорт, гарантированная безопасность, здоровое питание, информационная обеспеченность, комплексное медицинское обслуживание и прочее — все то, что обеспечивает возможность полноценно образовываться и быть счастливым в школьные годы. И последнее, о чем предупреждал педагогов еще Александр Герцен: школа, обучая детей, в процессе образования обязана просвещать общество. Только просвещенное общество способно продуктивно воспринимать знания и использовать их на практике. Кстати, нынешнее Министерство образования раньше называлось Министерством просвещения. Да и древние греки, между прочим, большое значение придавали просветительству, давая знания подросткам и юношам лишь незначительное количество времени. Конечно, со временем значение знаний возросло. И эта парадигма образования заняла главенствующее место. Однако просвещение никто не отменял. Практически ни одна школа страны не занимается просветительством родителей и самих учителей. Нужно просвещать родителей, чтобы они знали, как воспитывать своих детей. Нужно просвещать родителей и учителей в области мировой практики образования. Просвещать нужно окружение школы, чтобы всем было понятно, куда движется мир и сама школа, что представляет собой школа и мир вокруг школы. И тогда продуктивность образования вырастет.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?
Я не так давно выступал на совещании в Белом доме, у вице-премьера Ольги Голодец. Рассматривалась проблема государственно-частного партнерства в образовании, медицине, социальной сфере и культуре. Четыре направления — четыре министра. Мой доклад был пятым, сразу же после докладов министров. Я вышел на трибуну и спросил Ольгу Голодец: сколько минут мне можно говорить? Она ответила: «Столько, сколько считаете нужным». И я рассказал о тех проблемах, которые существуют у образовательных учреждений, являющихся локомотивами системы образования страны, тянущими за собой все остальные школы. Что и кто, грубо говоря, тормозит их развитие. Например, финансовый вопрос: кредиты на развитие образования. На совещании сидели представители Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка. И я сказал, что, когда мы, в частности, обратились в Сбербанк за кредитом, нам сказали: надолго денег не дадим и дадим под обычные проценты, под которые дают учреждениям торговли. Но мы не торговля, у нас нет таких годовых или трехлетних оборотов. В образовании окупаемость заемных ресурсов — 8–12 лет. И кредит нам надо давать хотя бы на 10 лет. Но нам в кредите Сбербанк отказал, хотя мы именно у них оборачиваем все наши средства в течение 20 лет. Кстати, и государство ежегодно забирает только от одной школы в виде налогов и отчислений свыше 90 миллионов рублей. Я понимаю, если бы денег в Сбербанке не было. Но если деньги есть — дайте их локомотиву, и локомотив потянет за собой отстающие образовательные учреждения! А страна наша с каждым годом все больше и больше отстает в области образования от других стран. Кредиты можно было бы нам давать под разумные проценты и разумные сроки хотя бы потому, что именно мы реализуем грандиозные по масштабам страны социальные проекты, такие как Международная олимпиада «ИнтеллекТ» или Международная олимпиада «Грамотный русский язык». Мы лоббируем русский язык в мире! За это обычно платят! А мы готовы получать деньги в кредит, да еще и с процентами возвращать этому же государству… Ольга Голодец на все это живо отреагировала: мол, уважаемые господа, примите, пожалуйста, меры! Она хотя и является членом Правительства, но приказать Сбербанку все равно не в состоянии. Но хоть намек сделать можно: господа банкиры, имейте совесть! Кстати, например, в Германии, когда родитель вкладывает в частное образовательное учреждение один евро, страна докладывает в это же образовательное учреждение еще три. То есть частное образование обходится в Германии на 75% дешевле, чем реально стоит. …Так вот, закончилось совещание в Белом доме. Думаю: вот сейчас ко мне выстроится очередь из банкиров! Естественно, министр образования Ливанов должен подойти и сказать: давайте вместе решать ваши проблемы! И что вы думаете? Никто не подошел. Подошел только один инвестор, использующий арабские деньги. И тогда в уме всплывает сакраментальная фраза: «Заграница нам поможет». Например, в Арабских Эмиратах, где присутствует компания «Лукойл» и ее структуры, есть потребность в русскоязычной школе. Возможно, найдутся инвесторы, которые захотят построить школу в Дубаи. Там есть одна школа, но она очень слабая. Мы здесь готовы сотрудничать по полной программе. Из Лондона приезжала одна из руководителей общественной организации «Русская школа», она представляет 120 тысяч русскоязычных семей. Речь в ходе нашей беседы шла о том, чтобы открыть в Лондоне две школы. Одну в самом городе, здание уже есть, но оно не приспособлено под школу, поэтому нужны инвесторы. И загородная школа. В марте я еду в Лондон, чтобы обсудить все эти вопросы на месте. Так что инвесторы в образовании есть. Но — зарубежные. Мы работаем с четырьмя инвестиционными компаниями, и все они иностранные. Россиянам, по-видимому, это не нужно. Ведь, скажем, в торговле можно сделать оборот вложенных средств за полтора года… Почему только у иностранных фондов есть понимание социальной значимости своего функционирования — «Я живу, я работаю в том числе и для того, чтобы выполнять социальные функции»?
ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Как я уже говорил, к нам сейчас обратилась русская диаспора из Лондона, чтобы там появились Ломоносовские школы. Казалось бы, зачем им там нужна русская школа с классическими традициями российского образования (кстати, именно так звучит слоган нашей школы)? Ведь из нашей страны немало детей ежегодно отправляются учиться в Англию именно для получения английского образования! На самом деле, как многим понятно, уезжают ради безопасности. Но! Ради справедливости следует признать, что в хороших школах Англии, как показывают международные тестирования, чтению, естественным наукам учат лучше. Отмечу: в лучших школах. А вот то, что действительно сильно беспокоит русскоязычное население Англии, — это некачественное питание. И что, Ломоносовскую школу приглашают в Лондон ради организации питания? Конечно, не ради организации качественного школьного питания, хотя это было одним из важных пунктов переговоров, а ради того, что в нашей Ломоносовке является «изюминкой», — ради Образовательной технологии «ИнтеллекТ». А с правильным питанием во всем Лондоне дела обстоят неважно. Сын моего приятеля поехал туда открывать уже пятый ресторан фаст-фуда. Фаст-фуды для Лондона, да еще с крепкими напитками, — это то, что им надо! Кстати, я слышал по радио, что к 2018 году 30% лондонцев будут болеть онкологическими заболеваниями, а к 2024 году – 50%. По четырем причинам: табак, крепкие алкогольные напитки, плохие продукты питания и… воздух. Так что в Москве в этом смысле по отношению к Лондону — рай. Я уже не говорю о Подмосковье! На самом деле у нас в школе питание — очень важная составляющая организация здоровой жизни. Мы бьем в эту точку целенаправленно, идет постоянная кропотливая работа, сейчас даже взяли нового руководителя этого направления, чтобы еще больше улучшить вопрос питания в наших образовательных структурах. И мне, кстати, очень приятно, когда приходят родители и говорят, что ценят в Ломоносовской школе не только систему образования, но и воспитание здорового образа жизни. Благодаря приносимому из школы мнению ребенка родители тоже переходят на здоровое питание. То есть ребенок своим примером заставил родителей изменить в некоторой степени стиль жизни в лучшую сторону. Это ведь здорово!
ТРИУМФ И ВОЛЯ
В последние 3–4 года в нашей школе все достаточно хорошо начало складываться с развитием масштабов школ. Нами заинтересовались инвесторы, зарубежные инвестиционные фонды, увидев в школьном образовании нишу. Заинтересовались девелоперы поселков и микрорайонов, которым нужны хорошие школы для привлечения покупателей. Бизнесмены поняли, что через какое-то время мы можем стоить дороже и в нас нужно инвестировать или даже надо нас покупать. Действовать сейчас, пока мы стоим недорого. Что поделаешь, законы бизнеса! А так как школа — базис в развитии страны, то поэтому, думаю, и в стране тоже все может сложиться. Только воля нужна. В отечественном образовании накопились наработки, которые могут существенно повысить потенциал нации. Есть разработанные и апробированные образовательные системы, благодаря которым можно сделать так, чтобы, скажем, произошли кардинальные улучшения в различных областях школьного образования. Например, есть прекрасные системы развития читательских компетенций подростков и молодежи. Ведь в этой области наша страна сильно проигрывает паре десятков других стран. Но те люди в руководстве по образованию в стране, кто должны были бы заниматься этим направлением, видимо, не беспокоятся. Хотя знают о глобальных проблемах. Нет воли. Или возьмем математическое образование. Оно в целом по стране стало хуже. За четыре последних года Россия на международных олимпиадах по математике утеряла былые позиции. Бывший министр образования Великобритании, которого назначили директором педагогического университета в Лондоне, взял резкий курс на улучшение математических знаний в своей стране. И добился заметных результатов. Проявил волю. И триумф обеспечен!
ИНВЕСТИРОВАНИЕ В БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ
О будущем детей можно думать на любом уровне. Я знаю одну очень крупную компанию в России, которая финансирует образование достаточно большого числа обучающихся государственных колледжей для того, чтобы они впоследствии становились квалифицированными рабочими этой компании. Компания вкладывает деньги в свое будущее, финансируя будущее этих ребят. Отрадно то, что в ряде государственных школ мудрые родители формируют за свой счет фонды инвестирования в развитие школы. Не в компьютеры или в пластиковые окна. Родительскими средствами оплачиваются повышение квалификации учителей и приобретение школами образовательных технологий и методик. Родители вскладчину покупают не учебники, а развивающую литературу. И требуют от администрации школы внедрения купленного ими всего прогрессивного. Родители инвестируют в будущее собственных детей. Американские психологи провели исследование среди мужчин и женщин. Мамам и папам, при которых были дети, дали по сто долларов и предложили, пройдя по улице с магазинами книг, игрушек, товаров для женщин и товаров для мужчин, купить то, что они желали купить в это время. И как вы думаете, что покупали мамы и что покупали папы? Вот результаты: 100% пап купили вещи для себя — сигары и тому подобное, а 60% мам покупали товары для детей. Возможно, если бы на посту отечественного министра была женщина, с нашим образованием все было бы совсем по-другому…
ОБУЧЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАННОСТЬ
Обратите внимание на вопросы журналистов, которые, подойдя к школе или к университету, опрашивают школьников и студентов, в основном задавая вопрос: «Итак, чему вас научили здесь?» В беседах большинства взрослых, когда речь заходит о детях, говорят о знаниях. В телевизионных передачах, в которых соревнуются дети, с восторгом говорят о знаниях школьных или о знаниях каких-либо фактов, то есть об эрудированности. Спросите себя, что из школьной жизни востребовано в вузовской учебе или в будущей трудовой деятельности. Знания нужны, да. Но, как показывают оценки ученых и практиков, нужны они всего на 5%. В эти же 5% входят все обретенные в школе или вузе практические умения и навыки выполнения практических работ, включая навыки решения задач. Наши реальные конкуренты в системе образования — это сильные государственные гимназии и лицеи, которые набирают одаренных детей в 7–8-й или даже в старшие классы. Они имеют такие возможности и пользуются ими. В итоге в таких школах, к примеру, среди 500 школьников выпускниками являются более 100 человек. Для сравнения: в частной или в государственной школе, в которой обучаются те же 500 школьников, но с 0-го по 11-й классы, выпускников оказывается всего 30–40 человек. Понятно, что при равном качестве обученности 100-балльников по ЕГЭ или победителей предметных олимпиад среди сотни будет больше, чем среди трех или четырех десятков выпускников. И в рейтинге с такой системой подсчетов эти школы, несомненно, будут оказываться на лучших позициях. Но даже и при таком подсчете наша школа в рейтинге Московского департамента образования пропустила вперед только 87 школ из 72 гимназий, 36 лицеев и около 1400 столичных школ. В этом рейтинге речь шла только об обученности. Но образованность включает в себя степень интеллектуальной и физической развитости, уровень воспитанности и сформированность ряда важных для будущего конкретных компетенций, таких как проектирование и исследование. Каких результатов в будущем достигнут те, кто отлично учился? Какие завязанные в школе связи помогут им продвигаться в реальной жизни? Насколько они натренированы рисковать и просчитывать весь путь своего восхождения? Что из воспитанных черт и отработанных умений сможет обеспечить им возможность не тратить деньги, силы и годы своей жизни на нереальные проекты и бессмысленные дела? Не ограничит ли ученика характеристика «ботана» в его стремлении стать гениальным исследователем?
О НАШЕМ БУДУЩЕМ
Я думаю, мы в очень ближайшем будущем придем к инвестиционному контракту, и добросовестные инвесторы, которые не претендуют на изменение образовательной политики школы, войдут в наш бизнес с улучшением финансово-экономических показателей. Возможно, зарубежный инвестор, который согласится превратить нашу отечественную сеть школ в международную сеть, полностью выкупит нас, тем более что административно-хозяйственное управление сетью наших школ все равно должно перейти в руки молодых, современно мыслящих руководителей. Вариантов много, при этом я пока не знаю, какой из них лучший. Что решат наши консультанты и родительское сообщество, что окажется наиболее продвинутым решением для будущего наших школьников, на то я и соглашусь. Могу сказать одно: это будет первая достаточно крупная российская сделка в области образования. Недавно наши школьники участвовали в международном творческом конкурсе в Дубаи. Там собирают школы из разных стран и устраивают состязания школьников в области театрального и вокального искусства. В четырех номинациях наши дети заняли два вторых места… Так вот, у компании, которая организовывает данный конкурс, есть филиал в Москве. Мы с ними сейчас плотно сотрудничаем. Их интересует русская школа в качестве школы международной сети. Они хотят, чтобы это был международный бренд, например ILS — International Lomonosov School, и чтобы в ОАЭ мы обучали детей на английском, русском и арабском языках. А недавно выяснилось, что если мы откроем в Лондоне Ломоносовскую школу с обучением на английском языке и получим там лицензию, то можем московскую школу сделать филиалом английской школы. Таким образом, можно будет быстрее выстроить сеть международных Ломоносовских школ, со всеми вытекающими отсюда полезными последствиями. Например, уже частные школы из Ташкента и Бишкека захотели войти в этот холдинг. Там будут наши школы с обучением на английском, русском и соответственно на узбекском и киргизском языках. В Риге одна школа хочет, чтобы мы их просто выкупили, пока с обучением на русском языке, но у них есть потенциал, чтобы обучать детей и на латышском языке. Кстати, хороших частных школ на латышском языке в Риге крайне мало. Одна наша соотечественница, которая живет на Канарских островах и открывает там русскую православную церковь, приезжала к нам в школу для того, чтобы мы открыли русскую школу на Канарах. Правда, пока мы решили организовать там курсы развития интеллектуальных способностей на русском и испанском языках. Конечно, инвесторов интересует и диверсификация образовательного бизнеса. У нас и в этом направлении есть не только готовность, но и наработки: мы создали более 60-ти образовательных продуктов для государственных школ, мы уже издаемся в 3-х крупных издательствах и подготовились к изданию нескольких крупных серий развивающей и учебной литературы, мы вплотную подошли к созданию дистанционной системы в области школьного образования. Да ладно, не буду больше перечислять, чем мы интересны инвесторам. Но самая моя большая мечта связана с Индией. Индия находится на предпоследнем месте по международным исследованиям в области чтения. 61-е место из 62-х стран. И когда я начал общаться с представителями бизнеса и политики Индии, я сказал, что даже ради спортивного интереса могу взяться за эту проблему и за два года выведу Индию с 61-го места как минимум на 45-е. Может быть, еще выше. Сейчас ищу для реализации этой моей амбициозной идеи полезные бизнес-контакты. Еще у нас есть Президентская школа для детей из тех социальных слоев, которые не в состоянии оплачивать обучение в Ломоносовской школе. Для них мы создали из нашей основной «изюминки» курсовой формат интеллектуального развития школьников с 1-го по 11 классы. За 15 лет уже более 25 тысяч москвичей обучилось на этих наших курсах. Они доступные по цене и реальные по длительности. В общем, Ломоносовская школа, образно говоря, над всеми расправляет свои крыла…
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ